Трансформация социальных приоритетов: место природы в проблемном поле российского обывателя.

Состояние окружающей среды, безусловно, относится к области повышенного интереса, тревожности, беспокойства. Эта область не аморфна, она структурирована и жестко иерархична. Иерархия общественных беспокойств задается их приоритетами, оценками важности. В таблице приведены данные ВЦИОМ развития системы социальных беспокойств за период 1994 — 1998 годов.

Трансформации в системе проблемного поля Российского обывателя интересны и сводятся к следующему. Напряженность социального поля российской жизни неравномерна Она состоит из трех уровней, слоев. Больше всего задеваются личные интересы граждан из-за роста цен, безработицы, преступности. Это проблемы первого эшелона. К ним приковано максимальное внимание людей, эти проблемы — наиболее тревожны и опасны.

К проблемам второго эшелона относятся кризис в экономике и связанный с этим спад производства, социальная несправедливость и кризис морали, культуры. Проблемы второго эшелона явно носят меньшую личностную ориентацию, эти проблемы в большей степени социальны, поэтому-то они и менее значимы.

Трехслойная модель социального проблемного поля: уровни актуальности проблем

 Трехслойная модель социального проблемного поля: уровни актуальности проблем.

К третьему эшелону относятся проблемы социальной периферии. Это или уже неактуальные проблемы (социальная напряженность по поводу нехватки продуктов питания снизилась с 19% озабоченного этой проблемой населения в 1994 году до 3% в 1998 году), или действительно неважные. К таковым относятся проблема обострения национальных отношений (только 8% населения страны в 1998 году считали эту проблему тревожной) и проблема ухудшения состояния окружающей среды. Увы, в 1998 году только 12% населения были обеспокоены этим (7-е место в списке из 9 проблем). Если признать, что уровень обеспокоенности является фактором стимулирования деятельности, и если уровень религиозности (теизм и пантеизм) являются идеологическим оправданием, осмыслением этой деятельности, то размер активного, осмысленно-тревожного потенциала экологического движения оценивается в 5-7% взрослого населения. Ранее (в таблице 3.1.4) мы его оценили на 1997 г. в размере 6,2%. По-видимому, так оно и есть: при высоком уровне абстрактной обеспокоенности о «матери- природе» она сдвинута на периферию общественного сознания («потому что бесполезно что-либо делать», «есть дела поважнее», «от меня эта проблема не зависит»), оставаясь осознанной, побуждающей к действиям проблемой для весьма узкого круга (5- 7% населения страны).

В таблице приведены сведения о социально-демографических характеристиках населения, встревоженного состоянием окружающей среды, и о трансформациях социальной базы экологических алармистов.

Таблица. Социально-демографический профиль экологически обеспокоенного населения.

Характеристика профиля

Уровень обеспокоенности,%

Изменения (±)

 

1994

1995

1996

1997

1998

 

Иол:

 

 

 

 

 

 

мужской

27

22

24

23

10

-17

женский

32

28

30

30

15

-17

Возраст:

 

 

 

 

 

 

до 24 лег

34

32

38

36

14

-20

25-39 лет

30

26

30

31

14

-16

40-55 лет

=

26

24

19

14

-12

56 и старше

27

21

20

22

9

-18

Образование:

 

 

 

 

 

 

высшее и незаконченное высшее

31

32

40

31

17

-14

среднее

31

27

30

29

14

-17

ниже среднего

27

22

19

22

9

-18

Тип поселения:

 

 

 

 

 

 

большие города

-

32

32

30

15

-17

средние и малые города

-

24

28

26

13

-11

села

-

16

17

22

8

-8

Макрорегионы:

 

 

 

 

 

 

Европейский центр

-

38

40

32

16

-22

Север

-

22

28

24

14

-18

Юг

-

27

17

24

9

-18

Предуралье и Урал

-

29

31

29

9

-20

Сибирь и Дальний Восток

-

22

27

27

15

-7

Сипиалыно-профессиональный статус:

 

 

 

 

 

 

руководители

27

32

34

21

13

-14

специалисты

33

33

33

31

19

-14

служащие

31

29

33

32

16

-15

квалифицированные рабочие

28

21

23

21

11

-17

неквалифицированные рабочие

27

23

23

26

8

-19

учащиеся

37

35

50

38

12

-15

пенсионеры

27

21

17

22

8

-19

домохозяйки

36

25

31

33

18

-18

Социальный профиль экологического алармиста можно определить следующим образом: молодые и среднего возраста женщины с высшим и средним образованием, проживающие в городах Европейского центра, Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны и имеющие высокое статусное положение в обществе (они — специалисты и служащие) Впрочем, к этому усредненному алармисту тяготеют домохозяйки. Очень озабочены до 1997 года были учащиеся. В 1996 году половина учащихся считали экологическую проблему важнейшей.

Куда подевалась эта обеспокоенность в 1998 году (всего 12% встревожены) — неведомо. Что-то произошло в сознании учащейся молодежи, их внимание переключилось на какие-то другие проблемы.

Снизился уровень тревожности у руководителей. У них резкое снижение интереса к экологическим проблемам произошло на год раньше, чем у населения в целом. Уже в 1997 году руководители демонстрировали потерю интереса к проблемам охраны природы (спад интереса по сравнению с 1996 году на 13% и затем в 1998 году уменьшение «озабоченных» руководителей еще на 9%). Это неприятный факт. Учитывая высокий уровень подражательности поведения российских обывателей, снижение экологической озабоченности у руководителей можно считать знаковым, стимулирующим спад интереса к состоянию природы и у широких масс охлократизированного населения. Этот вывод не столь и удивителен: в России по-прежнему сильны феодальные традиции зависимости мнений людей от мнения начальника, мнения большинства, мнения референтных групп.

