Городская среда все чаще становится «угнетателем». В то время как закон должен был бы охранять природную среду

Пауперизация рабочего представляла собой в начале XIX века одновременно экономическую нищету, порождаемую низким заработком и неуверенностью в завтрашнем дне, и чувство подавленности мощной коалицией политических и финансовых сил.

Население больших агломераций и в меньшей степени жители других городов становятся теперь новыми «пауперами», поскольку они также переживают невероятную нищету — биологическую, а не экономическую — и чувствуют, что их жизненная среда раздавлена властью денег.

Городская среда все чаще становится «угнетателем». В то время как закон должен был бы охранять природную среду и утверждать право каждого на жизнь, по крайней мере в той же степени, что и право на материальное благосостояние, приходится констатировать, что от множества загрязнений нас ничто не охраняет. Если же и принимались какие-то нормативные акты, они оставались без применения или редко применялись. Разработанные мероприятия были полностью лишены эффективных санкций, а если таковые и имелись, то оказывалось слишком мало контролеров, которые должны были выявлять и пресекать нарушения.

В западном обществе, где влиятельные группы оказывают ощутимое воздействие на мнение и власть, подобное положение означает отсутствие мощной коалиции в защиту природы и, наоборот, наличие множества враждебных сил, строго охраняющих вседозволенность своих действий.

Хотим ли мы сохранить ландшафты?

Приходится с удивлением констатировать, что самое эффективное средство в этом отношении — «классификация ландшафтов» Министерством по делам культуры — используется недостаточно До 1967 г. причиной тому была якобы нехватка денег, которая мешала проведению такой классификации, недоставало государственных кредитов, чтобы покрыть убытки собственников земель, стесненных в своих правах владельца. Но закон 1967 г. значительно сократил перечень случаев возмещения убытков, и недостаточность кредитов не может более служить оправданием инертности. А классификация ландшафтов все еще остается редкостью. Чтобы сохранить ландшафты, имеющие значение для науки, законом 1957 г. создана возможность рассматривать их как «биологические заповедники»; за 14 лет этот закон применялся лишь 4 раза. Стоит ли этому удивляться, если отдел, которому в Министерстве по делам культуры поручена охрана ландшафтов [1], насчитывает лишь трех сотрудников?

Известно, сколь существенна для отдыха роль побережий.

Именно с этой целью основной закон от 28 ноября 1963 г. предоставил государству право резервировать для общественного пользования прибрежную полосу шириной 50 м сразу за береговой линией, что давало возможность всем гражданам в тех местах, где нет зон общего пользования, иметь доступ к морю и пользоваться этим чудесным местом разрядки и отдыха без помех Но недостаток кредитов, людей и особенно желания оставили без всякого применения этот закон, который помог бы уладить немало конфликтов на побережьях.

Англия взяла под охрану более 400 км побережий для создания природных парков. Франция имеет пока лишь два приморских природных парка: Иль-де Пор-Кро и корсиканский парк всего на несколько десятков километров. Три прибрежных лесопарка, предусмотренных программой благоустройства Аквитанского побережья, одобренной правительством в апреле 1969 г., которые должны были сохранить в целости 100 км береговой полосы, уже не фигурируют в новой программе благоустройства, одобренной правительством в декабре 1970 г.

Может быть, не хватает денег для покупки свободных пространств на побережьях? Почему же тогда департамент Вар оставил в 1970 г. неиспользованными более 6 млн., то есть 4/5 наличных сумм из поступлений от введенного в 1960 г. департаментского сбора на зеленые пространства, взимаемого со всех землевладельцев для приобретения и охраны ландшафтов?[2]Из 527 га, которые предполагалось приобрести, было куплено только 5 га. Почему на Лангедок - Руссийон ском побережье этот сбор на приобретение зеленых пространств, введенный декретом от 11 марта 1964 г., так ни разу и не был взыскан?

В то время как многие страны расширяют свое национальное «прибрежное» достояние, когда в Англии с созданием национального треста на режим общественного пользования перешло дополнительно 250 км побережий, Франция, уступка за уступкой, мало-помалу превращает общественное богатство своих морских побережий в частную собственность.

Четвертый план во Франции учел необходимость охраны лесов, расположенных в двух районах, более всего нуждающихся в этом, — в Парижском районе и на Лазурном берегу Прованса. «Он устанавливал 240 000 га площадей, подлежащих охране, и уточнял перечень необходимых для этого средств. Эти рекомендации остались пустой бумажкой из-за отсутствия одобренных планов застройки. Таким образом, после 1962 г. в среднем 250 га, частично отведенные под лесо-восстановление, охраняемое планом реконструкции. (ПАДОГ) Парижского района, не имеющим юридической силы плана застройки, ежегодно распахиваются, тогда как для Лазурного берега в Провансе аналогичная цифра составляет примерно 1500 га побережья».

Декрет от 31 декабря 1958 г., касающийся планов застройки, и декрет от 13 апреля 1962 г. предусматривают, что в случае превышения установленной плотности застройки предприниматель обязан уплатить налог за «пере уплотнение» в коммунальную кассу. Деньги должны пойти на озеленение. Но эти суммы тонут в массе коммунальных поступлений и не расходуются по назначению.

