Бунт ужаса, нищета и угнетение — основа всякого бунта

Страдание из-за нездоровой и опасной жизненной среды, гнев против экономических сил, которые ради выгоды разрушают естественную среду, отчаяние перед безразличием и бессилием властей, возмущение против абсурдного общества, которое непрерывно лишает себя самых существенных благ: зелени, чистого воздуха, тишины, — все это создает условия для взрыва.

Крупные внутренние конфликты в последней трети XX в. будут связаны с охраной и использованием природы. Если ее уничтожение продолжится, это откроет путь революционному кризису.

Это бунт ужаса. Это понимание необходимости самоотверженной борьбы в защиту последних клочков общедоступных побережий, последних зеленых пространств в больших городах, последних святилищ девственной природы, какими являются национальные парки, борьбы за то, чтобы шум не обрекал целые районы на нервные болезни и даже психические расстройства.

Вокруг нас остается так мало природы, что, если нас лишат и этого, мы придем к катастрофе.

Вот что писал по поводу скупки побережий лидер ФДКТ Жильбер Деклерк: «Растянуться на травке или на песке, плавать, когда вам угодно, заморить червячка и гонять под ясным солнышком мяч без всяких правил — этого у нас еще не отняли».

1 «Temoignage Chretien», 2 septembre 1965.

Отсюда и спонтанный взрыв гнева: так как партии и профсоюзы не берут на себя организацию этого протеста, он находит свое выражение помимо них, иногда в связи с ними, но зачастую без них.

При таком забвении народного волеизъявления появляются новые структуры. Для борьбы против подобной пауперизации жизненной среды образуются комитеты защиты, как когда-то создавались профсоюзы для борьбы против пауперизации рабочих. Они объединяют людей, вышедших из самых различных социальных, политических и культурных слоев, впрочем часто поддерживаемых традиционными защитниками национального достояния, такими, как Федерация обществ охраны природы, Французский клуб туризма, Городская и сельская лига.

Это — социологическое явление первостепенной важности. «Война за пляжи», «битва за Парк Вануаз», «бой за парижские скверы», «борьба против шума в Орли» и сколько еще других баталий! Из-за недостаточно эффективной политики в области охраны природы теперь уже по всей Франции происходят открытый конфликт и противоборство ее разрушителей и ее защитников.

Май 1968 года умер в течение лета на отпускных пляжах. И наоборот, если еще несколько лет «присвоение» пляжей и побережий будет идти в сегодняшнем темпе, конфликт возникнет именно по этой причине. На юге с каждым летом усиливается напряженность а отношениях между отпускниками и деревенскими собственниками. В 1965 г. демонстрация туристов на средиземноморском берегу в Сан-Рафаэле против строительства частной стены, перегородившей этот пляж, превращается в бунт. Позже их будет больше. В 1967 г. две тысячи человек приняли участие в демонстрации в Лок- мане в Кот-дю-Нор с требованием свободного допуска к морю. Летом 1970 г. в Жуан-ле-Пэи туристы оккупировали частный пляж; на берегу Женевского озера возле Тойона была оборвана колючая проволока, ограждавшая пляж Пор-Рипай, который некий предприниматель, имеющий дело с недвижимостью, хотел поделить на участки как частный пляж.

1 Речь идет о массовых политических выступлениях французских трудящихся в мае — июне 1968 г. — Прим. перев.

Тысяча демонстрантов вышла на берега живописной реки Эрдр в пригороде Нанта с требованием права прогулок по ним, в то время как эскадрон жандармерии был готов ответить на любой призыв владельца этих берегов и выступить против такого покушения на частную собственность '.

Создаются также комитеты спасения для тех пляжей, которым угрожают проекты, сочетающие создание частных пристаней и разделение на участки, — как мысу Ферре, Аркашонскому побережью или Баскскому берегу у Биаррица.

Весной 1969

Весной 1969 г. генеральный совет Савойи и административный совет национального парка Вануаз, а в октябре 1969 г. межминистерский совет выразили согласие на требование влиятельного предпринимателя об «отторжении» 2500 га территории национального парка Вануаз, созданного в 1963 г. для того, чтобы сделать 53 000 га высокогорий хранилищем альпийской девственной природы.

Эти 2500 га включали две зоны, очень интересные в научном отношении своей фауной и флорой: прекрасный ледник Шовьер, где предприниматель запроектировал очень густую сеть механических подъемников для туристской станции, которую он затеял создать в Валь- Торанс, и ложбина Пользе, где также была предусмотрена туристская станция в угоду некоторым местным интересам.

Никогда еще наступление на природу не вызывало столь бурного протеста общественности: 300 000 подписей под петициями, вмешательство 250 самых различных ассоциаций и лиц — конфедерального бюро ВКТ и архиепископа парижского, ФДКТ и Академии наук, Федерации обществ охраны природы и Туристической ассоциации железнодорожников.

