Конфликт между материальными и нематериальными благами

Противоположность между материальными и нематериальными благами не тождественна различию между объектами частной или общественной собственности (дороги, больницы, школы, зеленые зоны) или классификации на предметы потребления и средства производства.

Безопасность движения лишь частично связана с состоянием дорог; она во многом зависит также от соблюдения водителями правил безопасности, от строгости мер за нарушение правил и от достаточно эффективного полицейского надзора. Дополнительные мотоциклетные - группы автоинспекторов и усиленный контроль за состоянием автомашин и трезвостью водителей по меньшей мере столь же действенны, как и работы по расширению и оборудованию проезжей части дороги. Точно так же борьба против загрязнения атмосферы не сводится лишь к увеличению зеленых зон общественного пользования; она требует также более строгих правил эксплуатации систем бытового и промышленного отопления, оснащения автомашин и котельных более надежными фильтрующими устройствами.

Чтобы обеспечить тишину в городах, одновременно необходимы:

  • более обширные зеленые зоны;
  • улицы, свободные от движения транспорта;
  • звукоизоляционные требования к строительным материалам;
  • запрещение устройств, производящих шум;
  • изыскание технических средств уменьшения шума от предприятий, самолетов или автомобилей.

Фундаментальная линия размежевания между экономикой материальных благ и экономикой нематериальных благ, объясняющая различие в содержании понятий стоимости, потребления и производства, отделяет первую, базирующуюся на том, что можно обозначить термином «иметь», от второй, которая включает все, что можно обозначить термином «быть».

Конечно, в той мере, в какой и нематериальные и материальные блага интенсивно изыскиваются, они имеют нечто общее, а именно стоимость, которую каждый готов возместить в зависимости от полезности этого блага для него самого, от редкости блага и индивидуальных возможностей человека.

Эта стоимость нематериальных благ имеет денежное выражение в закупочной цене, как об этом свидетельствует, в частности, растущий объем индивидуальных расходов на поддержание здоровья и повышение культурного уровня К этому надо добавить косвенную финансовую рентабельность; так, создание зеленых зон в городе уменьшает степень усталости и число заболеваний и, следовательно, сокращает расходы на медицинское обслуживание и увеличивает производительность труда.

Блага

Но нематериальные блага в отличие от материальных не являются товарами, продажная цена которых выражает всю их общественную полезность; они несут в себе такие преимущества, которые оцениваются в зависимости от частоты пользования ими. Полезность парка Сен-Клу не измеряется одним только оплаченным правом входа, но также и влиянием этого массива зелени на здоровье посетителей и живущих по соседству людей. Таким же образом и роль Лувра в культурной жизни Франции оценивается скорее числом посещений, а не полученной выручкой.

Наконец, нематериальные блага имеют стоимость в смысле «процветания общества». Восстанавливается ли запущенный исторический квартал, излечивает ли безнадежно больных новое лекарство, разбит ли парк на месте снесенных трущоб — все это влечет за собой коллективное удовлетворение, которое не выражается лишь в количественных показателях и не измеряется лишь числом пользователей. Радость, пробуждаемая в нас прогрессом процветания, есть качественный элемент, который невозможно взвесить нашими слишком грубыми весами, и, однако, какое значение имеет он для счастья и будущего человечества!

Таким образом, если стоимость любого материального блага поддается обычной оценке, выражаемой в его цене и его определенности как предмета торговли, и стоимость нематериальных благ, как бы реальна она ни была, содержит значительную долю индивидуальной оценки.

Не будучи физическими благами, нематериальные блага являются тем не менее благами реальными. Они имеют очевидную экономическую стоимость, а некоторые из них — значительную. Это очень хорошо проявляется в последствиях их разрушения.

В 1970 г. дорожные происшествия обошлись Франции в 67 миллиардов франков, при этом полная «стоимость» одного погибшего оценивалась в 230 000 франков, а одного раненого — в 12 000 франков.

