Были приняты различные меры по расширению общественного достояния

Правда, их значение было невелико.

  • Закон от 28 ноября 1963 года мог установить «мир на морских побережьях», дав государству право приобретать позади общественной береговой полосы полосу земли шириной от 20 до 50 м, чтобы предоставлять ее опять-таки публике. Сохранялись бы вид на море, доступ к морю, а земли частных собственников ушли бы в глубь суши. Была бы прекращена «война пляжей». Но вот уже восемь лет как Министерство оснащения не применяет этот закон.
  • Закон 1960 года позволил департаментам, для которых был установлен особый режим защиты, получать при застройках сборы минимум по 500 франков, чтобы закупать «в ощутимых периметрах» зеленые пространства, предназначенные для публики, неотчуждаемые и не подлежащие застройке. В целях облегчения таких приобретений департаменту было предоставлено приоритетное право на закупку участков в этих периметрах.

Этот закон не применялся в Лангедоке — Руссийоне, очень слабо применялся в Варе, где наибольшая часть ресурсов осталась неиспользованной, но в других департаментах (например, Буш-дю-Рон, Приморские Альпы и Корсика) обеспечил удачные приобретения. Департамент Буш-дю-Рон приложил особые усилия, используя выручку от аренды не для приобретения ненужных участков, а для ежегодных погашений по займу, предназначенному для приобретения природных зон для всех. Тем самым были сохранены обширные площади: 2600 гектаров в Камарге и свыше 500 гектаров в прибрежных бухтах. Провансальские бухты, пруды Камарга, острова Сангинэр у Корсики и залив Порто стали теперь частью коллективного достояния, и им не грозит исчезновение в результате застроек.

Однако в этой процедуре имеются два недостатка, которые снижают ее действенность: вот уже десять лет арендная плата не меняется и, следовательно, эти поступления потеряли значительную долю своей первоначальной стоимости; если департамент не желает делать закупки, то кредиты остаются неиспользованными (если только государство не сделает соответствующих закупок вместо департамента).

Специальные кредиты, предоставленные несколько лет назад. Министерству сельского хозяйства, позволили государству закупить леса в районах, находящихся под угрозой: в частности, массив Труа-Пиньон и лес Монмо-ранси в Парижском районе, лес Сент-Бон в Провансе, лес Сент-Аман в Норе. Параллельно Министерство оснащения предоставило специальную бюджетную дотацию агентству по охране деревьев для финансирования закупок общинами городских зеленых зонт

Наконец, в 1971 году Министерство охраны окружающей среды приобрело в целях сохранения наибольшую часть прекрасного средиземноморского острова Поркероль; остров представляет собой настоящий рай дикой природы, его населяют лишь несколько десятков рыбаков и земледельцев на площади 12 гектаров, но ему угрожает застройка на 6000 мест, предусмотренная в плане градостроительства Министерства оснащения Сможет ли государство, хозяин этой земли, воспрепятствовать попытке «коммерческой рентабилизации»? В ближайшее время будет разрешена постройка здесь домов на 300 мест для Средиземноморского клуба. Будущее Поркероля станет испытанием для французской политики окружающей среды.

Соответствующие инициативы, хотя они и полезны, несоизмеримы с нуждами. Необходимо подготовить широкую программу приобретения земель для общественных целей, чтобы нехватка коллективного пространства не приобрела в предстоящие годы драматического характера.

В США 39% земель являются общественными (из них 34% принадлежат государству и 5% местным сообществам), а во Франции — лишь 8%, в том числе 3,5% принадлежат государству и 4,5% местным общинам.

Таким образом, общественное природное пространство во Франции в пять раз меньше, чем в США, тогда как плотность населения у нас в четыре раза выше. То есть расхождение составляет пропорцию 1 : 20, разрыв продолжает расти, так как программа приобретения естественных пространств, принятая федеральным правительством, гораздо значительнее нашей: в 1971 году для закупок городских зеленых зон выделено 200 миллионов долларов — в 22 раза больше, чем во Франции, в расчете на душу населения — и 380 миллионов долларов для расширения природных парков.

Леса, принадлежащие государству и местным общинам, занимают лишь 7,5% французской земли и представляют только 36% французских лесов. В частном владении находятся 93% речных берегов и 60% озер и прудов.

Общественное природное пространство во Франции

Владелец

Леса (га)

Каналы и реки (га)

Озера (га)

Водохранилища (га)

Государство Общественные учреждения

1 650 000

2 430 000

105 000

50 000

32 000

 1 First Annual Report of the Council on environmental quality,

Государственный лес дает каждому французу 340 м2, лес, принадлежащий общинам, — 480 м2. Сохранение такой нормы при нынешних темпах роста населения предполагает, что первый вид собственности должен увеличиваться ежегодно на 13 500 гектаров, а второй — на 19 000 гектаров, то есть всего примерно на 33 000 гектаров.

Таким образом, чтобы сохранить нынешний уровень общественного владения лесами, нужно будет к 2000 году расширить эти владения на один миллион гектаров путем приобретения частных лесов или новых лесопосадок.

К этому миллиону гектаров леса нужно будет добавить закупку еще одного миллиона гектаров различных естественных пространств:

  • 500 000 гектаров для внутригородских зеленых зон, зеленых поясов вокруг городов, важнейших площадей в природных парках, а также для сохранения особо примечательных сельских пейзажей;
  • 200 000 гектаров для морских побережий и прилегающих к ним местностей;
  • 100 000 гектаров для особо интересных горных пейзажей и еще столько же для природных резерватов, имеющих научное значение.

