Отношение к природе как социокультурная проблема.

Нами предлагается пять критериев (вопросов) социокультурной диагностики. Заметим, что эти вопросы являются вечными и «проклятыми»: на них не удается (невозможно) ответить однозначно. Каждый ответ является социальной реальностью, социальным миром, в котором социокультурные ценности составляют систему, имеющую свое теоретическое обоснование, свою политическую доктрину и социальную модель, теорию. Системы социокультурных ценностей, образованных «проклятыми» вопросами (точнее, доминирующими ответами на них), детерминируют, как и особенное отношение к Природе и, следовательно,  особенное  восприятие проблемы социоэкосистемного развития.

Социокультурная проблема каждого «проклятого» вопроса — это социальный феномен, состоящий из двух взаимоисключающих друг друга социальных миров. Эти миры объясняются противостоящими друг другу (более того, антагонистическими) социальными теориями и политическими доктринами. В каждый момент времени один из миров этой системы доминирует (имеет массовое распространение в обществе), в то время как другой находится в подавленном состоянии. Назовем такой феномен (пару социальных миров одной проблемы) социокультурной доминантой (СКД).

Социокультурные доминанты обладают следующими свойствами:экспансивны, т.е., проявившись в некотором социокультурном пласте (литературе, драматургии, науке), они распространяются на другие пласты (например, в политику, экологию, религию);

  1. вечны, т.е., появившись однажды, они не исчезают никогда;
  2. непримиримы, т.е. их отображения в теориях социального мира каждой составляющей пары СКД претендуют на абсолютную истину, сторонники которой являются уже политическими актерами и обвиняют своих противников в ереси, стремясь к полному искоренению «вредного и неправильного учения»;
  3. периодичны, т.е. в любом обществе и в любой момент времени доминируют идеи и ценности одного социокультурного мира, в то время как идеи и ценности противоположного мира находятся в рецессивном состоянии, определяя мировоззрение социального меньшинства.

Однако существует вероятность смены доминант.

Это свойство означает, что история обществ — это история социокультурных перемен, обретения одних ценностей, утрата других и вновь возвращение старых «Идеи рождаются как ереси, а гибнут как заблуждения», — с грустью писал Г.Гегель; диссипативны, т.е. смена СКД происходит через хаос, через социальную дезорганизацию, через бифуркацию; неоднородны, т.е. в разных социальных общностях ценности различных сторон СКД распространены с разной степенью. 

Социокультурные

ТОМИНаНТЫ

 

Ку.тыура

Мозаическая

Системная

 

 

Биологическая

 

Бессистемность. Бессмысленность. Утмди гарное rv Ирраииональность. Спекуляции жодот тма

Культура первобытно общииного общества. Неон тычество Прими го тиюстьелинсния с природой

"Сущность"

Социальная

 

Бессистемность. Утилитарность

Агрессивность жологичесхих

ЛВИЖСНИН

Фанатизм жодогнзми

Закомопослуш ность. Нравственность. Регулируемость. Рациональность Системность биосоциальною взаимодействия Образованность.

 

Детерминистская

 

Агрессивность но отношению к природе.

Принуждение к защите природы. Утилитаризм. Репрессиваих жолотичесхое законодательство Вынужденность защиты природы

"Регуляция"

Либеральная

 

Анархизм. Инстинктивном "Назад в пещеры". И соду-тли пг

Экологическая обраюаанпостк

Нравственное отношение к природе Партнерство. Сопиожолотичсскос единство.

Забота о природе

 

Программируемая

 

Утопичность Бредовые проекты и фантастические доктрины. Бессмысленность. Мессианство жаюинш.

Жесткая регуляция взаимодействий с природой. Экологическая полиция. Политизация жаимин. Фана гит жолошзиа.

"Прогрямчи- руемость"

Эволюционная

 

Анархизм "Все само собой рассосется" Бездеятельность Свертывание прои заадств. Агрессия к технократизму.

Coi тиожолог ичсское единство. Образованность. Экологическая терпимость, толерантность. Плюрализм экологических идей. Рацжзиал ьност ь.

 

 

Иррациональность Аморализм Жадность. Живи настоящим. "От Природы надо вить все и сегодня"

Экологический коммунизм, Мссснаждво жологитма. Природа — новый Бог Спекулятивность жологизма.

"Нравственность"

Эсхатологическая

 

Экологическое сектантство. Сакроли тация природы на языческом уровне. Фанатизм. Садистское сектантство фяна ткем- жшки истов.

Социологическое единство Сакралыюсть религиозной доктрины происхождения природы и человека, человек и природа едины. Сопряженная дволюцня общества и природы Образованность.

Поделиться:
Добавить комментарий