Третья работа Михаил Таушера.
Появившаяся спустя два года после предыдущей, вышла в Дрездене в 1820 г. и носит название: «Параллелизм и антагонизм разрушительных й Творческих сил природы в отношении к возникновению и гибели земного шара».[1] Это доклад, прочитанный 14 марта 1820 г. в Минералогическом обществе в Дрездене и в следующем месяце — 16 апреля того же года — напечатанный, в виде отдельной брошюры. Книжка посвящена той же идее, которая неизменно занимала Таушера с 1805 г., — процессу эволюционного развития в природе. Но здесь автор очень расширяет рамки эволюционного процесса и говорит не только о прогрессивном развитии органического мира, но и о космической эволюции, где наша планета со всем ее растительным и животным населением рассматривается как единое целое. Человеческий род тоже один из «продуктов» эволюции земного шара, как выражается Таушер.
Основной вопрос, который здесь ставится, следующий: в каком направлении идет эволюция нашей планеты в целом и бесконечен ли этот процесс?
Таушер обращает внимание на то, что в природе, помимо творческих и созидающих сил, наблюдается также деятельность сил разрушающих, причем оба процесса идут одновременно. Процессу созидания всегда сопутствует процесс разрушения. Когда процесс созидания доходит до некоторого кульминационного пункта, то разрушающие силы начинают постепенно преобладать и весь процесс получает обратное направление.
Таким образом, в природе все подчинено параллельному влиянию двух противоположных факторов. Отсюда и название работы: «Parallelismus und Antagonismus». Во всем мире становление (Werden) идет одновременно и параллельно с разрушением (Vergehen). Автор видит, здесь отражение двух мировых законов: контракции (Contraction) и экспансии (Expansion).
Этой космической эволюцией охвачена вся вселенная. Земля, которая возникла из газообразного и жидкого состояния и, по мнению Таушера, была первоначально кометой, постепенно превратилась в небесное тело нашей солнечной системы с замкнутой орбитой. На поверхности нашей планеты произошли грандиозные перемены — revolutlonaire Bildtmgsepoquen — по выражению автора, — в результате чего она приняла вид, пригодный для развития растительного и животного населения. О длительности этих эпох автор судить отказывается, но исчисляет их, во всяком случае, миллионами лет. В одном месте (страница 23) он принимает возраст Земли в 4 миллиона лет. Надо заметить, что все это писалось задолго до Ляйелля, когда другие натуралисты в вопросе о древности Земли придерживались библейского летоисчисления.
В качестве геологических деятелей автор принимает две силы: работу воды и работу подземного огня, причем с удивительной для своего времени проницательностью признает в равной мере влияние обоих названных факторов, не становясь ни на сторону вулканистов, ни на сторону нептунистов.
Что касается органического мира, то он возник сам собой, постепенно, под влиянием естественных сил, среди которых, по мнению Таушера, главную роль играли тепло и свет. Органический мир подвержен закону медленного развертывания (Entfaltung) от низших ступеней к высшим, в постоянно возрастающей постепенности (страница 16). Сперва появились растения, затем животные — сначала низшие, а затем высшие — и, наконец, возник человеческий род.
К теории универсальных катастроф на земном шаре (столь популярной в начале века, под влиянием Бюффона, а затем Кювье) Таушер относится отрицательно. Для него непрерывность и постепенность развития жизни на Земле является доказанной.
Такими широкими мазками, сохраняя самостоятельность научной мысли, набрасывает Таушер картину мировой эволюции.
Когда органическая жизнь достигает высшего расцвета, начинается, по взгляду Таушера, процесс ее постепенного увядания. Разрушающие силы начинают перевешивать, и наступает обратный порядок развития (die umgekehrte Ordnung). Первыми исчезнут с лица земли высшие типы жизни — человеческий род и вообще млекопитающие. За ними последуют и другие категории живых существ — вплоть до низших. Наступит холод и мрак, органическая жизнь сделается невозможной (страница 18). Дальнейшая судьба земного шара, по всей вероятности, такова: наша планета будет постепенно приближаться к солнцу и, в конце концов, упадет на центральное светило. Такое фаталистическое представление о развитии вселенной, конечно, для нашей науки неприемлемо.
Мы не знаем, к сожалению, как были приняты эти мысли Таушера Дрезденским ученым обществом, в котором он читал свой доклад. Но едва ли можно сомневаться, что они не встретили большого сочувствия, иначе они не были бы так основательно забыты. Косвенным свидетельством того, что идеи Таушера не нашли признания и никого не заинтересовали, является тот факт, что все свои книги, посвященные обоснованию эволюции, он напечатал за свой личный счет, так как, очевидно, не нашлось издателя, который пожелал бы взять на себя расходы по печатанию. Печатание же стоило довольно дорого. Однако это не остановило Таушера, и в течение четырех лет он напечатал три своих сочинения, хотя едва ли мог рассчитывать на какой-либо доход от их продажи.
Ознакомившись со взглядами Таушера на эволюцию и их последовательным развитием в разных его работах, можно с полным основанием утверждать, что этот скромный энтомолог, «натуралист графа Разумовского», быд чрезвычайно вдумчивым эволюционистом, обогнавшим свое время. Эволюционная идея была основой его научного миросозерцания. Он мыслил ее в космических масштабах, прилагая эту идею и к истории Земли как небесного тела и к истории жизни на ней. Он стремился дать единую картину мира, и основой его философии была именно идея вечного развития. Этим он напоминает своего великого современника — Ламарка. Однако нет оснований предполагать, что классическое произведение Ламарка, выпущенное в 1809 г., было известно Таушеру и повлияло на ход его идей. Можно с достоверностью сказать, что Таушер не читал «Philosophie Zoologique».
