Трансформация социальных приоритетов: место природы в проблемном поле российского обывателя.
Состояние окружающей среды, безусловно, относится к области повышенного интереса, тревожности, беспокойства. Эта область не аморфна, она структурирована и жестко иерархична. Иерархия общественных беспокойств задается их приоритетами, оценками важности. В таблице приведены данные ВЦИОМ развития системы социальных беспокойств за период 1994 — 1998 годов.
Трансформации в системе проблемного поля Российского обывателя интересны и сводятся к следующему. Напряженность социального поля российской жизни неравномерна Она состоит из трех уровней, слоев. Больше всего задеваются личные интересы граждан из-за роста цен, безработицы, преступности. Это проблемы первого эшелона. К ним приковано максимальное внимание людей, эти проблемы — наиболее тревожны и опасны.
К проблемам второго эшелона относятся кризис в экономике и связанный с этим спад производства, социальная несправедливость и кризис морали, культуры. Проблемы второго эшелона явно носят меньшую личностную ориентацию, эти проблемы в большей степени социальны, поэтому-то они и менее значимы.
Трехслойная модель социального проблемного поля: уровни актуальности проблем.
К третьему эшелону относятся проблемы социальной периферии. Это или уже неактуальные проблемы (социальная напряженность по поводу нехватки продуктов питания снизилась с 19% озабоченного этой проблемой населения в 1994 году до 3% в 1998 году), или действительно неважные. К таковым относятся проблема обострения национальных отношений (только 8% населения страны в 1998 году считали эту проблему тревожной) и проблема ухудшения состояния окружающей среды. Увы, в 1998 году только 12% населения были обеспокоены этим (7-е место в списке из 9 проблем). Если признать, что уровень обеспокоенности является фактором стимулирования деятельности, и если уровень религиозности (теизм и пантеизм) являются идеологическим оправданием, осмыслением этой деятельности, то размер активного, осмысленно-тревожного потенциала экологического движения оценивается в 5-7% взрослого населения. Ранее (в таблице 3.1.4) мы его оценили на 1997 г. в размере 6,2%. По-видимому, так оно и есть: при высоком уровне абстрактной обеспокоенности о «матери- природе» она сдвинута на периферию общественного сознания («потому что бесполезно что-либо делать», «есть дела поважнее», «от меня эта проблема не зависит»), оставаясь осознанной, побуждающей к действиям проблемой для весьма узкого круга (5- 7% населения страны).
В таблице приведены сведения о социально-демографических характеристиках населения, встревоженного состоянием окружающей среды, и о трансформациях социальной базы экологических алармистов.
Таблица. Социально-демографический профиль экологически обеспокоенного населения.
Характеристика профиля | Уровень обеспокоенности,% | Изменения (±) | ||||
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
|
Иол: |
|
|
|
|
|
|
мужской | 27 | 22 | 24 | 23 | 10 | -17 |
женский | 32 | 28 | 30 | 30 | 15 | -17 |
Возраст: |
|
|
|
|
|
|
до 24 лег | 34 | 32 | 38 | 36 | 14 | -20 |
25-39 лет | 30 | 26 | 30 | 31 | 14 | -16 |
40-55 лет | = | 26 | 24 | 19 | 14 | -12 |
56 и старше | 27 | 21 | 20 | 22 | 9 | -18 |
Образование: |
|
|
|
|
|
|
высшее и незаконченное высшее | 31 | 32 | 40 | 31 | 17 | -14 |
среднее | 31 | 27 | 30 | 29 | 14 | -17 |
ниже среднего | 27 | 22 | 19 | 22 | 9 | -18 |
Тип поселения: |
|
|
|
|
|
|
большие города | - | 32 | 32 | 30 | 15 | -17 |
средние и малые города | - | 24 | 28 | 26 | 13 | -11 |
села | - | 16 | 17 | 22 | 8 | -8 |
Макрорегионы: |
|
|
|
|
|
|
Европейский центр | - | 38 | 40 | 32 | 16 | -22 |
Север | - | 22 | 28 | 24 | 14 | -18 |
Юг | - | 27 | 17 | 24 | 9 | -18 |
Предуралье и Урал | - | 29 | 31 | 29 | 9 | -20 |
