Трансформация социальных приоритетов: место природы в проблемном поле российского обывателя.
Состояние окружающей среды, безусловно, относится к области повышенного интереса, тревожности, беспокойства. Эта область не аморфна, она структурирована и жестко иерархична. Иерархия общественных беспокойств задается их приоритетами, оценками важности. В таблице приведены данные ВЦИОМ развития системы социальных беспокойств за период 1994 — 1998 годов.
Трансформации в системе проблемного поля Российского обывателя интересны и сводятся к следующему. Напряженность социального поля российской жизни неравномерна Она состоит из трех уровней, слоев. Больше всего задеваются личные интересы граждан из-за роста цен, безработицы, преступности. Это проблемы первого эшелона. К ним приковано максимальное внимание людей, эти проблемы — наиболее тревожны и опасны.
К проблемам второго эшелона относятся кризис в экономике и связанный с этим спад производства, социальная несправедливость и кризис морали, культуры. Проблемы второго эшелона явно носят меньшую личностную ориентацию, эти проблемы в большей степени социальны, поэтому-то они и менее значимы.
Трехслойная модель социального проблемного поля: уровни актуальности проблем.
К третьему эшелону относятся проблемы социальной периферии. Это или уже неактуальные проблемы (социальная напряженность по поводу нехватки продуктов питания снизилась с 19% озабоченного этой проблемой населения в 1994 году до 3% в 1998 году), или действительно неважные. К таковым относятся проблема обострения национальных отношений (только 8% населения страны в 1998 году считали эту проблему тревожной) и проблема ухудшения состояния окружающей среды. Увы, в 1998 году только 12% населения были обеспокоены этим (7-е место в списке из 9 проблем). Если признать, что уровень обеспокоенности является фактором стимулирования деятельности, и если уровень религиозности (теизм и пантеизм) являются идеологическим оправданием, осмыслением этой деятельности, то размер активного, осмысленно-тревожного потенциала экологического движения оценивается в 5-7% взрослого населения. Ранее (в таблице 3.1.4) мы его оценили на 1997 г. в размере 6,2%. По-видимому, так оно и есть: при высоком уровне абстрактной обеспокоенности о «матери- природе» она сдвинута на периферию общественного сознания («потому что бесполезно что-либо делать», «есть дела поважнее», «от меня эта проблема не зависит»), оставаясь осознанной, побуждающей к действиям проблемой для весьма узкого круга (5- 7% населения страны).
В таблице приведены сведения о социально-демографических характеристиках населения, встревоженного состоянием окружающей среды, и о трансформациях социальной базы экологических алармистов.
Таблица. Социально-демографический профиль экологически обеспокоенного населения.
Характеристика профиля |
Уровень обеспокоенности,% |
Изменения (±) |
||||
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Иол: |
|
|
|
|
|
|
мужской |
27 |
22 |
24 |
23 |
10 |
-17 |
женский |
32 |
28 |
30 |
30 |
15 |
-17 |
Возраст: |
|
|
|
|
|
|
до 24 лег |
34 |
32 |
38 |
36 |
14 |
-20 |
25-39 лет |
30 |
26 |
30 |
31 |
14 |
-16 |
40-55 лет |
= |
26 |
24 |
19 |
14 |
-12 |
56 и старше |
27 |
21 |
20 |
22 |
9 |
-18 |
Образование: |
|
|
|
|
|
|
высшее и незаконченное высшее |
31 |
32 |
40 |
31 |
17 |
-14 |
среднее |
31 |
27 |
30 |
29 |
14 |
-17 |
ниже среднего |
27 |
22 |
19 |
22 |
9 |
-18 |
Тип поселения: |
|
|
|
|
|
|
большие города |
- |
32 |
32 |
30 |
15 |
-17 |
средние и малые города |
- |
24 |
28 |
26 |
13 |
-11 |
села |
- |
16 |
17 |
22 |
8 |
-8 |
Макрорегионы: |
|
|
|
|
|
|
Европейский центр |
- |
38 |
40 |
32 |
16 |
-22 |
Север |
- |
22 |
28 |
24 |
14 |
-18 |
Юг |
- |
27 |
17 |
24 |
9 |
-18 |
Предуралье и Урал |
- |
29 |
31 |
29 |
9 |
-20 |
Сибирь и Дальний Восток |
