Политика охраны окружающей среды. Угроза исчезновения.
Прежде всего обследованию подлежат виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Они могут редко встречаться из-за особенностей их поведения, малочисленности биотопов или деятельности на широких пространствах (лесной кот, филин, орел) Так, за последние десятилетия были обследованы виды, вытесненные из олиготрофных экосистем, во влажных, а также в сухих биотопах. Любое обследование должно проводиться с учетом особенностей месторасположения биотопов и ландшафта в целом.
Оценка ландшафтов может проводиться на основе концепции дифференцирования способов использования почвы ( ниже), размеров моноструктур а их комбинаций. Заключение можно сделать на основе доли выявленных на территории достойных охраны биотопов или с учетом количества видовых групп, которые "существуют, мигрируя в широких территориальных границах (волк — 400- 500 км5, беркут — 200 кмг, коршун — 50 км2). Мелкие животные травяного яруса, множество почвенных животных и растения поставляют информацию, существенную для оценки небольших биотопов.
Природоохранные мероприятия Подсчитано, что 10% общей площади всех подлежащих первоочередной охране биотопов с вымирающими видами подлежит немедленно полной резервации или неуклонному и последовательному проведению охранных мероприятий по их поддержке (уход за биотопом: например, организация выпаса на тощих лугах и пустошах). Современные природоохранные зоны слишком малы, чтобы гарантировать выживание погибающим видам.
В качестве минимально необходимой площади для выживания растительности приводится цифра в 50 — 100 га, а для видов, находящихся на вершине пирамиды питания (птицы, млекопитающие), — 1000 — 10 000 га. Следует учесть, что летучие мыши, гуси, земноводные и дневные бабочки требуют разных биотопов (места для питания и икрометания, зимнего и летнего пребывания).
Лесные насаждения среди полей, влажные луга, лесополосы или поймы ручьев между природоохранными зонами дают возможность преодолеть изоляцию и соединить "переходные биотопы" для многих видов. Защитники природы должны выработать целостную территориальную схему охраны. Причем речь идет о поиске ценных биотопов (картографирование), их восстановлении и создании новых биотопов на обедневших территориях.
Подобные охранным зонам переходные территории со схожими условиями жизнеобитания могут защитить их от соседних, интенсивно эксплуатируемых земель. Необходимо учитывать и такие факторы, как возраст, трофическое состояние, вод. баланс, переходная зона, значение рН и освещение.
Новые посадки (на межах, пустошах) лишь через много десятилетий приобретают экологическую равноценность старым насаждениям. Поэтому привлекательны только краевые полосы земли шириной не менее 4 м, если они не выкашиваются летом. Они представляют собой переходные биотопы к ценным биотопам. На узких кромках с эвтрофной почвой поселяются только убиквисты (виды-космополиты).
Формирование почв на каменистом грунте, или сероземов, можно только приветствовать, в отличие от рекультивации гумуса. Негативные проявления смешанного землепользования с точки зрения концепции дифференцированного подхода к использованию почв должны быть учтены и скомпенсированы с помощью переходных площадей:
- в промышленных зонах и городах — лесополос, поглощающих вредные выбросы, антишумовых разделительных газонов и диких пустырей;
- на сельхозтерриториях — антиэрозионных полос и берегового дерна;
- в лесном хоз-ве — оставления зон со старой древесиной и посадки лесонасаждений, близких к естеств, лесу, и облесения берегов.
Иногда может возникнуть необходимость охраны отдельных гнезд хищных птиц (филин, орлан-белохвост, сокол-сапсан), развешивания искусств, гнезд (дуплогнездники, летучие мыши). Последнее вынужденное мероприятие (ввиду недостаточного генетического разнообразия), когда уже все другие способы использованы, — создание искусств, популяций.
Цели и требования
Цели охраны природы должны быть того же ранге , что и потребительские запросы (производство продуктов питания, промышленное производство и развитие инфраструктуры), и согласовываться с ними.
Охрана видов должна проводиться на территории всей страны. Вредные выбросы следует ограничивать как территориально. так и количественно. Система охраны биотопов и видов должна быть дополнена охраной малых структур, таких как отдельные деревья, пустоши, опушки леса с травой и кустарниками, где могут укрыться виды, не выживающие на окультуренной земле. Чтобы привести в равновесие наиболее территориально крупные экосистемы, охрана природы должна осуществляться во взаимодействии с хоз-вом.
Важнейшие требования следующие:
- исключение любой интенсификации в землепользовании;
- ограничение пахотной площади с оставлением широких не вспахиваемых полос по краю поля; усовершенствование севооборота с использованием местных видов и сортов посевного материала вместо централизованного выращивания высокопродуктивного единого для всех сорта;
- сокращение применения удобрений вообще и снижение их расхода в частности;
- исключение вывоза навозной жижи на поля, а взамен этого переработка органических удобрений;
- поддержка всех способов ведения" хоз-ва, близких к природным;
- переход от дотаций на единицу производимой продукции к дотациям на единицу посевных площадей;
- поощрение усилий хозяйства по обеспечению природного баланса.