Иногда ссылаются на недостаток нормативных актов, охраняющих зеленые пространства, но национальный регламент градостроительства от 30 ноября 1961 г. в статье 7 предусматривает, что «разрешение на строительство должно быть подчинено охране или созданию зеленых пространств, соответствующих назначению здания». Почему же к нему более не обращаются? В планах застройки множатся мероприятия по охране естественной среды. Но множится и число отступлений от планов под давлением прибыли, которые их сводят на нет. Наконец, какое значение могут иметь предусмотренные законами санкции, если размеры штрафов до смешного малы? В Провансе штраф за несоблюдение постановлений префекта об уничтожении кустарников меньше, чем стоимость их восстановления.

Вода охраняется не лучше земли.

Капитаны французских танкеров, виновные в преднамеренном сливе в море содержимого своих трюмов, подлежат, согласно закону от 16 декабря 1964 г., лишь штрафу в размере от 2000 до 20 000 франков. Санкция эта ничтожна, если учесть значительную экономию в результате такой незаконной разгрузки от балласта по сравнению со стоимостью дегазации и длительного простоя судна в порту. Загрязнитель речной воды карается штрафом всего лишь от 400 до 2000 франков.

Спустя шесть лет после принятия закона против загрязнения воды от 16 декабря 1964 г. более чем десяток приложений к нему не был обнародован. А именно они должны регламентировать сброс отходов в море или в подземные пространства и пробу подземных вод, устанавливать технические спецификации, а также физические, химические, биологические и бактериологические критерии, которым должна отвечать вода; определять срок, в который каждая среда-рецептор должна быть улучшена, чтобы удовлетворять этим критериям.

Недостаточно нормативных актов о шуме, хотя речь идет об одном из опаснейших бедствий города; а те, которые и существуют, малоэффективны Изданный в 1959 г. приказ префекта полиции о преследовании за избыточный (но не за чрезмерный) шум предусматривает всего лишь штраф от 3 до 20 франков; апрельский декрет 1969 г. об ограничении шума от строй механизмов наказывает их изготовителей и потребителей, нарушающих декрет, штрафом от 100 до 200 франков.

Воздух охраняется не лучше воды.

Теплоцентрали и цементные заводы не фигурируют в числе предприятий, которые должны размещаться вдали от жилья. Закон от 2 августа 1961 г. по борьбе С загрязнением атмосферы предусматривал ответственность по всем источникам загрязнения. Но никакой регламентации для промышленности так и не если не считать теплоцентралей и сжигания хозяйственного мусора.

Этот закон от 1961 г. предусматривает создание «зон специальной охраны», в которых администрация устанавливает для теплоагрегатов максимальное выделение загрязняющих элементов и санкционирует остановку тех из них, которые не удовлетворяют нормам. За Ш лет эта регламентация была реализована только в одном городе — Париже, — тогда как такого рода практика была бы необходима для всех городов парижских предместий и провинций, степень загрязнения атмосферы которых высока.

В 1963 г. было опубликовано постановление, ограничивающее выделение дымов моторным транспортом. Но применение этого постановления в провинции трудно контролировать ввиду недостатка соответствующей аппаратуры.

Начиная с 1968 г. для каждого автомобиля, продаваемого в США, максимальное содержание окиси углерода в выхлопных газах не должно превышать в зависимости от числа цилиндров 1,5 — 2,3%. Во Франции оно равно 4,5%, но на замедленном ходу, а не на всех режимах - уровень, гораздо-более высокий, но не выдерживаемый из-за слишком незначительного контроля. К тому же санкции минимальны и недейственны. Французские автомобили, экспортируемые в США, имеют противозагрязнительные устройства, которых они лишены в случае, если их продают во Франции. Французская автомобильная промышленность больше тревожится о легких американцев, чем о легких французов. Однако несколько лет назад автомобили без колебаний были снабжены устройствами против радиопомех, чтобы ничто не мешало приему телепередач. Неужели рынок телевидения заслуживает больше внимания, чем здоровье французов?

Национальная консультативная комиссия

Вероятно, лучшим символом этой всеобщей несостоятельности может служить тот факт, что Национальная консультативная комиссия по атмосферным загрязнениям за восемь лет собиралась всего четыре раза.

Впрочем, как осуществить эффективное наблюдение за применением этих разнообразных нормативных актов с чисто символическими возможностями? Ведь для того, например, чтобы контролировать 33 000 промышленных предприятий бывшего департамента Сена, существует всего 23 инспектора.

Из «100 мероприятий» в защиту окружающей среды, которые правительство обнародовало весной 1970 г., некоторые наиболее важные остались пустым звуком: создание новых специальных зон по борьбе с атмосферными загрязнениями во исполнение закона 1961 г. увеличение размера штрафов за нарушение требований охраны природной среды; закон, регламентирующий борьбу с шумом; усовершенствование закона 1917 г. об опасных и вредных для здоровья предприятиях и закона 1930 г. об охране ландшафтов.

Таким образом, многие нормативные акты, принятые во имя охраны природы, излагают фактически обязанности без санкций. Во что превратились бы финансовые средства Франции, если бы к неплатежу налогов относились так же терпимо, как к расхищению природы?

Охрана природы — это юридический некрополь. Был бы сделан огромный шаг вперед в деле охраны нашей естественной среды, если бы только выполнялись законы, которые ее охраняют.


[1] С 1971 г. эти функции и эта служба были переданы Министерству по охране окружающей среды.

[2] Введенный законом от 23 декабря 1960 г., этот сбор применяется в некоторых департаментах, пользующихся режимом особой охраны, и позволяет покупать участки для общедоступного отдыха или научных исследований.

Поделиться:
Добавить комментарий