- |
22 |
27 |
27 |
15 |
-7 |
Сипиалыно-профессиональный статус: |
|
|
|
|
|
|
руководители |
27 |
32 |
34 |
21 |
13 |
-14 |
специалисты |
33 |
33 |
33 |
31 |
19 |
-14 |
служащие |
31 |
29 |
33 |
32 |
16 |
-15 |
квалифицированные рабочие |
28 |
21 |
23 |
21 |
11 |
-17 |
неквалифицированные рабочие |
27 |
23 |
23 |
26 |
8 |
-19 |
учащиеся |
37 |
35 |
50 |
38 |
12 |
-15 |
пенсионеры |
27 |
21 |
17 |
22 |
8 |
-19 |
домохозяйки |
36 |
25 |
31 |
33 |
18 |
-18 |
Социальный профиль экологического алармиста можно определить следующим образом: молодые и среднего возраста женщины с высшим и средним образованием, проживающие в городах Европейского центра, Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны и имеющие высокое статусное положение в обществе (они — специалисты и служащие) Впрочем, к этому усредненному алармисту тяготеют домохозяйки. Очень озабочены до 1997 года были учащиеся. В 1996 году половина учащихся считали экологическую проблему важнейшей.
Куда подевалась эта обеспокоенность в 1998 году (всего 12% встревожены) — неведомо. Что-то произошло в сознании учащейся молодежи, их внимание переключилось на какие-то другие проблемы.
Снизился уровень тревожности у руководителей. У них резкое снижение интереса к экологическим проблемам произошло на год раньше, чем у населения в целом. Уже в 1997 году руководители демонстрировали потерю интереса к проблемам охраны природы (спад интереса по сравнению с 1996 году на 13% и затем в 1998 году уменьшение «озабоченных» руководителей еще на 9%). Это неприятный факт. Учитывая высокий уровень подражательности поведения российских обывателей, снижение экологической озабоченности у руководителей можно считать знаковым, стимулирующим спад интереса к состоянию природы и у широких масс охлократизированного населения. Этот вывод не столь и удивителен: в России по-прежнему сильны феодальные традиции зависимости мнений людей от мнения начальника, мнения большинства, мнения референтных групп.
Сделаем еще одно предположение. Опросы службы «Мнение» (руководитель — Г. А. Пашков) свидетельствуют, что население страны ожидает только ухудшения ситуации по самым болезненным для себя проблемам (проблемам первого эшелона) Эти оценки приведены в таблице.
Связана ли тревожность по поводу состояния природы и религиозность?
Ранее мы предположили наличие такой связи, объяснив экологическое поведение через доминирование религиозных ценностей, с одной стороны, или материалистических ценностей — с другой. В таблице приведены данные о религиозности и экологической обеспокоенности населения страны.
- Тенденции состояния религиозности и озабоченности экологическими проблемами совпадают: за время с 1994 года произошло снижение религиозности и озабоченности. Причем снижение озабоченности было обвальным — в 2 раза выше спада религиозности. Спад озабоченности тотален и наблюдается во всех социальных группах.
- Спад озабоченности экологическими проблемами не зависит от динамики религиозности. Он наблюдался даже в тех социальных группах, где религиозность или не изменилась (у мужчин, в южных областях страны, у пенсионеров), или возросла (у пожилых людей, у малообразованного населения, в областях Предуралья и Урала, у квалифицированных рабочих и домохозяек).
Таблица. Оценки населением характера изменения проблем в будущем.
Оценка |
1996 |
1997 |
Изменения |
|
Как изменится экономическое положение Вашей семьи в следующие 12 месяцев: — улучшится — ухудшится |
16 27 |
14 42 |
-2 +15 |
|
Как будут меняться цены в следующие 12 месяцев: — будут расти — будут снижаться |
84 |
70 3 |
-14 6 |
+3 |
Как изменится безработица в нашей стране в течение следующих 12 месяцев: — увеличится — снизится |
69 |
55 3 |
-11 2 |
-1 |
Религиозность является более устойчивым явлением, чем озабоченность состоянием природы.
