Эффективная политика борьбы с каждым из вредных явлений и реставрация природной среды
Мы видели, что можно было бы осуществить очистку вод к 1985 г. по всей Франции при увеличении налога на каждого жителя на 21 франк в год в течение 15 лет Двенадцатилетняя программа благоустройства Парижского района (1964 — 1975), в которой предусмотрены большие объемы закупок зеленых пространств пред полагает для каждого жителя этого района ежегодный расход в 22 франка (в франках 1970 г.).
Таким образом, эффективная политика борьбы с каждым из этих вредных явлений и реставрации природной среды предполагает годовой расход в размере около 20 франков на жителя. Именно эту сумму мы будем держать в уме, определяя затраты на борьбу с другими вредными явлениями при отсутствии более точной информации.
Бремя борьбы с биологически вредными явлениями выразится, следовательно, в сумме 140 франков с каждого француза в год, а в целом — 7 миллиардов сверх налогов, чтобы устранить следующие бедствия:
- загрязнение воздуха и воды,
- шум,
- скопление отбросов,
- нехватка зеленых пространств,
- теснота,
- удаленность от природы.
Против двух последних бедствий надо принять особые меры.
Для сокращения перенаселенности в некоторых крупных городах следовало бы предусмотреть специальную помощь, особенно в рамках кампании по их обновлению. Она облегчила бы децентрализацию, способствовала бы уменьшению численности населения и превращению лачуг, сараев и старых заводов в сады и площадки для игр.
Чтобы приблизить человека к природе, нужно финансировать создание обширного зеленого пояса из полей, лугов, лесов и, возможно, водных пространств вокруг каждого крупного города. Следует активно продолжать сельскохозяйственные работы, превратить пустыри в общественные сады или леса, а заброшенные карьеры — в озера.
К этому биологическому бюджету из 7 миллиардов нужно прибавить еще три бюджета по миллиарду каждый.
- Первый — бюджет культурной деятельности. Он должен быть предназначен для охраны красоты природы, для восстановления живописных сельских уголков, для украшения окружающей среды, для создания и использования природных парков и художественных или научных заповедников.
- Второй должен быть бюджетом научно-технических исследований и международной деятельности, в частности для борьбы с загрязнением океанов.
- Третий следует предназначить для развития туристского природопользования — для массового расширения лесов в заброшенных районах или в горах и приобретения для коллективного отдыха большой доли земель, наиболее приятных для проведения отпуска, таких как берега морей, озер и рек. Эти 10 миллиардов — по 200 франков на каждого жителя — образовали бы годовой бюджет капиталовложений страны в природу.
К этому следовало бы прибавить 5 миллиардов на изменение ориентации политики использования территории в целях лучшего «потребления» природы и восстановления равновесия между человеком и пространством:
- 1 миллиард на развитие общественного туризма, его жилого фонда и приобретения земельных участков;
- полмиллиарда — на рассредоточение отпусков и времени работы, чтобы уменьшить тесноту в пространстве полтора миллиарда — на туристское освоение сельской местности и расширение в ней жилого фонда общественного туризма;
- 1 миллиард — на закупку излишков сельскохозяйственных продуктов на питание для бедняков Франции и развивающихся стран;
- 1 миллиард — на ускорение децентрализации промышленности и сферы обслуживания в направлении провинциальных городов, преимущественно средних по величине.
В целом 15 миллиардов сверх налогов ежегодно необходимы для того, чтобы проводить одновременно новую промышленную политику и новую политику рационального использования территории, которые позволили бы человеку вновь обрести мирное сосуществование с природой, без которого ему не знать радости жизни. Эта цифра высока, но она составляет всего 2% валового продукта Франции в 1970 г. и 9% ее общего бюджета.; Ежегодный расход составит 300 франков на жителя, 200 из которых предназначены на бюджет охраны природы, а 100 — в дополнение к бюджету рационального использования территории. Это не кажется столь неразумным в сравнении с теми 150 франками, которые каждый француз ежегодно тратит на табак.
