Ценность расцвета природы

К критерию посещаемости, выражающему количественный аспект потребности в природе, следует прибавить критерий ценности ее расцвета и выразить тем самым ее качественный аспект. Нельзя измерять ценность какого-нибудь ландшафта только числом его посещений.

Природа играет главенствующую роль в удовлетворении четырех основных прав современного общества: права на здоровье, на знание, на красоту и на размышление. Она отвечает одновременно физическому и духовному началу в человеке. Она дает ему возможность почувствовать вкус к жизни (право на здоровье) и благородство жизни (право на красоту, знание и размышление), которые, вместе взятые, приносят радость жизни. Она является одним из условий всей гуманистической экономики.

Желание обладать полноценной естественной средой, имеющей большие биологические, эстетические и научные достоинства, становится в современном мире все сильнее в связи с тем, что напряженность городской жизни делает досуг все более необходимым, а увеличение продолжительности последнего позволяет человеку покидать место своей работы и располагать длительным свободным временем.

Мы должны, следовательно, перейти от экономики «двух времен» — времени производства и времени потребления — к экономике «трех времен», которая прибавляет к двум первым время быть самим собой.

А где же легче быть самим собой, как не на лоне природы? И как можно быть самим собой в той жизненной среде, которая травмирует тело и душу?

Мы сводим на нет преимущества свободного времени, разрушая места отдыха.

Природа — это благо для тела: развлечение, отдых и разрядка, прогулки, спорт, живительный воздух и та роскошь, какой является сейчас тишина, и возможность испытать себя, и открытая каждому дорога к приключениям. Но природа также способствует развитию человека. Она является источником знаний, живой лабораторией для исследователя, она готова ввести в свой необыкновенный мир каждого, кто стремится его открыть.

Так, лес, который его посетители любят ради него самого, помогает им ощутить всю полноту жизни, если они не задавлены условиями жизни в городе — имеют неплохую квартиру в хорошем квартале на свежем воздухе, — в противном же случае он дает им немного покоя и забвения.

Природа — это также живой музей.

Созерцание ее бесконечной и изменчивой красоты — один из источников радости жизни, одна из причин жить. «Зачем я живу? — пел Борис Виан. — Затем, что это прекрасно». Нанося ущерб природе, индустриальное и урбанистическое общество убивает счастье.

Для художника природа — главный источник его вдохновения. «Надо, чтобы художник, — писал Милле, в творчестве которого сыграл столь большую роль лес Фонтенбло, — черпал всю полноту своей творческой энергии в бесконечности природы».

Какую важную роль в расцвете живописи сыграли Понт-Авен для Гогена, гора Сент-Виктуар для Сезанна, берега Нормандии для Марке, берега Сены для Мане, Сислея и Пикассо, холмы Прованса для Ван-Гога и Ренуара.

Для писателя пейзаж — это мир творческих эмоций.

Море, горы, поля заполняют творения романтиков от Руссо до Шатобриана. Это относится даже к авторам, дисциплинированным классицизмом. Каково влияние некоторых ландшафтов, например «Морского кладбища» в Сете, на Валери и старого галльского леса на творчество генерала де Голля! [1]

Если мы будем продолжать разрушать пейзажи, которые являются необычайным источником вдохновения, какое драматическое сокращение будущей культурной деятельности нашей цивилизации произойдет через 20 лет!

Наконец, природа необходима для сохранения свободы, потому что она высвобождает глубинные силы личности, подавляемые ограничениями городской жизни, и потому что в общество, иссушенное техникой и деньгами, она вносит живое дыхание поэзии. Возбуждая наше воображение и склонность к размышлениям, она является одним из ключей к величию человека. Своей жизненной силой, постоянно вдыхаемой в нас, она пробуждает страсть к творчеству, и человек, творя, выходит за свои ограниченные пределы.

«Мечтания интеллектуалов», «роскошь для привилегированных» — скажут некоторые по поводу этого перечисления наших потребностей в природе. Напротив, можно убедиться, что эти проблемы вызывают очень живой интерес народа и занимают в большой прессе место, соответствующее его растущей тревоге [2].