Взвешенное соотношение между личными а свободами и общественными потребностями в заблаговременном привлечении сил общественности, поддерживающих решимость и намерения в проведении политики и охраны окружающей среды. При выработке этой политики необходимо - привлечь по возможности всесторонние и I. точные знания о сложившейся ситуации, а Следующие организации должны представить необходимые данные по направлениям: г. Исследование окружающей среды, статистические данные: Статуправление Федея рольного ведомства ФРГ и Система информации и документации по окружающей среде (UMPLIS) Федерального ведомства по окружающей среде.
Банк проб из окружающей среды, основанный 01.01.1985, должен документально подтверждать текущее состояние среды посредством отбора и сохранения представительных образцов проб. В 10 — 20 исследуемых областях отбираются пробы почв, воды, зерновых, листьев, птичьих яиц, донных осадков, водорослей, моллюсков, рыб и анализы людей.
Дальнейшие задачи такие: определение концентраций веществ (вредных); прогноз наметившихся тенденций в загрязнении окружающей среды и « документальное подтверждение успешного проведения мероприятий по защите окружения.
Федеральный закон об упорядочивании территорий страны (BROG) предписывает: и "создать предпосылки для равноценных шансов жизнеобеспечения всем гражданам а страны во всех областях". Методика упорядочивания территорий уже на протяжении нескольких лет предусматривает взвешенное сравнение экологической продуктивности территории с наличной и ожидаемой нагрузкой на нее.
Местные власти и прочие службы (например, ответственные за вод. хоз-во, дорожное о строительство, хоз-во, транспорт и затронутые муниципалитеты) рассматривают все значительные проекты, касающиеся данной территории (например, строительство аэропортов, автобанов, дорог федерального значения, электростанций, промышленных предприятий, мест проведения отпусков и каникул) и
выдают заключение относительно потребности в площадях, социально-экон.
Тенденций развития и экологических последствий (проверка стойкости окружаю щей среды, ПСОС).
Охрана природы охватывает все мероприятия, направленные на исключение (гашена окружающей среды} и снижение нагрузок на нее и ограничение наносимого ей вреда. При технико-гигиен а ческой охране окружающей среды речь идет о поддержании чистоты атм. воздуха и вод, удалении отходов, защите от шума, жестких излучений, вредных химикатов и защите почвы. Биологическая экологическая охрана окружения (уход за землей) охватывает охрану ландшафтов, сферы отдыха и озеленение жилых мест.
Охрана окружающей среды с 1970 г. рассматривается в ФРГ как самостоятельная полит, задача: "Политика охраны окружающей среды — это совокупность действий, направленных на то, чтобы избегнуть и уменьшить вмешательство в природу и ликвидировать последствия нанесенного ей вреда" (Гарткопф, 1983). Конкретные цели и программы начинались с ограничения предельно допустимых выбросов, экономии энергии, снижения теплопотерь, повторного использования изношенных материалов, а также отходов, содержания лесов в здоровом состоянии, поддержки природного самоочищения водоемов (с классом качества воды не ниже II во всех наземных водоемах страны); создания автомобилей, работающих на бензине без антидетонационных добавок свинца и с минимальным расходом вредных выхлопных газов; пропаганды бережного отношения к природе.
Основные принципы политики охраны окружающей среды — это принципы предупреждения опасности, ответственности и кооперации.
Принцип предупреждения опасности: при всех принимаемых решениях следует учитывать экологическую точку зрения, чтобы избежать развития направлений, угрожающих природе. Ликвидация последствий всегда обходится значительно дороже, чем превентивные меры.
Проблемы при внедрении необходимых мероприятий возникают прежде всего вследствие сопротивления затронутых ими заинтересованных групп.
Принцип ответственности: "Затраты по исключению и ликвидации последствий вреда, нанесенного окружающей среде в основном обязан нести виновник ущерба" ("Программа Правительстве ФРГ по охране окружающей среды", 1971 г.. Принцип ответственности должен служить сохранению средств налогоплательщика. Проблемы при его реализации возникают в основном вследствие старых загрязнений, когда выявление виновника не представляется возможным, при ущербе от совместных действий нескольких виновников и при возникновении безответных аварийных ситуаций, когда поиск виновников и способов покрытия убытков после проведения работ по ликвидации последствий растягивается на длительное время.
Принцип кооперации: Правительство страны усматривает возможность восстановить
В этом процессе участвуют и союзы защитников природы. На фоне потребительских е желаний общества нельзя пренебрегать сетевым характером экосистем и надежностью охраны природы. При перепланировке ландшафтов общественным планам различные уровни противостоят соответствующие зкол. программы, и которые редко учитываются при внедрении проектов, поскольку персональное представительство защитников природы на соотв. уровнях отсутствует.