Это также компенсируемый расход.
Надо в самом деле показать те выгоды, которые принесет значительное сокращение вредных явлений здоровью, производительности труда, долговечности движимого и недвижимого имущества, качеству сельскохозяйственных продуктов.
Так или иначе французы будут расплачиваться за природу:
- либо за ее охрану, либо за ее разрушение,
- либо своими деньгами,
- либо преждевременным разрушением своего здоровья и имущества.
Сохранение природы следует рассматривать как важнейший элемент политики охраны общества, профилактической медицины и повышения производительности труда.
Значительная часть этих расходов способствует также развитию индустрии туризма. Сохранение или создание приятной окружающей среды имеет существенное значение для привлекательности района. Затраты на охрану и восстановление леса на Лазурном берегу, лесонасаждения в Бретани, Лангедоке или Севеннах, благоустройство природных парков, оздоровление озер и пляжей, освоение сельской местности, сохранение живописных пейзажей вполне рентабельны с экономической точки зрения, они столь же продуктивны для индустрии туризма, как и сооружение портов или дорог.
С экологической точки зрения, лесонасаждения, укрепляя почву, позволяют избежать катастроф:
- эрозии почвы,
- наводнений,
- обвалов,
- лавин.
Опустошительные наводнения 1957 г. в Альпах, 1963 г. — в Верхних Альпах, 1966 г. — в Севеннах принесли убыток около 400 миллионов.
Это будет способствовать также и развитию новых отраслей промышленности, возникающих с появлением широкого и надежного рынка сбыта противозагрязнительной техники, а отсюда, как результат этой дополнительной деятельности, — рост доходов от ее налогообложения.
Бюджет природы
Бюджет природы — это фактически перемещение деятельности и расходов внутри национального дохода, а не чистое бремя для страны. Так же как и борьба с вредными явлениями, он влечет за собой переориентацию промышленного производства, а не является препятствием для его развития.
Во многих случаях борьба с вредными последствиями производства создает даже существенный выигрыш для всех, хотя и порождает иногда у некоторых предприятий и частных лиц известное предубеждение. Так, загрязнение воздуха обходится ежегодно каждому французу в 60 франков, втрое дороже, чем расход, предлагаемый для его устранения. При ежегодном расходе 200 франков на одного жителя в бюджет природы восстановление здоровой и приятной естественной среды сулит минимум 203 франка дохода, поддающегося сегодня исчислению, из которых 50 франков дает снижение на 5% расходов на здравоохранение, 13 франков — сокращение на 10% производственного травматизма и профессиональных болезней, 144 франка — увеличение на 3% заработной платы из-за уменьшения усталости, сокращения числа нерабочих дней по болезни и повышения производительности труда.
Эти оценки, впрочем, вероятно, занижены, настолько серьезны вредные последствия производства.
Шум на 30% повинен в старении горожан. По мнению профессора Джона Хиггинсона, директора Международного агентства по раковым исследованиям в Лионе, 80% случаев рака вызваны окружающей средой. Более половины профессиональных заболеваний вызваны дерматозами от цемента или возникли от вредного действия некоторых элементов, и в частности хлора, которые поражают миллион строительных рабочих. Загрязнение воздуха снижает на 15% производительность труда. Шум снижает ее на 60% у работников умственного труда и на 30% У работников физического труда, он является причиной 11 % несчастных случаев на работе.
Уменьшение преждевременного износа движимого и недвижимого имущества, вреда, причиняемого урожаю, лесу, рыбе, развитие туризма, ослабление социальной напряженности путем улучшения условий жизни людей — все это пока что с трудом поддающееся учету еще больше повышает рентабельность охраны природы. К этому, наконец, прибавляется гуманистическая перспектива всеобщего процветания, которому нет цены.