К гневу, вызванному разрушением замечательного экологического ансамбля, присоединилось возмущение тем, что природе были предпочтены деньги, что от прекраснейших пейзажей отреклись в пользу «сильных

1 Из 50 км берегов Эрдра от Нанта до океана общедоступными являются лишь 2 км, благоустроенные для прогулок, и 4 км, используемые с согласия владельцев. То, что в другом случае является обычным делом, будет скандальным для национального парка, где страна сохраняет свои прекраснейшие ансамбли первозданной жизни, старательно оберегая их для будущих поколений.

В июне 1971 г., после тяжелой двухлетней борьбы, правительство отказалось от отторжения 2500 га и от туристской станции в Пользе, но одобрило оборудование ледника Шовьер лыжным подъемником, как того требовал строитель туристской станции в Валь-Торанс; странное понимание «первозданной природы», неопровержимое признание владычества предпринимателей, специализирующихся на строительстве, и прецедент, опасный для природных парков: уважаются их границы, но предается их миссия.

Столь же внезапный взрыв гнева в защиту жалких клочков зелени произошел в Париже. В 1969 г. муниципальный совет принял обширную программу строительства подземных гаражей, расположенных под садами общественного пользования (смотрите гл. 5, страница 150). Разве не лучше было разместить их под улицами, а не под зелеными пространствами, которые эти работы сделали недоступными на два-три года, а затем лишили их самых красивых деревьев, замененных чахлыми кустарникам ввиду недостаточной толщины земляного слоя и окруженных шумом и окисью углерода, которую выделяют эти гаражи? Однако предпочли пожертвовать здоровьем посетителей этих садов автомобильному лобби.

После нескольких губительных опытов в Антверпенском сквере и сквере Бусико, окончательно разоренных, за несколько месяцев возникли комитеты защиты каждого из угрожаемых скверов. Множество петиций, пресс- конференций, демонстраций уже вырвало спасение для сквера Тампль, одного из нескольких зеленых пространств в одном из самых обездоленных в этом отношении округов, и даже для сквера Иоанна XXIII у Нотр- Дам — ландшафта с мировой известностью, хотя контракт с предпринимателем на строительство в этом районе был уже подписан.

Вот еще пример открытой борьбы между виновниками шума и их измученными жертвами.

С 1966 г. она мобилизует обитателей окрестностей аэропорта Орли, объединенных в Комитет защиты, куда входят представители 20 коммун департаментов Эссонн и Валь-де-Марн любой политической принадлежности, требовать прекращения всех ночных полетов, запрещения строительства новой взлетно-посадочной полосы и звукоизоляции общественных зданий. К демонстрациям и пресс- конференциям прибавилась одна новаторская юридическая акция. Направленная против трех компаний, обеспечивающих большинство рейсов — чтобы получить возмещение за вред, причиняемый населению, — она сослалась на статью 36 Кодекса гражданской авиации, которая возлагает на эксплуатирующих воздушный корабль ответственность за все убытки, причиненные им людям на земле. Решение Гражданского трибунала департамента Сена в 1970 г. поддержало это требование и отнесло финансовую ответственность за счет компаний.

Благодаря этому комитету сделан очень большой шаг на пути защиты «Прав природы». Заостряя внимание общественного мнения и администрации на этой проблеме, он способствовал очень важным техническим нововведениям, касающимся средств уменьшения шума в окрестностях аэропортов. Менее наглядными, рассеянными по всей стране выглядят спасательные действия по призывам многочисленных комитетов защиты: борьба за долину Бьевр против размещения в ней завода Ситроен и массового ее дележа, за долину Шеврез, которой угрожали «потоки» бетона, за провансальские бухточки, за средиземноморские берега, захватываемые иод частные гавани.

Загрязнение воздуха и шум -dj-акже. вызывают все большую тревогу общественности. В 1969 г. жители Манта устроили демонстрацию с требованием, чтобы большие цементные заводы района усовершенствовали улавливание пыли. В Шамбон-Фежероле M9jp запретил грузовикам, перевозящим уголь, проезд по центру города. В Тулузе жители квартала Буррасоль, устав наблюдать в течение долгого времени, как не выполняются судебные решения, предписывающие салотопенному заводу уменьшить запах от него, на неделю блокировали завод своими автомобилями. В 1970 г., измученные ночным шумом от разгрузки бытовых отбросов на мусоросжигательном заводе в Ренне, соседи блокировали въезд в него своими автомашинами.

Этот бунт, который, впрочем, не ограничивается Францией, может лишь расширяться и углубляться, по мере того как деградация природной среды будет все более ужасающей, а общественное мнение — все более чувствительным к ней.

Перед лицом психофизической нищеты

Перед лицом психофизической нищеты — из-за которой и происходят конфликты — мы должны сделать выбор: либо положить ей конец, либо обуздать ее виновников, либо политика в интересах природы, либо политика репрессий.

Как некогда борьба за преобразование Европы и за деколонизацию, охрана природы сегодня является историческим этапом в борьбе за человека, самой насущной из проблем, которую он должен был когда-либо поставить с момента своего появления на Земле. Во имя жизни человек не должен пренебрегать этой проблемой.

Поделиться:
Добавить комментарий