Это также и экономическая проблема, поскольку потребность в природе становится источником дохода для самых богатых: тихие улицы и островки зелени определяют стоимость недвижимости. Поэтому и реклама недвижимости вращается в основном вокруг пяти следующих тем.

Прежде всего, богатство биологических условий:

  • «Нигде воздух не может быть чище»;
  • «Поселок размещен на десяти гектарах среди каштанов, тополей, ив и платанов»;
  • «Уникально чистый воздух; отопление мазутом запрещено. Мы не знаем, что такое дым. Наш воздух таков, как в природе. Незагрязненный»;
  • «Царство покоя для переутомленного парижанина; утром завтрак наедине с птицами»;
  • «Деревья, цветы всех оттенков радуги... и ваша квартира»

Затем красота местности:

  • «Пять домов окружены садом, лучшим украшением которого является кедр, посаженный еще Жюссье»;
  • «Семь небольших домов, расположенных в романтическом парке с прудом и столетними деревьями»;
  • «На каждого жителя — по 1500 м [3] деревьев и красоты»;
  • «Очарование старины: жизнь в английском парке XVIII в.»

При случае подчеркивается близость красивых природных общественных зон, которые придают ценность жилью, например лесов, парков, пляжей:

  • «Приют свежести и покоя бок о бок с лесом Марли»;
  • «Покупайте квартиру — Сена и парк Сен-Клу»,
  • «В 1300 м от Версальского парка»;
  • «В двух шагах от Булонского леса»;
  • «И вашим садом будет парк Монсури» [4].

Продается также и вид:

  • «Вид на величественный и неприступный Монблан и горные пики»;
  • «Восхитительный вид на Медонский лес у горы Монвалерьен»;
  • «Сена у ваших ног» [5].

Наконец, излюбленным торговым аргументом стала охрана данной местности или ее окрестностей государством:

  • «Расположенный рядом с Версальским парком и столь же неприкосновенным, как и он, огромным дендрарием, Париж II будет, вероятно, одним из наиболее охраняемых мест во Франции»;
  • «Охранная зона: постановлением префектуры от 7 ноября 1956 г. район Пор- Рояль-де-Шан взят под охрану государства за свою естественную красоту и историческое значение»;
  • «Привилегированная зона: долина Бьевра — охраняемый район, где скоро возникнет замечательный ансамбль».

[1] «Когда я направляюсь для прогулки в один из соседних лесов, их мрачная глубина переполняет меня ностальгией, но внезапно птичье пение, солнечные блики на листве или почках лесной поросли напоминают мне, что жизнь, с тех пор как она появилась на земле, ведет бой, который она еще никогда не проиграла. И тогда я чувствую тайное утешение». (Генерал де Голль. Мемуары.)

[2] В некоторых выходящих большим тиражом публикациях появлялись целые страницы с навевающими ужас заголовками: «Не понадобится ли противогаз для жизни в пригороде»? («Le Parisien Libere», 24 aout 1964); «Да, шум убивает» («Paris-Match», 28 no- vembre 1964); «В ближайшие гОдьт Парижу будет угрожать нехватка питьевой воды» («France-Soir», 19 septembre 1965); «Спасите зеленые насаждения Иль-де-Франс» («Paris-Presse», 21 octobre 1965); «Будут ли наконец сохраняться зеленые зоны, необходимые парижанам?» («Le Parisien Libere», 22 octobre 1965); «Пощадите наши легкие» («Paris-Jour», 29 novembre 1965).

[3] «Le Figaro», 8 avril 1967; 8 aoflt 1969; «Express», 5 mai 1969; «Le Monde», 4 octobre 1969.

[4] «Le Figaro», 16 juin 1966; 12 dfecembre 1969; «Le Monde» 10 juin 1966; 6 juillet 1968, 22 mars 1969.

[5] «Le Figaro», 13 juillet 1966; 3 septembre 1966; 5 juin 1970.

Поделиться:
Добавить комментарий