Как финансируют разрушители природы. Кто загрязняет, тот и платит

Финансирование всех этих мероприятий предполагает введение нового принципа в экономическую жизнь. «Кто загрязняет, тот и платит» — таков финансовый аспект социализации природы.

До сих пор ее разрушение приносило только прибыль ее разрушителям. Надо, чтобы теперь это разрушение стало для них бременем. Причинение вреда природе не должно более нести с собой обогащение. Если деградация окружающей среды является столь быстрой и всеобщей то это потому, что прибыли от этого весьма ощутимы и присваиваются индивидуально, а бедствия и страдания от них носят распространенный и коллективный характер. В будущем основное бремя предупреждения или устранения вредных последствий должно ложиться на самих загрязнителей. Этот принцип не только справедлив с социальной точки зрения, но и экономически эффективен. Как только виновники вредных явлений увидят, что выгоды, которые они получали, исчезают, они изменят свою деятельность так, чтобы резко сократить или вообще свести на нет ущерб, причиняемый природной среде.

Если налог за вредность сильно- ударит по заводу, загрязняющему воздух и оглушающему соседей, он будет больше заинтересован в-установке очистительных сооружений и в улучшении звукоизоляции. Если за автомобиль, который выбрасывает слишком много окиси углерода, будет наложена денежная санкция, то его создатели направят свое производство на изготовление мало загрязняющих моделей, вместо того чтобы сосредоточивать свои усилия на увеличении скорости.

Налогом за вредность должны облагаться как деятельность, вызывающая эти бедствия, так и порождающие их объекты, а также и производство таких объектов: автомобиль, и автомобильный завод, и топливо, и нефтеперерабатывающий завод.

Следовало бы прибавить к нему налог в пользу зеленых зон, взимаемый при каждом разрешении на гражданское или промышленное строительство, а также и со всех прежних построек, чтобы все владельцы застроенных территорий способствовали охране, восстановлению и украшению природных пространств. Только на существующем жилье среднегодовой налог в 100 франков принес бы полтора миллиарда.

Само собой разумеется, что такой налог не поможет избежать исчезновения природных пространств, связанного с ростом населения, спросом на места отдыха и с развитием промышленности. В отличие от промышленных загрязнений недостаток пространства не может быть устранен в развивающемся обществе. Можно устранить загрязнение воздуха автомобилем, определив, во что оно обходится, но нельзя даже с помощью очень больших кредитов, увеличить общую долю зеленых насаждений на одного жителя. Нужно поэтому осваивать природные ресурсы, то есть насаждать леса на пустующих землях и приобретать определенные участки, чтобы взять их под охрану и сделать доступным для всех, там, где нехватка их является особенно острой.

В настоящее время, однако, наблюдается противоположная картина: не только отсутствует всеобщее обложение налогом разрушителей зеленых зон, но некоторые из них, напротив, освобождаются от уплаты налогов. Так обстоит дело с собственниками недвижимости, которые с 1963 г. пользуются — временно — подлинным «фискальным подарком». Прибыли, вкладываемые в новое строительство, фактически вообще освобождаются от налога на акционерные общества, который съедает до половины прибылей во всех других такого рода обще ствах.

Наконец, с агломераций пропорционально численности их населения должен взиматься прогрессивный го родской биологический налог. Города, особенно самые крупные, вследствие их величины являются, как и промышленные предприятия, источниками вредности. Одн из них промышленного происхождения: отравление воз духа и воды, отбросы, шум, порождаемый повседневной жизнью его обитателей. Другие пространственного ха рактера, они вызваны организацией градостроительства и чрезмерными его размерами: дефицит зеленых зон, удаление от природы, теснота.

Городской налог будет сдерживать чрезмерную урбанизацию, он будет способствовать установлению равновесия населения в пространстве, возрождению природы внутри и около городов.

Таким образом, с помощью этих налогов будет установлена истинная цена окружающей нас природы и тот ущерб, который мы ей наносим.

Борьба с загрязнением воды, опирающаяся на эти новые принципы, дает нам немало уроков. Это самая разумная финансовая система, используемая сегодня во Франции в борьбе с загрязнениями. Все загрязнители, будь то коммуны или заводы, вносят определенную плату: одни за загрязнение бытовыми стоками, другие за промышленные стоки, сбрасываемые в водную среду

Эта плата снижается, если сточные воды перед сбросом проходят очистку. Финансовое бремя, налагаемое на загрязнителей, варьирует в зависимости от объема сбрасываемых веществ [1] и величины взимаемой за это платы.

Установление этой величины, зависящей от водных бассейнов и региональных потребностей, может быть весьма эффективным орудием политики охраны окружающей среды.

Оно позволит налагать санкции в виде повышенной платы на сбросы в те водные пространства, где они особенно вредоносны. В Артуа-Пикардийском бассейне исходная единица такой платы определяется как 1 для сброса стоков в уже загрязненные воды, 1,5 для сброса в воду, которая еще остается чистой, и 2 для спуска стоков под землю. В море она прогрессирует от 0,2, если стоки сбрасываются в открытое море, до 0,8 при сбросе в порту и 1 при сбросе поблизости от пляжей, используемых для купания или выращивания раковин.

