Договорные отношения с местным населением о принятии нового статуса парков на примере Парижа
Договорные отношения могут иметь две формы:
- индивидуальный договор с собственником частного владения;
- коллективный договор (или документ, сходный с ним) с населением территории
В первом случае индивидуальный договор может преследовать три цели.
- Первая цель — защита природной среды путем уступки прав на застройку и обязательства не нарушать природной среды; в обмен собственник получает финансовую компенсацию от коллектива, в пользу которого он добровольно отказался от некоторых своих прав. Такая формула принята в Великобритании, США, Канаде.
- Вторая цель — открытие для публики обширных частных зеленых пространств. В Париже имеется 300 га частных садов — столько же, сколько общественных. В Сен-Дени, промышленном пригороде Парижа, 100 000 жителей имеют 10 га общественных парков, а 400 девушек из воспитательного дома Почетного легиона располагают 400 га частного парка. Площадь частного леса в Парижском районе втрое превышает площадь государственного леса; во всей Франции площадь частного леса почти вдвое превышает площадь леса, находящегося в собственности государства или местных общин.
- Третья цель — создание частными лицами зеленых пространств — садов и лесов, — предназначенных для публики. Благодаря общественной финансовой поддержке собственник пустыря превращает его в сад; ланды и неиспользуемые поля превращаются в леса, которые становятся местами коллективных прогулок.
Эти цели могут преследоваться либо по отдельности с помощью «договоров защиты», «договоров открытия» или «договоров посадок и открытия», либо все вместе с помощью общего соглашения.Такие гибкие формулы индивидуальных договоров, направленных на реализацию политики защиты природы, дают большой психологический эффект, и их следует всячески развивать. Государство и местные общины должны предоставлять частному собственнику достаточно выгодную для него финансовую компенсацию в различных формах, в зависимости от выгод, которые он обеспечивает коллективу, и неудобств, которые он испытывает. Компенсация может выражаться в аренде, дотации, освобождении от земельного налога и налога по наследованию на все время действия соглашения. Могут быть найдены и другие формулы; во всяком случае, за ними большое будущее.
Рисунок - Французские природные парки
Другая форма соглашения, имеющего коллективный характер - это французский вариант национальных и региональных природных парков.
В отличие от национальных природных парков США, где собственником земли является государство, французские природные парки размещаются на территориях, из которых лишь незначительная часть принадлежит государству (15%), а остальное — местным общинам (32%) и частным лицам (53%).
Поэтому государство вынуждено договариваться с местным населением о принятии нового статуса. Коллективный договор может выражаться в косвенной, так сказать «нравственной», форме, когда речь идет о национальном природном парке, или же в явной форме, в «уставе», когда речь идет о региональном парке. Создание государством нового национального парка всегда требует предварительной консультации с общественными организациями. Так, при консультации о создании национального парка в Севеннах 26 общин высказались за создание парка, а 25 против, так как они были несогласны со слишком строгими правилами защиты. В связи с этим для парка в Севеннах был установлен несколько смягченный режим: право охоты, право на возведение сооружений сельскохозяйственного назначения. Чтобы создать региональный парк, местные организации сами должны выступить с соответствующим ходатайством. Своеобразие этого нового вида общественного договора заключается в создании условий для достижения часто противоречащих друг другу целей: сохранения и развития.
Таблица - Распределение земельной собственности в национальных природных парках (в га)
Район |
Государство |
Общины |
Частные лица |
Все го |
Вануаз |
10 |
47 600 |
5218 |
52 828 |
Пор-Кро |
176 |
|
518 |
694 |
Западные Пиренеи |
290 |
10 745 |
34 217 |
45 252 |
|
|
(+2 227) |
(+2 227) |
|
|
|
|
(резерват Неувьель) |
|
Севенны |
27 600 |
920 |
57 480 |
86 000 |
Всего |
28 076 |
59 265 |
99 660 |
18 700 |
Национальные природные парки, учрежденные законом от 22 июля 1960 года, являются музеями первозданной природы. Они предназначены для сохранения наиболее ценных ландшафтов, территорий, где богатство животного и растительного мира, наличие редких видов, великолепие пейзажей составляют неповторимый ансамбль, который надо нетронутым передавать грядущим поколениям до «скончания времен».
В парках не должно быть постоянных людских поселений, за исключением нескольких десятков жилищ земледельцев, пастухов, рыбаков.
