Влияние условий минерального питания на рост и развитие растений.

Снять исследуемые растения с вегетационных сосудов, обсушить корни фильтровальной бумагой, произвести измерения и занести данные в таблицу:

Вариант опыта

Вес растения (г)

Общая длина рас­тения (см)

Длина надземной части (см)

Длина корней (см3)

Объем корней (см3)

Число листьев

Площадь листьев (дм2)

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Вариант опыта (1).
  2. Сырой вес растения (2).
  3. Общая длина растения. Измеряется от кончика кор­ня до кончика верхнего листа (3).
  4. Длина надземной части растения (от корневой шей­ки до кончика верхнего листа) (4).
  5. Длина корневой системы (от корневой шейки до кончика самого длинного корня) (5).
  6. Объем корней. Мерный цилиндр на 100 мл заполнить водой до метки 5 мл, погрузить в воду корни и замерить из­менение объема: оно и соответствует объему корней (6).
  7. Число листьев на растении. Отметить число полно­стью и не полностью развитых листьев (7).
  8. Площадь листьев на растении. Площадь листьев на растении рассчитывается как сумма площадей отдельных листьев. Площадь каждого листа рассчитывается как произ­ведение его длины (от влагалища до кончика листа) на ши­рину (ширина измеряется в самой широкой части листа) и на коэффициент для пересчета. У разных растений этот ко­эффициент различен и находится эмпирически. Для растений кукурузы он равен 0,75 (8).

Необходимо сравнить полученные данные по вариантам и сделать выводы о влиянии азота, фосфора и калия на рост и развитие изучаемых растений.

Оборудование и реактивы:

  • Фильтровальная бумага;
  • линейка;
  • весы с разновесами;
  • мерные цилиндры на 10 мл,
  • растения водной культуры.

Вопросы для повторения:

  • Какой из элементов минерального питания оказывает большее влияние на рост и развитие растений?
  • Какой из элементов минерального питания оказывает большее влияние на рост и развитие корней?

Термины.

Адсорбция элементов питания - избирательное поглощение растительным организмом минеральных и органических веществ вместе с водой. Осуществляется с помощью двух механизмов: активного и пассивного транспорта.

Амиды - азотсодержащие органические соединения, которые выполняют обезвреживающую, запасающую и транспортную форму азота в растениях. В растениях накапливаются в значительном количестве амиды - глутамин и аснарагин. Это происходит при обильном снабжении растений аммонийной формой азота.

Аэропоника - воздушная культура, т.е. выращивание растений без почвы или ее заменителя во влажном воздухе. При этом корни растений периодически опрыскивают питательным раствором.

Вегетационный метод - способ исследования растений, выращиваемых в специальных сосудах с определенным питательным субстратом (раствором, почвой, песком и др.) в вегетационных домиках, теплицах, оранжереях, климатических камерах и др.

Гидропоника - выращивание растений без почвы на искусственных средах. Корни растений укрепляются в гравии, мхе, песке или в другом твердом субстрате и периодически (один-три раза в сутки) увлажняются питательным раствором.

Зола - несгораемый остаток, главным образом из минеральных веществ, после окисления (осторожного сжигания) органических материалов (растений, лесных подстилок, торфа и др.). Составляет от 0,2 до 20% сухого вещества растения.

Минеральное питание растений - поглощение и усвоение (ассимиляция) корнями растений неорганических соединений макро- и микроэлементов (в виде анионов или катионов), а также передвижение и превращение их в надземных частях растений.

Песчаная культура растений - разновидность вегетационного опыта. Выращивание растений в сосудах с чистым кварцевым песком, куда внесены необходимые питательные элементы в известных количествах и сочетаниях. Применяют для изучения питания, доступности для растений различных форм соединений питательных веществ и установления физиологических особенностей растений.

Почвенная культура растений - разновидность вегетационного опыта. Выращивание растений в сосудах с почвой, тщательно перемешанной с удобрениями или без них (для создания полной однородности почвы). Почвенную культуру используют для выявления различий в действии удобрений на разных почвах при внесении их под разные культуры.

Сжигание - процесс окисления какого-либо вещества или субстрата с последующим выделением энергии (или света, тепла) и несгораемого остатка (золы).

Флориген - гормон цветения, который образуется в листьях при благоприятном фотопериоде и способствует переходу растений к зацветанию. Есть гипотеза, что гормон цветения состоит из гиббереллинов и антезинов, которые и индуцируют зацветание растений. Эти факторы позволили сформулировать гормональную теорию развития растений.

Хлороз - пожелтение листьев вследствие функционального или инфекционного заболевания растений. Снижение содержания хлорофилла и обесцвечивание хлоропластов происходит в результате нарушения условий питания (недостаток усвояемых форм железа, магния и некоторых других элементов минерального питания), продолжительного воздействия влажности, недостаточного освещения.

Этиоляция - аномальный рост растений или их отдельных надземных органов в непрерывной темноте. Этиолированные растения лишены хлорофилла, у них происходит интенсивное вытягивание стебля, тормозится образование листовых пластинок и других органов.


[1] Сырой вес растения (2).

Поделиться:
Добавить комментарий