Сделаем еще одно предположение. Опросы службы «Мнение» (руководитель — Г. А. Пашков) свидетельствуют, что население страны ожидает только ухудшения ситуации по самым болезненным для себя проблемам (проблемам первого эшелона) Эти оценки приведены в таблице.

Связана ли тревожность по поводу состояния природы и религиозность?

Ранее мы предположили наличие такой связи, объяснив экологическое поведение через доминирование религиозных ценностей, с одной стороны, или материалистических ценностей — с другой. В таблице приведены данные о религиозности и экологической обеспокоенности населения страны.

  1. Тенденции состояния религиозности и озабоченности экологическими проблемами совпадают: за время с 1994 года произошло снижение религиозности и озабоченности. Причем снижение озабоченности было обвальным — в 2 раза выше спада религиозности. Спад озабоченности тотален и наблюдается во всех социальных группах.
  2. Спад озабоченности экологическими проблемами не зависит от динамики религиозности. Он наблюдался даже в тех социальных группах, где религиозность или не изменилась (у мужчин, в южных областях страны, у пенсионеров), или возросла (у пожилых людей, у малообразованного населения, в областях Предуралья и Урала, у квалифицированных рабочих и домохозяек).

Таблица. Оценки населением характера изменения проблем в будущем.

Оценка

1996

1997

Изменения

Как изменится экономическое положение Вашей семьи в следующие 12 месяцев:

— улучшится

— ухудшится

16

27

14

42

-2

+15

 

Как будут меняться цены в следующие 12 месяцев:

— будут расти

— будут снижаться

84

70

3

-14

6

+3

Как изменится безработица в нашей стране в течение следующих 12 месяцев:

— увеличится

— снизится

69

55

3

-11

2

-1

 

Религиозность является более устойчивым явлением, чем озабоченность состоянием природы.

Однако механизм связи между этими явлениями нам неясен. Однако очевидно, что и то, и другое явление определяются условиями жизни и подвержены влиянию проблем первого эшелона. Очевиден и уже сделанный ранее вывод. Ситуация в стране настолько драматична, что проблемы природоохранной деятельности стремительно уходят на периферию сознания. Религиозность не в состоянии компенсировать спад уровня озабоченности. Мы можем только предположить, что гипотеза индивидуализации поведения, одиночества населения, озабоченного собственным спасением и выживанием семей, подтверждается: мы видим стремительный спад озабоченности состоянием природы и фиксируем довольно высокий уровень религиозности и его спад, прежде всего, у людей работоспособного возраста (25-55 лет), с высоким уровнем образования, руководителей и безработных. По-видимому, это связано с тем, что для этих людей Бог или не нужен (они ориентированы на собственные силы в борьбе за выживание), или бесполезен (они отчаялись в этой борьбе — речь идет о безработных).

Таблица. Сравнение религиозности и обеспокоенности экологическими проблемами по социальным профилям в %,.

Социальный профиль

Религиозность (1997г.)

Обеспокоенность (1998 г.)

 

Считают себя религиозными

Изменения с 1994 г.

Тревожит состояние природы

Изменения с 1994 г.

Пол:

мужской

37

0

10

-17

женский

56

-8

15

-17

Возраст:

до 29 лет

41

-3

14

-20

30-49 лет

39

-8

14

-16

40-55 лет

41

-10

14

-12

более 55 лет

64

+ 2

9

-18

Образование:

высшее и незаконченное высшее

41

-8

17

-14

среднее

44

-5

14

-17

ниже среднего

58

+ 3

9

-18

Тип поселения:

большие города

47

-5

15

-17

средние и малые города

46

-4

13

-11

села

50

-5

8

-8

Макро регионы:

Европейский центр

50

-10

16

-22

Север

52

-1

14

-18

Юг

61

0

9

-18

Предуралье и Урал

65

+ 17

9

20

Сибирь и Дальний

Восток

28

-11

15

-7

Социально-профессиональный статус:

руководители

28

-18

13

-14

специалисты

40

-5

19

-14

служащие

46

-7

16

-15

квалифицированные рабочие

42

+ 2

11

-17

В таблице приведены сводные данные о социальных и экологических установках по социальным группам населения.

Из этой таблицы следует: отношение населения к экологическим проблемам (и не только к ним) дифференцированно, неоднородно: нет ни одной позиции, типа установки, мнения, поддерживаемых большинством; утилитарное отношение к природе характерно для 37% населения против 30% с выраженной альтруистической установкой.

Альтруисты — это, в большей степени, лица с высшим образованием (+8% по сравнению с утилитаристами) и жители крупных городов; довольно высок уровень установки, определяемой негативной ролью нашей цивилизации по отношению к природе. Наиболее ярко такая установка (возможно, опасная неолуддистским экстремизмом) характерна для молодых людей, для лиц с высшим образованием и для жителей крупных и средних городов; экономизм как форма материалистического мировоззрения (в том числе марксизма) о том, что спасение природы возможно только в условиях экономического роста; он характерен для всех жителей страны и доминирует у лиц с высшим образованием (+56% по сравнению с теми, кто не считает, что экономический рост спасителен для природы), жителей столиц и малых городов; жертвенность и готовность на повышение цен ради спасения природы соответствует альтруистической установке: она характерна для лиц с высшим образованием и жителей крупных городов; установка на личную ответственность и способность самому что-нибудь сделать характерна для молодежи, для лиц с высшим образованием, для мужчин, для жителей сел.

Поделиться:
Добавить комментарий