В целом за предстоящие тридцать лет государство и общественные учреждения должны приобрести 2 миллиона гектаров. Это представляет лишь 3,5% французской земли, и после выполнения этой широкой программы закупок только 11,5% французской земли станет общественной против 39% в США; следовательно, чтобы организовать сохранение естественного пространства, следует, кроме общественных закупок, прибегнуть к другим мерам, таким, как частные фонды, сервитута общественного интереса и договорная система.

Это потребует весьма значительных усилий, поскольку за ближайшие тридцать лет предстоит увеличить наполовину общественное природное достояние. Мы уже видели, каких финансовых средств это потребует.

При определении очередности задач в выполнении такой программы следует учитывать биологическую ценность и опасность исчезновения: частные сады в городах; пояс вокруг городов, состоящий из лесов и лугов, которые подлежат сохранению или восстановлению; берега озер и сами озера, берега рек и морские побережья; болота, ледники и горные вершины; знаменитые пейзажи; резерваты научного значения; основные зоны национальных и региональных природных парков.

Программа должна также включать приобретение и благоустройство участков, которые будут искусственно превращены в природные пространства: ликвидация трущоб и разбивка на их месте садов; превращение выработанных карьеров в водохранилища; лесопосадки.

Нынешний век призван дать Франции то, прошлый век дал ей, когда был создан великолепный ландский лес. Сегодня нашими Ландами, нуждающимися в лесопосадках, будут Центральный массив, внутренняя Бретань, Лангедок, корсиканские и провансальские массивы, опустошенные лесными пожарами. Нужно «обогатить пространство» биологически и эстетически.

Приоритет должен быть отдан политике спасения провансальского и корсиканского леса, — политике, в значительной мере основанной на закупке обширных площадей государством.

Мы уже констатировали выше серьезность опустошений, причиненных лесными пожарами в Провансе и на Корсике: за десять лет выгорело 240 000 гектаров; каждый год — погибшие и получившие ранения люди; экологическая катастрофа завтра и разрушение несравненных красот, привлекающих туристов. Издавна и тщетно изыскивается решение проблемы в рамках либерализма. Но защита средиземноморского леса предполагает отказ от либерализма. Если взять сравнимые площади, то частного леса сгорает втрое больше, чем государственного. И в самом деле, частное владение лесом не имеет никакого экономического смысла для большинства собственников. Из 400 000 гектаров провансальского частного леса 300 000 гектаров принадлежат мелким собственникам, из которых на каждого приходится меньше 2 гектаров. Один гектар леса приносит 13 франков дохода в год. Существует, таким образом, неразрешимое противоречие между стоимостью леса для его собственника и стоимостью леса для региона. Практически нулевая в первом случае, она значительна во втором. Поэтому частный собственник не может и не хочет нести большие расходы по защите леса от пожара, которая предполагает: очистку от кустов, посадку малогорючих лесных пород, создание сети наблюдения, создание противопожарных просек и путей доступа, наличие постоянных пожарных команд, создание хранилищ воды на возвышенностях и в других местах

Либеральная тенденция неизбежно ведет к разрушению леса либо вследствие заброшенности, либо в результате урбанизации. Некоторые депутаты, в частности от департамента Вар, выступают за «селективную урбанизацию» леса. Но она либо окажется незначительной и ни в чем не воспрепятствует лесным пожарам — напротив, она только усилит опасность пожаров, прибавив к разрушению лесов разрушение вилл и гибель их обитателей, представителей животного и растительного мира, — либо же она будет очень плотной, и тогда действительно исчезнет опасность лесных пожаров, потому что исчезнут сами леса, но это вызовет экологическую и «туристическую» катастрофу.

Единственным возможным решением остается социализация провансальского леса по примеру того, что было сделано в прошлом веке для реставрации ландшафтов в горах. В наиболее опасной «красной зоне» государству следует закупить частный лес, организовать его защиту и новые лесопосадки. В других зонах, менее подверженных пожарам, надо будет объединить в обязательном порядке департаменты, общины и собственников в целях обеспечения коллективной защиты леса, хотя в данном случае и менее строгой и дорогостоящей. Нельзя одновременно спасти провансальский лес и режим частной собственности.

Чтобы расширить возможности демократического соучастия в управлении, защите и улучшении приобретенных двух миллионов гектаров, необходимо распределить собственность на эту площадь между различными учреждениями, среди которых будут: государство, департаг менты, общины, а также университеты для природных резерватов научного значения, органы управления природными парками, сельскохозяйственные кооперативы для хозяйств, которые будут сохранены в зеленых поясах и даже в черте города.

Эти кооперативы будут иметь особый статут. Они останутся собственниками неотчуждаемых земель и будут сдавать их земледельцам в долгосрочную аренду.

Давление города на окраины и расхождение в ценах на участки в зависимости от того, используются ли они для сельского хозяйства или для застройки, настолько велики, что частные сельские хозяйства быстро исчезают и сохранены могут быть лишь хозяйства, которые являются «публичной» собственностью. Кстати сказать, это позволит молодым земледельцам, которые будут членами этих кооперативов, приобщиться к управлению сельскохозяйственным предприятием, не вкладывая большого капитала.

Такие приобретения должны по мере возможности совершаться на основе полюбовной сделки.

Это будет облегчено созданием обширных зон, в которых будет действовать правило первенства: общественное учреждение, создающее зеленый резерват, будет иметь приоритетное право покупки при всех продажах участков. Необходимо, чтобы в рамках такого приоритетного порядка государство приобретало, а иногда даже экспроприировало — в достаточно сильно урбанизированных районах или районах, имеющих большое значение для развития туризма, — те леса, которые сохраняются, как таковые, в планах градостроительства, но уже раскуплены спекулянтами в целях застройки.

Поделиться:
Добавить комментарий