Оно служит основой для определения городского экологического налога, заставляя агломерации выплачивать стоимость вредности, возрастающую с ее увеличением. Исходная единица распространяется на коммуны с численностью населения от двух до десяти тысяч человек. Она сокращается на 25% для коммун с населением 500 — 2000 жителей, на 50% для коммун с числом жителей менее 500 и повышается на 10% при численности населения от 10 до 50 тысяч жителей, на 20%, если жителей более 50 тысяч.

Для большинства предприятий этот налог составляет лишь 0,1% прибавочной стоимости, а когда он превышает 2% — в некоторых особо загрязняющих отраслях промышленности, — излишек доплачивает государство. Такая система позволяет оказывать важную финансовую помощь в виде небольших субсидий и ссуд строительству очистных станций. Она составляет 25% стоимости работ для коммун и 45% для предприятий.

Но вся эта система еще хромает. Если города и промышленные предприятия должны платить большие налоги за порождаемые ими вредные явления, то им должна оказываться и помощь для устранения таких явлений.

Однако сейчас дело обстоит иначе. Налог на загрязнителей невелик, но их и слабо поощряют к строительству очистных сооружений. Чтоб побудить загрязнителей прекратить загрязнение, нужно, чтобы плата за за была по меньшей мере равна затратам на очистку. А это значит, что размеры платы должны быть повышены по крайней мере в три, а часто даже в пять раз. Город, который не очищает своих стоков, даже внося установленную сейчас плату, экономит ежегодно по семь франков на жителя. Такое положение ненормально, но его можно быстро поправить, только изменив правила установления платы, решение о повышении которой недавно принято бассейновым комитетом каждого гидрологического района. Но около половины мест в этом комитете занимают загрязнители, которые не склонны к повышению причитающейся с них платы. А потому необходимо, чтобы минимум такой платы ежегодно устанавливался законом

Взамен нужно провести три важные реформы.

Государство должно облегчить займы на установку очистных сооружений ввиду слишком большой для предпринимателей доли самофинансирования, которая сейчас составляет 45% для коммун и 55% для промышленных предприятий. Кроме этого, следует ввести материальное поощрение за внедрение этой техники, чтобы сократить реальную величину займов. Государство должно также гарантировать выплату этих займов, чтобы не заставлять предпринимателей вкладывать свои средства в дело, которое не принесет им прибыли После войны привилегированным финансовым режимом для своих займов пользовалась черная металлургия. Разве сохранение природы не является сегодня по крайней мере столь же существенной целью, как двадцать лет назад производство стали?

С другой стороны, промышленные предприятия отдают государству в виде налога, составляющего 50% прибыли, половину субсидий, предоставляемых им бассейновыми агентствами на сооружение очистных станций. А так как эти субсидии создаются из платы, вносимой предприятиями же, то получаются двойные санкции. Поэтому необходима вторая реформа, которая освободит субсидии, получаемые на оборудование для борьбы с загрязнениями, от всяких государственных налогов. Интересы промышленности несправедливо ущемляет также коммунальный торгово-промышленный налог, распространяющийся и на те работы, в которых заинтересовано общество и которые не дают ни прямой выгоды, ни роста производства. Необходимо освободить их от этого налога.

Эту систему налогов можно было бы с пользой применить и к другим вредным явлениям при условии одновременной большой помощи со стороны государства, чтобы реформировать, но не уничтожить загрязняющие предприятия. Из 15 миллиардов, необходимых для проведения эффективной политики охраны природы, 2/3 могли бы быть, вероятно, получены с загрязнителей, а 1/3 заплатила бы страна в целом.

Конечно, многих испугает увеличение размеров платы, предусматриваемой этой системой. Но оно не столь уж велико по сравнению с ростом других расходов. Эта плата будет равна 5% стоимости водопроводной воды — 5 сантимов за кубометр. Даже если ее размер увеличить в пять раз, очищенная вода будет еще очень дешевым продуктом, в 800 раз дешевле минеральной и даже в 20 раз дешевле воды, доставлявшейся на дом водовозами в начале XIX в.

Установлено также, что потребители готовы платить и больше, только бы их жизнь была более здоровой.

В 1970 г. Федерация потребительских кооперативов опросила своих членов, должна ли она стремиться к торговле сельскохозяйственными продуктами, получаемыми с применением минимума химических веществ, хотя это влечет за собой повышение цен; 80% опрошенных заявили, что должна и они готовы платить за такие продукты на 5 — 10% дороже [2].

С финансовой, технической и психологической точек зрения существуют самые благоприятные условия для спасения нашей Земли.

Так что же, господа оплакиватели природы? Будем и дальше оплакивать ее исчезновение или поймем наконец, что ее спасение в наших руках?


[1] Загрязнение оценивается по подряду в соответствии с расчетными таблицами, но заинтересованное лицо вправе требовать точного измерения. Единицей является «житель» для коммун и «эквивалент-житель» для предприятий. Плата — производное от величины сбрасываемых загрязнений.

[2] «Patronat», 1970, I, р. 50.

Поделиться:
Добавить комментарий