Охрана природы — основа общественного развития
Мы должны выработать новую форму развития — защитницу, а не разрушительницу природы. Эта форма будет воплощена в новой промышленной политике и в новой политике благоустройства территории. Мы можем сберечь нашу физическую окружающую среду, не тормозя экономического роста; достаточно будет его переориентировать.
Отсюда вытекает необходимость в плане защиты природы, многолетней программе действий, в которой определялись бы по регионам перспективы использования естественной среды, меры по ее сбережению и улучшению. Такое «физическое» планирование, дополняющее экономическое планирование, должно сопровождаться перспективным балансом природы в соответствии с долгосрочной эволюцией потребностей и ресурсов и инвентаризацией «природного капитала», учитывающей биологические, эстетические и научные богатства.
Наше общество должно высоко оплачивать свое существование. Общее налогообложение за наносимый ущерб будет составлять главную долю необходимых для этого средств. Оно будет выражать собой финансовую ответственность загрязнителей перед страной за деградацию дефицитных коллективных благ. Таким образом, именно на тех, чья деятельность направлена на разрушение природы, будет возложено бремя расходов по предупреждению, восстановлению и компенсации ущерба.
Именно такой путь избирают все страны по отношению ко всем видам ущерба.
Во Франции, согласно закону от 16 декабря 1964 г., тот, кто загрязняет реки, обязан принять финансовое участие в борьбе против их загрязнения; тот, кто сдает под застройку охраняемые государством берега (по закону от 27 декабря 1960 г.), выплачивает компенсацию, предназначенную для общественной закупки других зеленых зон. В Соединенных Штатах гербовый сбор за разрешение на охоту почти полностью покрывает расходы по содержанию заповедников для водоплавающей дичи. В международном плане, согласно Брюссельской конвенции 1969 г., владельцы танкеров обязаны возмещать ущерб, нанесенный в случае аварии в море утечкой нефти или мазута.
В целях предотвращения серьезных психофизических расстройств, вызываемых шумом самолетов при взлете и посадке, в этой области совершается поистине «юридическая революция»: шум от самолетов перестает рассматриваться как обычное явление в окрестностях аэродромов, и в 1964 г. суд в Ницце, а в 1970 г. суд в Париже вынесли определение, что авиакомпании несут финансовую ответственность за ущерб, причиненный населению, в той мере, в какой шум «превышает установленную для городов норму».
Такой экономический учет вредных воздействий должен повлечь за собой переориентацию технического прогресса. Вместе с его финансовым балансом должен рассматриваться и его экологический баланс. Сумма обоих балансов покажет, полезно ли человеку то или иное новшество и надо ли его вводить. Технический прогресс не должен быть «антипрогрессом» для человечества.
Поэтому нам следует отказываться от технических нововведений, которые обкрадывают человека, ухудшая окружающую его среду, и направлять изобретательские усилия к открытию таких методов, которые улучшают или по крайней мере поддерживают состояние нашего физического окружения. Технический прогресс в авиации должен быть нацелен гораздо больше на то, чтобы сделать сносной жизнь людей, травмируемых шумом, а не на увеличение скоростей. В частности, снижение шума от сверхзвуковых самолетов, особенно «Конкорда», до уровня шума от дозвуковых самолетов должно рассматриваться как основная цель технических исследований в этой области, достижения которых следует непременно вводить в эксплуатацию этих самолетов.
Ежедневный выигрыш двух или трех часов для нескольких тысяч богатых путешественников не должен обеспечиваться за счет травмирования миллионов людей, живущих вблизи аэродромов, или тех, нал головами которых пролетают самолеты. Иначе это будет абсурдный «прогресс», оплачиваемый столькими человеческими жертвами!
Социализировать природу — это значит признать, что нематериальные богатства, порождаемые природой — удовлетворение биологических, эстетических, научных потребностей, — имеют экономическую ценность для нашего общества и что, следовательно, надо платить за их сохранение.
Если общественность не будет исчислять в цифрах и обеспечивать самыми разнообразными способами цен- постную сторону естественного пространства — закупкой земель общественными властями; принудительным уравниванием цен на участки под застройку и участки, сохраняемые в неизменном виде; дифференцированным налогообложением тех и других; получением компенсации за право прокладки дорог и другими ограничительными мерами, — если всего этого не будет, то дух прибыли неумолимо и постоянно будет толкать частную собственность на разрушение природы.
Наконец, социализировать природу — это значит открыть ее для всех.
Это значит не позволять богатству монопольно владеть естественным пространством; не позволять, чтобы достояние государства и местных общин разбазаривалось под нажимом частных интересов; это значит, напротив, расширять его путем больших общественных закупок.
Приходится признать, что в западном мире коммунальная собственность оказалась более надежным стражем природных богатств, чем частная собственность. Коммунальная собственность лучше обеспечивает пользование этими богатствами для страны в целом.
В больших агломерациях жизнь уже была бы невыносима без общественной собственности.
Отдельные более или менее крупные пространства зелени, сохранившиеся в Париже, почти все являются коммунальной собственностью Точно так же во всех районах, где наплыв туристов повышает цену на землю, можно сберечь природу и дать всем возможность дышать чистым воздухом и гулять в красивейших уголках природы только путем значительного расширения общественного достояния.
Две страны, Соединенные Штаты и Великобритания, где либерализм достиг своего апогея, что выразилось в широкомасштабных опустошениях, являются также странами, в которых раньше других были созданы самые замечательные институты коммунальной собственности: в одной из них — «национальные парки и национальные заповедники», в другой — «Нэшнл траст», частный фонд по приобретению исторических памятников и уголков природы.
Дух «общественной службы» предполагает также ограничение прав частной собственности для того, чтобы частные владельцы не использовали свое достояние в ущерб общим интересам. Владелец леса не должен иметь права отдавать его под застройку по своему усмотрению. Пользователь реки обязан свести до минимума ее загрязнение, пользователь котельной — свести до минимума загрязнение воздуха.