Однако механизм связи между этими явлениями нам неясен. Однако очевидно, что и то, и другое явление определяются условиями жизни и подвержены влиянию проблем первого эшелона. Очевиден и уже сделанный ранее вывод. Ситуация в стране настолько драматична, что проблемы природоохранной деятельности стремительно уходят на периферию сознания. Религиозность не в состоянии компенсировать спад уровня озабоченности. Мы можем только предположить, что гипотеза индивидуализации поведения, одиночества населения, озабоченного собственным спасением и выживанием семей, подтверждается: мы видим стремительный спад озабоченности состоянием природы и фиксируем довольно высокий уровень религиозности и его спад, прежде всего, у людей работоспособного возраста (25-55 лет), с высоким уровнем образования, руководителей и безработных. По-видимому, это связано с тем, что для этих людей Бог или не нужен (они ориентированы на собственные силы в борьбе за выживание), или бесполезен (они отчаялись в этой борьбе — речь идет о безработных).
Таблица. Сравнение религиозности и обеспокоенности экологическими проблемами по социальным профилям в %,.
Социальный профиль |
Религиозность (1997г.) |
Обеспокоенность (1998 г.) |
||
|
Считают себя религиозными |
Изменения с 1994 г. |
Тревожит состояние природы |
Изменения с 1994 г. |
Пол: |
||||
мужской |
37 |
0 |
10 |
-17 |
женский |
56 |
-8 |
15 |
-17 |
Возраст: |
||||
до 29 лет |
41 |
-3 |
14 |
-20 |
30-49 лет |
39 |
-8 |
14 |
-16 |
40-55 лет |
41 |
-10 |
14 |
-12 |
более 55 лет |
64 |
+ 2 |
9 |
-18 |
Образование: |
||||
высшее и незаконченное высшее |
41 |
-8 |
17 |
-14 |
среднее |
44 |
-5 |
14 |
-17 |
ниже среднего |
58 |
+ 3 |
9 |
-18 |
Тип поселения: |
||||
большие города |
47 |
-5 |
15 |
-17 |
средние и малые города |
46 |
-4 |
13 |
-11 |
села |
50 |
-5 |
8 |
-8 |
Макро регионы: |
||||
Европейский центр |
50 |
-10 |
16 |
-22 |
Север |
52 |
-1 |
14 |
-18 |
Юг |
61 |
0 |
9 |
-18 |
Предуралье и Урал |
65 |
+ 17 |
9 |
20 |
Сибирь и Дальний Восток |
28 |
-11 |
15 |
-7 |
Социально-профессиональный статус: |
||||
руководители |
28 |
-18 |
13 |
-14 |
специалисты |
40 |
-5 |
19 |
-14 |
служащие |
46 |
-7 |
16 |
-15 |
квалифицированные рабочие |
42 |
+ 2 |
11 |
-17 |
В таблице приведены сводные данные о социальных и экологических установках по социальным группам населения.
Из этой таблицы следует: отношение населения к экологическим проблемам (и не только к ним) дифференцированно, неоднородно: нет ни одной позиции, типа установки, мнения, поддерживаемых большинством; утилитарное отношение к природе характерно для 37% населения против 30% с выраженной альтруистической установкой.
Альтруисты — это, в большей степени, лица с высшим образованием (+8% по сравнению с утилитаристами) и жители крупных городов; довольно высок уровень установки, определяемой негативной ролью нашей цивилизации по отношению к природе. Наиболее ярко такая установка (возможно, опасная неолуддистским экстремизмом) характерна для молодых людей, для лиц с высшим образованием и для жителей крупных и средних городов; экономизм как форма материалистического мировоззрения (в том числе марксизма) о том, что спасение природы возможно только в условиях экономического роста; он характерен для всех жителей страны и доминирует у лиц с высшим образованием (+56% по сравнению с теми, кто не считает, что экономический рост спасителен для природы), жителей столиц и малых городов; жертвенность и готовность на повышение цен ради спасения природы соответствует альтруистической установке: она характерна для лиц с высшим образованием и жителей крупных городов; установка на личную ответственность и способность самому что-нибудь сделать характерна для молодежи, для лиц с высшим образованием, для мужчин, для жителей сел.