Современная биология изучает не только растительный и животный мир планеты, но прежде всего сложнейшие взаимоотношения организмов.

В настоящее время как никогда остро встала проблема охраны окружающей среды и планомерного обеспечения населения пищевыми продуктами. Поэтому современная биология изучает не только растительный и животный мир планеты, но прежде всего сложнейшие взаимоотношения организмов, влияние факторов среды на эти организмы и воздействие последних на среду.

Учение о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания называете я экологией, это наука о структуре и функциях природы, где человечество рассматривается как часть природы.

При становлении ботаники как научной дисциплины внимание ученых было обращено прежде всего на наземную растительность, водным растениям уделялось значительно меньше внимания, хотя водное пространство занимает на нашей планете почти в 2,5 раза большую площадь, чем суша. Причины этого кроются, очевидно, в том, что человек в первую очередь обращал внимание на растительность суши, пригодную для его потребностей, просто не замечая, часто из-за микроскопических размеров (фитопланктон), растительный мир водоемов.

С углублением изучения флоры и растительности из общей ботаники выделились дисциплины, изучающие высшие и низшие растения.

Параллельно с геоботаникой развивалась и получила права на существование гидроботаника. Гидроботаника по существу это экология водных растений на физиологической основе. Объектом гидроботаники, по Гесснеру, являются растительные организмы водоемов вне зависимости от систематического положения и среды обитания (море, пресные воды).

Правомерность такой трактовки очевидна, однако большой объем материала и его разнокачественность привели к ограничению этого понятия. Так, И. М. Распопов считает, что «объектом исследования гидроботаники являются водные макрофиты и образованные ими группировки, их связи с внешней средой, строение и внутренние взаимосвязи, развитие в пространстве и во времени...» На биологических факультетах, в программах высших учебных заведений, высшие водные растения рассматриваются обычно в курсах ботаники, высших растений, геоботаники, тогда как водоросли, независимо от их систематического положения, — в курсах альгологии или низших растений.

Принимая во внимание высказанные выше соображения, в настоящей работе мы ограничимся только высшей водной растительностью пресных и солоноватых вод СССР, куда входят как архегониальные, так и цветковые растения. Широко применяемый в биологии термин «макрофиты» мало удачен, на наш взгляд, так как в отношении водной растительности включает как высшие водные растения, так и крупные водоросли (зеленые, бурые, красные) и является по сути размерной характеристикой.

Изучение экологии сообществ и выявление механизма их взаимосвязей невозможно без прочных знаний фундаментальных основ биологии изучаемых организмов (систематики, анатомии, морфологии, физиологии и пр.), их структурных и функциональных особенностей. Для эколога важно также исследование связей водных растений с организмами других трофических уровней, их влияния на водоем, взаимоотношений между видами, значения в водном биогеоценозе.

Значительный интерес представляет выявление приуроченности отдельных видов и группировок растений к определенному типу водоема.

Усиливающееся загрязнение вод хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами требует исследования роли высших водных растений в самоочищении. С другой стороны, избыточное развитие растительности в водоемах может иметь отрицательные последствия, особенно при питьевом водоснабжении, в судоходных и ирригационных каналах, и требует разработки методов борьбы с ним. Важное значение имеет изучение роли высшей водной растительности в народном хозяйстве как пищевого объекта для растительноядных рыб, водоплавающей птицы и млекопитающих, как удобрения, для разведения в декоративных целях. Ряд водных растений, особенно реликтовых видов, нуждается в охране.

Поделиться:
Добавить комментарий