Акустический репертуар рыжих воробьев.

У рыжих воробьев, так же как и у саксаульных, имеется особый сигнал, который удобно называть основным видовым позывом. Однако у рыжих воробьев этот позыв характеризуется очень низкими порогами и отражает малейшие всплески возбуждения особи. В период формирования гнездовой популяции позыв излучается практически при любой стимуляции, а также, насколько можно судить, и в режиме спонтанного воспроизведения длинными сериями с интервалами не менее 300 мс. Это фоновая вокализация самцов, отчасти дублирующая функции песни.

Сигнал звучит как короткий, громкий и чистый свист, напоминающий пиканье зябликов, но, в отличие от последнего, имеет сложную структуру (Рисунок, Б). Общая длительность позыва — 150-300 мс, диапазон — 2,5- 6,0 кГц. Позыв включает до 5 узкополосных импульсов длительностью 20-100 мс и резким падением частоты по всему диапазону.

Акустический репертуар рыжих (а-г) и полевых (д-3) воробьев

Акустический репертуар рыжих (а-г) и полевых (д-3) воробьев.

А, Д — трещание; Б - основной видовой позыв; Г, 3 — рекламные песни; В - мягкие свисты; Е - призывные и полетные позывы; Ж — позыв беспокойства.

Глухие щелчки и трещание рыжие воробьи употребляют редко.

Ритмическая организация таких секвенций крайне варнабильна. Это очень короткие (20-30 мс) и довольно тихие сигналы, основная энергия которых сосредоточена в диапазоне от 3,0 до 8,0 кГц. Тем не менее некоторые сигналы включают до 6 частотных составляющих, то есть имеют довольно сложную энергетическую структуру.

Фразы в рекламных песнях рыжих воробьев включают до 8 нот. Составляют фразу узконолосные ноты в диапазоне 2,0-7,0 кГц и длительностью 20-40 мс. Высокочастотные песни лежат в диапазоне 5,0-7,0 кГц. Иногда они выглядят на сонограммах как транспонированные варианты обычных песен, хотя могут обладать и довольно своеобразной структурой. Брачные песни отличаются крайне изменчивой ритмической организацией, частым употреблением относительно высокочастотных пот, богатством импровизаций, многие из которых имеют трелевую структуру. Для брачных песен характерны короткие сильно модулированные поты длительностью от 20 до 50 мс в диапазоне 2,0-7,0 кГц.

Поделиться:
Добавить комментарий