В своих работах Таушер указывает, что пришел к мысли о постепенном развитии органического мира вполне самостоятельно: «Мне не известно, — пишет он, — развивал ли кто-нибудь до меня подобную же идею и опубликовал ли он ее. Также мало знаю я, обратили ли внимание на мое давнишнее изложение, которое я сделал в другом месте. Я охотно признаю, что эту идею вновь пробудил у меня мой друг профессор Г. Фишер в Москве, который уже несколько лет тому назад высказал нечто подобное в конце первого тома „Memoires de la Societe des naturalistes de Moscou". Если же мое прежнее изложение этой идеи было впоследствии использовано другими, то я с полным правом указываю на правило suum cuique, так же часто нарушаемое в литературе, как и в политике. Впрочем, я забыл, что это к делу не относится».[2]
Этот любопытный экскурс pro domo sua требует нашего внимания.
Из него явствует, во-первых, что брошюра 1817 г. не является первым изложением эволюционных взглядов Таушера и что он изложил их раньше. К сожалению, Таушер не указал, где и когда он это сделал. Все наши поиски в этом направлении были тщетны. Остается продположить, что это сочинение не было напечатано. По времени оно, очевидно, совпадает с московским периодом жизни Таушера, тем более, что он связывает его с именем Фишера фонт Вальдгейм, с которым постоянно общался в России. Возможно, что это изложение было темой доклада Таушера в Московском обществе испытателей природы или в Горенковском обществе натуралистов.
В другой работе Таушера находим подобные же утверждения автора о его научно-философской самостоятельности, в вопросе об эволюции: «Таковы в основных чертах мои космические идеи, - пишет он, — которые являются в значительной мере результатом моих собственных размышлений и наблюдений, а не заимствованы из философской и геологической литературы. Они уже вполне сложились у меня, когда мне попали в руки некоторые сочинения, трактующие об этом же предмете, в которых я нашел подтверждение моих мыслей, хотя с отдельными пунктами я не согласен».
Далее Таушер сообщает, что эти идеи сложились у него еще до 1805 г. В этом году он вступил в переписку с Хладни (Chladni) о своих натуралистических воззрениях в отношении к физике земного шара и получил, по его словам, от Хладни одобрительный отзыв по поводу своего понимания вопроса.
Говоря о возможных философских источниках взглядов Таушера, можно подумать о том, не оказали ли на него влияние натурфилософские идеи Шеллинга, развитые последним в период с 1801 г. Однако сам Таушер, по собственному его указанию, стоял в стороне от этого движения. Живя в Горенках, путешествуя по прикаспийским степям, он едва ли мог следить за новейшей немецкой философией. Он и сам пишет об этом в очень определенных выражениях (das Studium der neueren Philosophie mir fast ganzlich fremd blieb.).2 Таушер утверждает, что его теория выведена, во всяком случае, из опыта, а не является лишь философской дедукцией.
Суммируя добытые нами сведения о Таушере и его работах, можно остановиться на следующих выводах.
Опубликованные Таушером в период 1817 — 1820 гг. три научные работы содержат последовательное развитие эволю-дионной идеи в приложении к истории органического мира, а также геологической истории Земли. Работы эти являются итогом продолжительной научной деятельности Таушера, и их основные мысли сложились у него в период его пребывания в России, особенно под влиянием изучения характерной природы прикаспийских степей.
Таушер — последовательный эволюционист. Он принимает историческое развитие растительного и животного мира, причем высшие формы возникают, по его взглядам, от низших и связаны с ними генетически. Человеческий род ведет свое происхождение от животных, с которыми связан через человекообразных обезьян. Эволюционный процесс не закончен и идет и в настоящее время. В далеком будущем можно ожидать появления новых форм жизни.
Таушер обосновывает эволюцию целым рядом аргументтов. Он указывает на изменчивость домашних животных и культурных растений, на возможность появления плодовитых гибридов и приводит ряд доказательств из области зоогеографии, геологии, палеонтологии, которыми отчасти оперирует и современная биология.
Утверждая всеобщую эволюцию как в органической, так и в неорганической природе, Таушер кладет эту идею в основу своего философского миросозерцания, рассматривая всю природу как единое развивающееся целое.
Есть все основания думать, что Таушер пришел к своим взглядам самостоятельно, в процессе своей исследовательг ской научной работы, на что он и сам указывает в своих трудах.
Взгляды Таушера в свое время не встретили сочувствия, а впоследствии были совершенно забыты. Однако есть все основания отвести Михаилу Таушеру заметное место в истории эволюционной идеи в биологии.
[1]экземпляром Академии Наук, на котором имеется собственноручная дарственная надпись автора на французском языке. В книге есть указание, что она является переработкой другого сочинения автора, выпущенного незадолго перед тем, под заглавием: «Ueber die Moglichkeit und Wahrscheinlichkeit einer noch fortwahrenden Erdvergrosserung». Однако отыскать эту книгу мне не удалось.
[2] Versuch der Verwandschaften..., 1817, страница 5.