Организация земельной солидарности между собственниками охраняемых природных пространств

Никакая политика защиты природы не будет эффективной до тех пор, пока не будет организована постоянная земельная солидарность: между собственниками охраняемых природных пространств и собственниками застраиваемых пространств, между зелеными и урбанизированными общинами.

Пора положить конец тяжелому наказанию, которому подвергаются индивидуальные и коллективные хранители природы.

Опыт доказывает, что нельзя одновременно сохранять природу, частную собственность и нынешнее неравенство в земельной собственности.

Либо, как это делается в нынешней системе, сохранятся частная собственность на землю и чудовищные расхождения в стоимости земли в зависимости от административной классификации земель и тогда исчезнут все охраняемые пейзажи, леса и сады. Либо, если хотят сберечь природу и ввести без какой-либо компенсации обязательство охранять обширные площади, надо отменить право собственности на землю и заменить его простым правом пользования землей. Либо же, если принять самое гуманистическое решение и если наше общество хочет сохранить и природу и право собственности на значительной части территории, нужно будет произвести выравнивание административных расходов между всеми собственниками.

Конечно, всякое развитие предполагает определенную степень неравенства. Но, даже и не устанавливая абсолютного равенства между землями, равными по привлекательности, расположению и т. п., можно все же существенно уменьшить огромное неравенство, возникающее от одного только административного решения, дающего право на застройку и определяющего ее плотность.

Такое выравнивание может быть проведено на местном уровне. В зонах развития, где осуществляется строительство, следует в обязательном порядке группировать собственников и распределять между ними выручку от продаж пропорционально площади, имевшейся у каждого, а не в зависимости от административной ситуации того или иного конкретного участка; или же можно обязать строителей закупать для каждого нового здания одновременно участок для застройки и участок, который должен оставаться в естественном состоянии

Однако такие местные компенсации, по-видимому, возможны лишь на довольно ограниченных площадях.

Поэтому следует предусмотреть выравнивание и в национальном масштабе. С этой целью может быть учреждена Национальная касса земельной компенсации, которая будет возмещать ущерб собственникам тех участков, на которых строительство запрещено (сервитут не застройки) в соответствии с планом градостроительства или в результате переговоров с собственником [1].

Средства в кассу будут поступать от отчислений части прибыли, получаемой в результате исключений из правил землепользования или каких-либо изменений этих правил, а также от высокого выравнивающего налогообложения участков под застройку; соответствующий налог будет исчисляться в зависимости от плотности застройки и взиматься при продаже участка.

Тем самым будет устранена вопиющая несправедливость, когда в одной и той же общине собственник участка, где власти разрешают строительство, приобретает целое состояние, а более скромная прибыль достается собственнику участка, где плотность застройки меньше, так как нужно сохранить общий характер сельской местности, и когда самым настоящим образом грабят того, кто вынужден сохранять участок для катания на лыжах, для лесов и садов, то есть всего того, без чего другие владения стоили бы гораздо меньше.

Выравнивание приведет к исчезновению солиднейших барышей, которые получают группы застройщиков благодаря бесчисленным исключениям из планов и правил; вместе с тем, снижая их политико-финансовый нажим на государство, такое выравнивание позволит сохранить их могущество в определенных пределах, чтобы оно не оказалось опасным для демократии.

Это даст также возможность ослабить волну отклонений от планов градостроительства. Мотивов для отклонений станет меньше, потому что не будет связанных с ними больших прибылей.

Потребуется в таком случае отменить и недавние «льготы», возникшие после принятия трех достойных сожаления мер:

  • разрешения застраивать охраняемые леса при уступке 9/10 площади государству;
  • возможности ликвидировать всякий план градостроительства путем создания зоны комплексного благоустройства;
  • права застраивать сельскую Францию кусками по 1000 м2 вопреки любым положениям планов градостроительства.

Все отклонения должны подвергаться общественному контролю и они должны быть абсолютно запрещены в таких уязвимых местах, как ландшафты, охраняемые Министерством по делам культуры. В других секторах отклонения должны санкционироваться Министерством природы и компетентной комиссией природы, а если такой санкции нет, то дело следует передавать для решения премьер-министру.

Выравнивание расходов, связанных с сохранением естественного пространства, должно быть проведено также между коллективами, а не только между собственниками.

От разрушения охраняемого ландшафта общины получают два важных преимущества.

Первое — это финансирование оснащения для общественных нужд; предприниматель иногда «дарует» такое финансирование, выделяя некоторые средства из огромных прибылей, которые он получает в результате исключения из правил. Вот почему имеются случаи, когда муниципалитет, даже «левый» в политическом смысле, вступает в союз с группой застройщиков, чтобы вырвать у государства разрешение на уничтожение зеленого пространства, оберегаемого в плане градостроительства.

Именно так обстояло дело с лесным парком Гро-Буа, в юго-восточной части Парижа, который был куплен крупным предпринимателем, заручившимся поддержкой муниципалитета Буасси-Сен-Леже, чтобы попытаться получить от г-на Делуврье право на строительство 5000 квартир на этой охраняемой площади.

«Мы сделали небольшой подсчет, — заявил мэр, — Г-н Балкани хотел построить 5000 квартир; это давало общине 1 миллиард, если бы мы запросили по 200 000 старых франков за квартиру, что не является чрезмерным... тогда как в свое время бюджет нашей общины составлял, может быть, 150 миллионов старых франков».

«В другом месте нам давали 15 га для лицея и больницы. Для нас готовы были построить бассейн и дополнительные здания для муниципалитета. Я потребовал также домов с дешевыми квартирами. Нам сказали, что будут и такие дома при условии, что их построит сам предприниматель. Я запросил 400 квартир... Прямо-таки манна небесная! Поэтому мы приняли проект. А потом образовался округ. Г-н Делуврье, не исходя из чисто местных интересов, запретил проект...» [2]

Второе преимущество, получаемое общинами в результате разрушения природной среды ради экономического и социального оснащения (порт, промышленная зона, школа, жилье), — это добавочные возможности для активности. Разрушение природы часто обеспечивает занятость.

При отсутствии экономической и финансовой солидарности между зелеными и урбанизированными общинами хранители естественного пространства на благо нации оказываются в невыгодном положении в сравнении с другими в области занятости, подобно тому как собственник леса, который интересует застройщиков, оказывается в проигрыше, если он сохраняет лес нетронутым в интересах всех, так как он не получает никакой компенсации.

Такие компенсации должны выплачиваться Агентством сельского пространства, создать которое мы предлагали. Они представляли бы собой оборудование для коллективных нужд, совместимое с сохранением естественного окружения, а также субсидии для местного бюджета.

Таким образом, в основе гуманистической земельной политики лежит основополагающий принцип солидарности, отражающий необходимость, подчиняться которой следует и в промышленной политике, облагать налогами разрушителей природы и обеспечивать субсидиями ее защитников.


[1] Если сервитут не застройки отменяется, то собственник возвращает в кассу земельной компенсации полученную сумму.

[2] «Le Croix», 12 octobre 1969.

Поделиться:
Добавить комментарий