Сибирь и Дальний Восток | - | 22 | 27 | 27 | 15 | -7 |
Сипиалыно-профессиональный статус: |
|
|
|
|
|
|
руководители | 27 | 32 | 34 | 21 | 13 | -14 |
специалисты | 33 | 33 | 33 | 31 | 19 | -14 |
служащие | 31 | 29 | 33 | 32 | 16 | -15 |
квалифицированные рабочие | 28 | 21 | 23 | 21 | 11 | -17 |
неквалифицированные рабочие | 27 | 23 | 23 | 26 | 8 | -19 |
учащиеся | 37 | 35 | 50 | 38 | 12 | -15 |
пенсионеры | 27 | 21 | 17 | 22 | 8 | -19 |
домохозяйки | 36 | 25 | 31 | 33 | 18 | -18 |
Социальный профиль экологического алармиста можно определить следующим образом: молодые и среднего возраста женщины с высшим и средним образованием, проживающие в городах Европейского центра, Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны и имеющие высокое статусное положение в обществе (они — специалисты и служащие) Впрочем, к этому усредненному алармисту тяготеют домохозяйки. Очень озабочены до 1997 года были учащиеся. В 1996 году половина учащихся считали экологическую проблему важнейшей.
Куда подевалась эта обеспокоенность в 1998 году (всего 12% встревожены) — неведомо. Что-то произошло в сознании учащейся молодежи, их внимание переключилось на какие-то другие проблемы.
Снизился уровень тревожности у руководителей. У них резкое снижение интереса к экологическим проблемам произошло на год раньше, чем у населения в целом. Уже в 1997 году руководители демонстрировали потерю интереса к проблемам охраны природы (спад интереса по сравнению с 1996 году на 13% и затем в 1998 году уменьшение «озабоченных» руководителей еще на 9%). Это неприятный факт. Учитывая высокий уровень подражательности поведения российских обывателей, снижение экологической озабоченности у руководителей можно считать знаковым, стимулирующим спад интереса к состоянию природы и у широких масс охлократизированного населения. Этот вывод не столь и удивителен: в России по-прежнему сильны феодальные традиции зависимости мнений людей от мнения начальника, мнения большинства, мнения референтных групп.
Сделаем еще одно предположение. Опросы службы «Мнение» (руководитель — Г. А. Пашков) свидетельствуют, что население страны ожидает только ухудшения ситуации по самым болезненным для себя проблемам (проблемам первого эшелона) Эти оценки приведены в таблице.
Связана ли тревожность по поводу состояния природы и религиозность?
Ранее мы предположили наличие такой связи, объяснив экологическое поведение через доминирование религиозных ценностей, с одной стороны, или материалистических ценностей — с другой. В таблице приведены данные о религиозности и экологической обеспокоенности населения страны.
- Тенденции состояния религиозности и озабоченности экологическими проблемами совпадают: за время с 1994 года произошло снижение религиозности и озабоченности. Причем снижение озабоченности было обвальным — в 2 раза выше спада религиозности. Спад озабоченности тотален и наблюдается во всех социальных группах.
- Спад озабоченности экологическими проблемами не зависит от динамики религиозности. Он наблюдался даже в тех социальных группах, где религиозность или не изменилась (у мужчин, в южных областях страны, у пенсионеров), или возросла (у пожилых людей, у малообразованного населения, в областях Предуралья и Урала, у квалифицированных рабочих и домохозяек).
Таблица. Оценки населением характера изменения проблем в будущем.
Оценка | 1996 | 1997 | Изменения | |
Как изменится экономическое положение Вашей семьи в следующие 12 месяцев: — улучшится — ухудшится | 16 27 | 14 42 | -2 +15 |
|
Как будут меняться цены в следующие 12 месяцев: — будут расти — будут снижаться | 84 | 70 3 | -14 6 | +3 |
Как изменится безработица в нашей стране в течение следующих 12 месяцев: — увеличится — снизится | 69 | 55 3 | -11 2 | -1 |
Религиозность является более устойчивым явлением, чем озабоченность состоянием природы.
