Интернационализация политики в защиту природы
Социализация природы должна привести к созданию «Интернационала в защиту природы». Надо придать ему именно всемирный характер вначале путем заключения европейских конвенций, затем всемирных, приобщая страны к защите общих благ, морей, воздуха, больших рек, объединяя их научные исследования по предотвращению вредных воздействий на природу, согласовывая финансовые издержки борьбы за природу.
Но это означает юридическую революцию по отношению к традиционному праву, основанному на национальном эгоизме, как и на эгоизме индивидуальном, когда поверхность моря и воздух над ним считаются «res nullius» — бесхозным имуществом. Те же самые явления — загромождение пространства и интенсификация вредных воздействий, - которые на национальном уровне требуют поставить под вопрос правомерность экономического либерализма и частной собственности на землю, на международном уровне требуют отказа от системы «laissez faire» и национального суверенитета.
Ныне защита морей, воздушных пространств и всего живого, что их населяет, должна стать делом всего мира, объединенного с этой целью в Интернациональное сообщество защиты природы — прототип всемирного правительства.
Положить конец всемирной драме может только всемирная политика.
Бесспорно, более или менее значительный прогресс промышленности или более или менее ощутимый дефицит земли и воды оказывают существенное воздействие на состояние физической окружающей среды. Но следует проводить принципиальное различие между неизбежным и устранимым; первое есть результат роста, второе — следствие экономической системы.
Человек призван быть стражем природы, а не ее собственником.
Каждое поколение отмечает свое существование ненужными и непоправимыми опустошениями в мире животных и растений. По какому же праву творение разрушает дело творца?
Защита природы, доступность ее для всех являются одним из первейших (и одним из находящихся в величайшем небрежении) требований современности, в котором воплощается принцип братства. «Социализация природы», оставаясь политической волей, есть прежде всего нравственный императив.