Уменьшение шума на рабочих местах позволило бы избежать падения производительности труда, которое обходится Франции в 4 миллиарда франков, что соответствует потере одного миллиарда рабочих часов Если бы в Великобритании воздух был чистым, она экономила бы 250 миллионов фунтов стерлингов в год.

Настойчивые поиски способов использования досуга, средств поддержания здоровья, поиски зон чистого воздуха; влияние красоты уголков природы и исторических памятников на экономическое развитие; резко враждебное отношение к массовым региональным миграциям — вот показатели цены, которую люди готовы уплатить деньгами или трудом за удовлетворение своих постоянно растущих нематериальных нужд.

Системы потребления также различны. В противоположность материальным благам нематериальные блага выражают наше собственное состояние, ту или иную степень улучшения окружающей нас обстановки; нематериальные блага — это не собственность на ту или иную вещь; поэтому они могут быть предметом участия в них, а не личного их присвоения. Участие в этих благах часто бывает бесплатным. По мере того как общество социализируется, оно признает, что нематериальные блага составляют основу человеческого прогресса и должны быть доступны всем, без каких-либо, чаще всего произвольных, различий. Вчера — музеи и парки, сегодня — школы и леса, завтра — бесплатные больницы для всех. Сорбйнна так же бесплатна, как Булон-ский лес или лес Фонтенбло.

Таким образом, в отличие от материальных благ потребление нематериальных благ не отражает покупательной способности населения.

С другой стороны, если потребление материальных благ ведет к их более или менее быстрому уничтожению, то потребление нематериальных благ почти никогда не уничтожает эти блага. Созерцание Парфеновна ни в чем не повредит этому памятнику; веками люди наслаждались прогулками в лесах, но это не лишило последующие поколения возможности получать то же удовольствие

Наконец, в противоположность материальным благам нематериальные блага как «состояние», а не «владение» какой-либо вещью не могут храниться на складе или запасаться впрок.

Производство нематериальных благ также имеет свои отличительные черты. Покупательной способности отдельных людей недостаточно для их создания, нужна еще финансовая и организационная поддержка органов государственной власти.

Качество медицинского обслуживания больного не столь сильно зависит от его имущественного положения в основном оно определяется прогрессом медицинской науки, которая сама связана с уровнем исследований и образования, а этот уровень в свою очередь в значительной мере определяется непосредственным участием? государства или поддержкой, которую оно оказывает частным инициативам.

Культурный уровень индивида лишь частично про пропорционален его имущественному положению. Как  ни был он богат, его художественные коллекции ничтожно малы по сравнению с шедеврами национальных музеев. В области музыки это еще более очевидно: доступ к крупным музыкальным произведениям зависит скорее от правительственной политики помощи распространению музыкального искусства и ориентации радио программ, чем от доходов каждого индивида.

Для обеспечения безопасности движения или защит от городского шума индивидуальные действия — покупка ремня безопасности или звукозащитных стекол представляют собой жалкие средства по сравнению теми, какие могут быть созданы финансовым и организационным аппаратом государства.

Это еще более верно для тех случаев, когда речь заходит о чистом воздухе и живописных уголках природы. Никто не в силах, как бы ни был он богат, обеспечить лично для себя необходимый запас чистого воздуха в большом городе или сберечь все природные красоты страны без всесторонней поддержки государства в деле сохранения чистоты воздуха и красоты пейзажей.

Опять-таки в отличие от материальных благ движущей силой производства нематериальных благ является не личная выгода, а всеобщая заинтересованность.

Дух прибыли вынуждает производить автомобили, жилые дома, станки, однако он не стимулирует фундаментальные исследования, улучшающие технику безопасности на производстве или обеспечивающие необходимый уход за лесопарками.

