Пустынный и саксаульный воробьи - акустический репертуар 

Репертуары этих видов, живущих иногда по соседству друг с другом, крайне просты. У пустынных воробьев вокализация в сущности строится всего из двух базовых элементов. Преобладают узкополосные импульсы длительностью 10-20 мс в диапазоне 2-7 кГц. В зависимости от частоты следования они звучат как отдельные щелчки, серии разреженных щелчков (потрескивание) (Рисунок 22, Б), а в случае более плотных серий — как негромкое трещание или довольно мелодичная трель, которая часто издается летящими воробьями (Рисунок 22, В).

Другим характерным элементом вокализации служат сигналы с более широкой полосой заполнения, менее глубокой, зато множественной (пилообразной) модуляцией, воспринимаемые как мягкие и тихие свисты (Рисунок 22, Г). Эти сигналы имеют длительность до 100 мс и частотный диапазон от 4 до 5 кГц. В общем — крайне небольшом — объеме акустической продукции пустынных воробьев свисты занимают значительно более скромное место, чем глубоко модулированные, короткие, узко полосные ноты, комбинируясь с ними в гетеротипические секвенции тревожной вокализации родителей у гнезд с большими птенцами. Помимо этого, свисты употребляются и как самостоятельный сигнал при спаривании. Песни пустынных воробьев представляют собой относительные простые конструкции из узкополосных импульсов с длительностью фраз 40-70 мс в диапазоне 2,5-7,5 кГц (Рисунок, А, таблица).

Акустический репертуар пустынных (А-Г) и саксаульных (Д-И) воробьев

Акустический репертуар пустынных (А-Г) и саксаульных (Д-И) воробьев.

А, Д — рекламные песни; Б, Е — отдельные щелчки п их серии (трещание); В — полетная трель; Г, И — мягкие свисты; Ж — основной видовой позыв; 3 - храпение.

Основные характеристики рекламных песен.

Виды Воробьёв

частотный диапазон (Гц)

Длительность фраз (мс)

Число песен

Верхняя граница

Нижняя граница

Испанский

6,22 ±0,08

2,11 ±0,04

290.4 ± 18,1

35

Домовый

4,61 ±0,07

2,64 ± 0,05

129,7 ±9,2

33

Индийский

5,14 ± 0,11

2,75 ±0,04

161,7 ±20,1

23

Полевой

5.17 ±0,09

2,51 ±0,05

91,3 ±7,7

40

Пустынный

6,02 ±0,07

2,72 ± 0,09

57,8 ± 2,5

30

Саксаульный

5,35 ±0,06

2,69 ± 0,08

110,7 ±6,8

38

Рыжий

6,50 ± 0,09

2,64 ± 0,06

136,6 ± 14,9

27

Каменный

5,67 ± 0,06

2,73 ± 0,07

203,1 ±11,0

32

Монгольский

6,41 ±0,11

2,12 ±0,09

956,9 ±49,6

21

Снежный

5,80 ±0,08

2,70 ±0,07

178,0 ±31,4

52

Короткопалый

7,13 ±0,09

4,90 ± 0,05

650,3 ± 29,7

6

Репертуар саксаульного воробья может рассматриваться как более сложная версия предыдущего репертуара.

В отличие от преимущественно одиночных, узкополосных импульсов с относительно равномерным распределением энергии по контуру сигнала, характерных для пустынных воробьев, вокализация саксаульных воробьев строится из более сложных нот длительностью 20-30 мс в диапазоне 1-8 кГц с гармониками и отчетливыми зонами концентрации энергии в диапазоне 3,0-3,5 кГц (Рисунок, Е). Обычно хорошо выражена 1-я гармоника, но основная энергия сигнала сосредоточена во 2-й гармонике с типичной обратимой модуляцией, а также во фронте 4-й гармоники. Эти сигналы образуют гомотипические секвенции с интервалами 50-100 мс, звучащие как трещание разной интонации (звонкое или глухое, интонация постоянна или плавно меняется). Саксаульные воробьи явно предпочитают плотную упаковку этих сигналов, в чем состоит заметное отличие от более свободного режима их использования пустынными воробьями. Трещание саксаульных воробьев представляет собой более высоко пороговую реакцию и употребляется преимущественно в ситуациях, связанных с нарушениями социальных дистанций между особями или при тревоге у гнезда с птенцами. У пустынных воробьев щелчки и трещание маркируют малейшее возрастание возбуждения птиц, а в полете, судя по всему, излучаются спонтанно.

Сигнал саксаульных воробьев, который мы условимся называть их основным видовым позывом, имеет длительность 150-200 мс и лежит в диапазоне 2,5-5,0 кГц. К концу сигнала частота обычно плавно повышается на 0,5-1,0 кГц, хотя модуляция может быть и более сложной (Рисунок, Ж). Сигнал звучит как громкий и резкий свист ("нирри" или "при-рри"). Имеются дополнительные частотные составляющие, идущие параллельно основной частоте, которые видны лишь на сопофаммах, выполненных с применением узких фильтров. При использовании широких фильтров сигнал выглядит широкополосным (полоса заполнения около 1 кГц) с крутым фронтом. Этот позыв относится к числу высоко пороговых и издается лишь в ситуациях с сильной внешней стимуляцией: при образовании нары, в начале гнездостроения, при сильном, внезапном испуге. В социальных контекстах чаще употребляется самцами: например, на первых стадиях совместной постройки гнезда самцы при эпизодических сближениях с самками у гнезд издают именно этот крик, тогда как самки неизменно отвечают трещанием.

Особый позыв издают самцы при пограничных конфликтах. Это очень короткие (около 50 мс) сигналы в диапазоне 2,0-4,0 кГц, следующие с интервалами 500-800 мс (Рисунок, 3). Звучат как отрывистое, короткое хранение, напоминающее известное "хорканье" вальдшнепов. Этот позыв, судя по всему, не имеет гомологов в репертуаре других видов.

Песни саксаульных воробьев хорошо отличаются от песен пустынного воробья большей длительностью фраз и более низкими частотами (таблица). Чаще всего фраза песни саксаульного воробья включает две - образные ноты, занимающие различные, но обычно перекрывающиеся частотные диапазоны (Рисунок, Д).

Особого упоминания заслуживает своеобразный класс песен, лежащих в более высоких отделах частотного диапазона и хорошо отличающихся па слух от обычных песен.

Высокочастотные песни лежат в дипазоне 3,5- 7,5 кГц, а их продолжительность достигает 300 мс. Примечательно, что такие песни, хотя и отличающиеся по тонкой структуре составляющих импульсов, присутствуют в репертуаре практически всех изученных нами представителей р. Passer (за исключением пустынных воробьев) и являются проявлением параллельной изменчивости песенных рядов воробьев.

Важно, что у саксаульных воробьев, как и в других, отдельные варианты высокочастотных рекламных песен по своей структуре идентичны некоторым вариантам форсированной ювенильной вокализации, которую издают взятые в руки 10 - 12 дневные птенцы при физическом воздействии (например, при потряхивании) или при активном выпрашивании корма. Ниже мы приведем еще несколько примеров того, как в "криках бедствия" птенцов проявляются в готовом виде многие сигналы, свойственные дефинитивным репертуарам (смотрите Рисунок). Интересно, что высокочастотные песни саксаульных воробьев но физической структуре чрезвычайно напоминают рекламные песни рыжих воробьев, хотя обычные песни этих видов вполне определенно отличаются.

Поделиться:
Добавить комментарий