Кризис природы — обвинительный акт против материалистической, либеральной и урбанизированной цивилизации
Было бы странным заблуждением полагать, что можно сохранить природу, оставляя в неприкосновенности ту экономическую систему, которая ее разрушает. В самом деле, материализм, либерализм, урбанизация весьма усиливают оскудение природы, проистекающее оттого, что за счет ее пространства обеспечивается демографический и экономический рост.
Если современная цивилизация сможет высоко оценить природную среду лишь тогда, когда эта среда будет разрушена, и совсем или почти совсем не ценит ее, когда она сохраняется, надо ли удивляться исчезновению природной среды.
Человек разрушает природу потому, что он на этом зарабатывает, и часто много зарабатывает, а за сохранение природы он платит, и часто платит много.
Либерализм, суверенитет прибыли ускоряют расточение нематериальных богатств природы. Наконец, чрезмерная концентрация огромных масс населения на очень маленьких площадях аккумулирует такую массу вредных воздействий, что природные рамки на этих участках окончательно рушатся.
Непродуманная урбанизация умножает и доводит до критической точки вредные последствия развития материально заинтересованного общества.
Чтобы защитить природу и демократизировать доступ к ней, надо пересмотреть всю систему развития, как ее цели, так и ее методы.
Такого фундаментального пересмотра еще не было, и поэтому действия в защиту природы остаются малоэффективными. Они и не дадут эффекта, пока мы не преобразуем цивилизацию, экономику, политику столь глубоко, чтобы дать место новому обществу. Настало время нового «habeas corpus», на этот раз не политического, а психофизического; настало время вновь открыть ценность человеческого тела и учитывать его как основной элемент при организации города; настало время признать за человеком право на природу, основными аспектами которого были бы право на здоровье, красоту и науку через сохранение природной среды.
Единственным ответом на величайший вызов, брошенный современному человеку, камнем, смыкающим свод, является социализация природы.
Это будет признанием того, что природа является всеобщим благом, что она должна быть открыта для всех и что ее сохранение есть миссия общественных служб. Поэтому необходимо конкретизировать эту огромную ценность путем реорганизации всего общества, выделить значительную долю национального дохода в «бюджет природы» и облагать соответствующими налогами прежде всего виновников ущерба: разрушители природы должны расплачиваться за свои действия.
Во времена роста потребности в пространстве для труда и досуга коллективная и рациональная ответственность за такие редкие ресурсы есть требование солидарности и одновременно условие роста. Только гуманистическая социализация, организуя новую форму развития, которая примиряет человека с природой, обеспечит выживание и прогресс человека.
Фундаментальный выбор заключается не в том, чтобы «разрушить природу или остановить экономический рост», а в том, чтобы «разрушить природу или изменить общество».
Эта новая цивилизация должна обеспечить примат нематериальных благ над благами материальными, социализации над либерализмом, дезурбанизации над урбанизацией. Таково новое равновесие, которое следует установить в отношениях между человеком и природным пространством. Иначе нет надежды на спасение. Если не уничтожить причины кризиса, то можно отсрочить его, но избежать его нельзя.
Защита природы — это прежде всего политическая проблема.