Выращивание растений в водной культуре
Водная культура применяется при изучении развития корней, для изучения влияния элементов питания на рост и развитие растений, для установления количества и качества необходимых для растений различных минеральных элементов.
Ход работы:
- Проращивание семян
Отбирают одинаковые по весу и размерам семена исследуемой культуры. На дно чашки Петри кладут двойной слой фильтровальной бумаги, ровным слоем распределяют семена, накрывают их двумя слоями фильтровальной бумаги и заливают водой до полного намокания всех слоев фильтровальной бумаги. Ставят в термостат на проращивание. При образовании корешка длиной в 1,5 - 2 см растения высаживают на питательные растворы.
- Подготовка посуды для водной культуры
Вегетационным сосудом для высаживания растений служит банка емкостью 1-3 литра. Чистые сухие стеклянные банки оборачивают слоем черной бумаги для предотвращения светового угнетения корней, а во избежание нагревания сосуда (корней) на банку надевают чехол из белой бумаги, плотно обвязав горлышко сосуда шпагатом.
Подбирают крышку для сосуда. Она должна плотно закрываться, чтобы предотвратить испарение воды с поверхности питательного раствора и надежно удерживать растущее растение. Крышка должна иметь два отверстия: в одном из них закрепляют проросток исследуемого растения, а в другое вставляют стеклянную трубку для аэрации раствора.
- Расчет состава питательных смесей с исключением отдельных минеральных элементов
Простейшая полная питательная смесь, т.е. смесь, содержащая все необходимые для питания растения элементы, это смесь Кнопа:
Ca(NO3)2 | - 1,00 г; |
KH2PO4 | - 0,25 г; |
MgSO4 7H2O | - 0.25 г; |
КСl | - 0,12 г; |
FeCl3 | - следовые. |
Па начальных этапах развития растений применяется разбавленная (в 3 раза) питательная смесь Кнопа; по мере роста и развития растений концентрация смеси постепенно увеличивается до полной.
Для изучения физиологической роли отдельных минеральных элементов, их исключают из питательной смеси таким образом, чтобы содержание других элементов, рН раствора, соотношение в нем катионов и анионов не изменилось. Рассчитывают, сколько следует взять солей заменителей для приготовления питательных смесей:
- Смесь с исключением фосфора. Соль КН2РO4 заменяется на КСl.
- Смесь с исключением азота. Соль Са(КaNO3)2 заменяется на CaSO4.
- Смесь с исключением калия. Соль КН2РO4 заменяется на NaH2PO4. Соль КСl заменяется на NaCl.
- Полная питательная смесь включает все соли смеси Кнопа.
Пример расчета:
При замене КСl на NaCl меняют только катионы, концентрация же аниона (в данном случае хлора) должна оставаться неизменной.
Поэтому надо рассчитать:
- сколько хлора содержится в полной питательной смеси;
- сколько нужно взять хлористого натрия, чтобы сохранилось данное количество хлора в питательной смеси.
Пример расчета:
Молекулярный вес КСl - 74,5 г. Данное количество КС1 содержит 35,5 г хлора. На полную питательную смесь берут 0,12 г хлористого калия.
Составляем 1 пропорцию:
KCl | Cl |
74,5 | 35,5 |
0,12 | X |
хлора содержится в 1 литре полной питательной смеси.
При замене это количество хлора должно остаться без изменения;
KCl | Cl |
74,5 | 35,5 |
0,12 | X |
надо взять на 1 литр питательной смеси с исключением калия.
Таким образом рассчитывают все варианты солей заменителей.
Приготовление исходных концентрированных растворов
Растения поглощают минеральные элементы из питательного раствора неравномерно. Это определяет физиологическую реакцию солей: соль, из которой лучше поглощается катион, называется физиологически кислой (так как подкисляется питательный раствор), а соль, из которой лучше поглощается анион, является физиологически щелочной. Физиологическая реакция солей определяет частую смену растворов при выращивании растений в водной культуре, так как сдвиг рН от нейтрального состояния угнетает развитие и функции корневой системы.
Чтобы каждый раз при смене растворов не готовить его составляющие вновь, необходимо приготовить концентрированные растворы, т.е. такие, в 5 мл которых содержится количество, соли, необходимое для приготовления литра питательной смеси.
Пример расчета:
Для полной питательной смеси надо взять 1 г Ca(NO3)2 на один литр питательной смеси. Следовательно, исходный концентрированный раствор должен содержать 1г этой соли в 5 мл.
1г | 5 мл |
Х г | 1000 мл |
. на один литр исходного раствора.
Таким образом рассчитывают концентрацию всех исходных растворов для полной питательной смеси и растворов - заменителей.
Закладка опыта
В приготовленные вегетационные сосуды налить до половины объема дистиллированную воду. Затем, в зависимости от варианта и объема вегетационного сосуда, внести растворы концентрированных солей в следующей последовательности: вначале соли, содержащие К, далее Mg, Са и в последнюю очередь соли, содержащие Fe, чтобы предотвратить их осаждение.
Заполнить вегетационный сосуд водой, закрыть плотно крышкой, на которой с помощью ваты закреплены растения.
Ежедневно в течение 5 минут в систему продувать воздух при помощи резиновой груши.
Растения выращивать в течение 3 - 4 недель.
Основные условия, которые необходимо учитывать в процессе приготовления питательных смесей.
- Смесь должна содержать все питательные элементы в необходимом для растения количестве.
- Физиологическая реакция солей зависит от неравномерного поглощения растением катионов и анионов отдельны солей и должна учитываться для создания нейтрального значения рН питательного раствора.
- Явление антагонизма ионов, которое выражается в том, что для нормального развития растений питательный раствор должен содержать смесь солей одновалентных и двухвалентных катионов. На растворе одной соли растения не растут. Причина антагонизма - различное влияние одновалентных и двухвалентных катионов на проницаемость мембран. Главным антагонистом одновалентных катионов является Са2+.
Оборудование и реактивы:
Проростки бобов, кукурузы и др., чашка Петри, фильтровальная бумага, банка на З литра с крышкой и отводной трубкой, бумага черная, белая, пипетки на 5 мл, соли: Са(NО3)2, КН2РО4, MgSO4 7Н2О, КСl, FeCl3, Са СО3, NaH2PO4, NaCl.
Вопросы для повторения:
- Какие варианты опытов являются наиболее удачными для роста и развития растений?
- С какой целью готовят концентрированные растворы?
- Каким образом рассчитывают количество солей заменителей?