Однако механизм связи между этими явлениями нам неясен. Однако очевидно, что и то, и другое явление определяются условиями жизни и подвержены влиянию проблем первого эшелона. Очевиден и уже сделанный ранее вывод. Ситуация в стране настолько драматична, что проблемы природоохранной деятельности стремительно уходят на периферию сознания. Религиозность не в состоянии компенсировать спад уровня озабоченности. Мы можем только предположить, что гипотеза индивидуализации поведения, одиночества населения, озабоченного собственным спасением и выживанием семей, подтверждается: мы видим стремительный спад озабоченности состоянием природы и фиксируем довольно высокий уровень религиозности и его спад, прежде всего, у людей работоспособного возраста (25-55 лет), с высоким уровнем образования, руководителей и безработных. По-видимому, это связано с тем, что для этих людей Бог или не нужен (они ориентированы на собственные силы в борьбе за выживание), или бесполезен (они отчаялись в этой борьбе — речь идет о безработных).
Таблица. Сравнение религиозности и обеспокоенности экологическими проблемами по социальным профилям в %,.
Социальный профиль | Религиозность (1997г.) | Обеспокоенность (1998 г.) | ||
| Считают себя религиозными | Изменения с 1994 г. | Тревожит состояние природы | Изменения с 1994 г. |
Пол: | ||||
мужской | 37 | 0 | 10 | -17 |
женский | 56 | -8 | 15 | -17 |
Возраст: | ||||
до 29 лет | 41 | -3 | 14 | -20 |
30-49 лет | 39 | -8 | 14 | -16 |
40-55 лет | 41 | -10 | 14 | -12 |
более 55 лет | 64 | + 2 | 9 | -18 |
Образование: | ||||
высшее и незаконченное высшее | 41 | -8 | 17 | -14 |
среднее | 44 | -5 | 14 | -17 |
ниже среднего | 58 | + 3 | 9 | -18 |
Тип поселения: | ||||
большие города | 47 | -5 | 15 | -17 |
средние и малые города | 46 | -4 | 13 | -11 |
села | 50 | -5 | 8 | -8 |
Макро регионы: | ||||
Европейский центр | 50 | -10 | 16 | -22 |
Север | 52 | -1 | 14 | -18 |
Юг | 61 | 0 | 9 | -18 |
Предуралье и Урал | 65 | + 17 | 9 | 20 |
Сибирь и Дальний Восток | 28 | -11 | 15 | -7 |
Социально-профессиональный статус: | ||||
руководители | 28 | -18 | 13 | -14 |
специалисты | 40 | -5 | 19 | -14 |
служащие | 46 | -7 | 16 | -15 |
квалифицированные рабочие | 42 | + 2 | 11 | -17 |
В таблице приведены сводные данные о социальных и экологических установках по социальным группам населения.
Из этой таблицы следует: отношение населения к экологическим проблемам (и не только к ним) дифференцированно, неоднородно: нет ни одной позиции, типа установки, мнения, поддерживаемых большинством; утилитарное отношение к природе характерно для 37% населения против 30% с выраженной альтруистической установкой.
Альтруисты — это, в большей степени, лица с высшим образованием (+8% по сравнению с утилитаристами) и жители крупных городов; довольно высок уровень установки, определяемой негативной ролью нашей цивилизации по отношению к природе. Наиболее ярко такая установка (возможно, опасная неолуддистским экстремизмом) характерна для молодых людей, для лиц с высшим образованием и для жителей крупных и средних городов; экономизм как форма материалистического мировоззрения (в том числе марксизма) о том, что спасение природы возможно только в условиях экономического роста; он характерен для всех жителей страны и доминирует у лиц с высшим образованием (+56% по сравнению с теми, кто не считает, что экономический рост спасителен для природы), жителей столиц и малых городов; жертвенность и готовность на повышение цен ради спасения природы соответствует альтруистической установке: она характерна для лиц с высшим образованием и жителей крупных городов; установка на личную ответственность и способность самому что-нибудь сделать характерна для молодежи, для лиц с высшим образованием, для мужчин, для жителей сел.