В настоящее время существуют четыре национальных природных парка: Вануаз (в альпийском массиве), Западные Пиренеи, Севенны и остров Пор-Кро. В них сохраняются уникальные богатства: ледники Альп и Пиренеев, цирки Гаварни и Маркадо, 120 пиренейских высокогорных озер, суровое величие Севенн, роскошь и очарование средиземноморских островков, каменные бараны, серны, королевские орлы, медведи, пиренейские серны, сольданель, эдельвейсы, ледниковые реликты, заросли древовидного вереска. Как писал Самивел о жизни мира: «Вот пространство. Вот чистый воздух. Вот тишина. Царство нетронутой любви и наивных животных».
Но обширных пространств с дикой природой во Франции немного, и поэтому у нас очень мало национальных природных парков. Четыре нынешних парка занимают всего 185000 га — 0,3% французской земли; и, даже когда будут созданы два проектируемых парка — Меркантур и Экрен, — общая площадь останется незначительной: 0,7% территории Франции.
Но если первозданная природа редка, то вездесущая сельская природа часто имеет большую культурную ценность благодаря красоте своих пейзажей и согласию между архитектурой и ландшафтами; все это сочетается с биологической полезностью лесов, озер, рек, лугов для жителей больших городов, стремящихся вырваться на лоно природы.
Восемь региональных природных парков уже существуют и шесть проектируются.
Некоторые, такие, как Сент-Аман в департаменте Нор, располагаются вблизи крупных агломераций и предназначены для спортивных и культурных мероприятий на открытом воздухе в выходные дни. Другие, например парк Арморик, находятся
далеко от них и служат для общения с землей, с жизнью и душой провинции.
Основанные в соответствии с декретом от 1 мая 1967 г. по инициативе Оливье Гишара, тогдашнего делегата по благоустройству территории, парки Сент- Аман, Арморик, Камарг, Бриер, долин Лер, Восточный лес, Веркор и Морван занимают площадь 772 000 га (1,5% Франции) и насчитывают 210 000 жителей. Проектируются парки Корсика, Волкан, Лотарингия, Верхний Лангедок, Пила, Нормандия-Мен и Вогезы, охватывающие 2% французской территории.
В то время как национальные парки не имеют — или почти не имеют — постоянных жителей, региональные парки имеют довольно многочисленное население, хотя его плотность значительно ниже средней плотности по Франции. Так, региональный парк долин Лер занимает 206 000 га и имеет 20 000 жителей.
Два типа ситуации: дикая природа, с одной стороны, гуманизированная природа — с другой, — породили две различные формулы «защиты — развития».
В национальном парке защита весьма строга: там запрещено путешествовать в автомобиле, строить, охотиться, собирать что-либо, регламентировано скотоводство, запрещено производить шум, и в частности не могут летать самолеты. Сооружения и оснащение для приема туристов находятся вне парка и сосредоточены в так называемой «периферийной» зоне. Как бы предоставляя моральную компенсацию за эти сервитута национального значения, государство полностью финансирует вложения в развитие и функционирование национального парка.
В региональном парке оснащение и защита не разъединены географически, а взаимопроникают. Отсюда — более трудные поиски решений по применению к местным условиям правил градостроительства с учетом необходимости сохранения пейзажей чтобы сельское развитие было модернизацией, но не ухудшением. Поскольку здесь сервитута защиты гораздо слабее, чем в национальных парках, то и помощь со стороны
В парке долин Лер, благодаря запрещению застраивать и огораживать берега Лер, сохранено больше 120 км прогулочного маршрута среди дикой природы; на остальной территории регламентация имеет гораздо менее ограничительный характер. В то же время бесспорный интерес представляет богатый фактический материал по кризису среды обитания во Франции, собранный в систематизированной форме в данной книге.
Особое внимание автор уделяет проблемам природной среды французских городов, и в первую очередь Парижа.
В книге, например, констатируется, что только один Париж ежедневно сбрасывает в Сену 1 200 000 м3 сточных вод без предварительной их очистки, причем с июня по ноябрь в Сене в пределах Парижа течет больше сточных, чем речных вод. В работе много говорится о росте шума в городах, есть параграф о психофизических неудобствах урбанизации , автор приводит данные и об антигигиеническом нарушении закона администрацией капиталистического города.
Экологическая проблема, проблема оптимизации взаимоотношений человека и природы в условиях убыстряющегося научно-технического развития сложна и многопланова. Но человечество поставило ее в повестку дня, и есть все основания полагать, что в конечном итоге успешно ее решит. На пути к этому, конечно, еще много трудностей как социально-политического, так и естественнонаучно - технического характера. Однако важнейшая идеологическая предпосылка решения экологической проблемы выявляется все полнее и полнее.
Предпосылка эта такова: принципиальную методологическую основу научного социально-экологического анализа составляет непреложный вывод, что частные критические соображения в адрес буржуазного природопользования не могут затушевать тот неоспоримый факт, что главная причина деградационных сдвигов природной среды — это власть частнособственнических монополий, которую необходимо устранить