Факторы

Причина этого явления заключается в том, что финансовая рентабельность производства материальных благ давно изучена и хорошо известна, а рентабельность нематериальных благ — культуры, здоровья, природы, образования, безопасности — еще почти не исследована. Для рентабельности такого рода не пригоден капиталистический и технократический подход с позиций прибыли; она должна основываться на гуманистической перспективе и включать экономические выкладки:

  • фактор посещаемости (frequentation), то есть понятие общественной услуги,
  • фактор совершенствования (epanouissement), то есть понятие качественного роста человека.

Специфической и очевидной рентабельности материальных благ противостоит многообразная и комплексная рентабельность нематериальных благ.

Между столь различными видами благ неизбежны конфликты, тем более что они конкурируют друг с другом как в их производстве, так и в их потреблении.

Какая часть национального дохода должна быть выделена на производство соответственно материальных и нематериальных благ? Какая часть пойдет на уход за лесопарками, на борьбу против загрязнения воды и воздуха, на повышение безопасности движения, на улучшение медицинского обслуживания, а какая — на производство автомобилей, одежды, телевизоров?

Такова первая, часто не осознаваемая, но фундаментальная дилемма на государственном уровне и в рамках каждого министерства, когда речь заходит об использовании кредитов;

  • для Министерства сельского хозяйства — это выбор между естественными парками и развитием сельскохозяйственного производства;
  • для Министерства оснащения, жилищного строительства и устройства территории — между закупкой зеленых городских пространств и жилищным строительством;
  • для Министерства промышленности — между борьбой против загрязнения воздуха выхлопными газами и разработкой новых моделей гоночных автомобилей.

Так как финансовые средства для производства всех благ ограниченны, между благами нематериальными и материальными всегда происходит борьба за распределение вложений, предусматриваемых планом и бюджетом. Такой же конфликт возникает и в том случае, когда речь заходит об использовании естественного пространства: наземного пространства — конфликт между постройками и зелеными зонами; водного пространства — между сохранением чистоты воды и превращением морей и рек в стоки для отходов предприятий и судов; воздушного пространства — между его бесконтрольным использованием самыми шумными видами воздушного транспорта и стремлением избавить атмосфер от шума и загрязнения.

Эта борьба продолжается на уровне научных исследований. Сегодня научно-технический прогресс обеспечивается не случайными гениальными открытиями, А результатами экономической политики. Он зависит прежде всего от бюджета, отчисляемого на исследовательскую работу и научную информацию, от коллективов исследователей и средств, предоставляемых в их распоряжение. В деле обеспечения научно-техническог прогресса имеет место изрядная доля неопределенное и вследствие этого некоторый «волюнтаризм» в облает научных открытий. Когда решается вопрос об использовании бюджетных ассигнований, то между исследованиями по увеличению мощностей и материальног комфорта и исследованиями по улучшению жизненной среды [1] и условий жизни [2] происходят горячие столкновения.

Эта борьба ведется и вокруг потребителя. По мере того как удовлетворяются его реальные потребности в материальных благах, их производители все-таки стараются расширить рынки сбыта с помощью кричащей рекламы, неустанного изобретения «новинок», непрерывного нажима на власти с целью добиться желательной политики в области налогообложения, оснащения и международной торговли.

Сегодня можно мыслить глобальную экономику лишь в сочетании с экономикой материальных благ и экономикой благ нематериальных, учитывая своеобразие каждой из них, а также их отличие друг от друга.

Экономика

Экономика природы, экономика безопасности движения, экономика культуры, экономика здоровья и множество других экономик, основанных на производстве и потреблении соответствующих категорий нематериальных благ, по меньшей мере столь же реальны и, во всяком случае, более фундаментальны, чем экономика энергетики или экономика электроники.

В этом столкновении самыми желаемыми благами являются теперь блага нематериальные, которые наиболее прогрессивно улучшают человеческое существование. Современный человек заботится не только о большом заработке, но и об улучшении жизни, а это все менее и менее зависит от пользования материальными благами. Удовольствие автомобилиста все больше связывается с безопасностью движения и с возможностью найти в конце пути первозданную и доступную для всех природу.

«Вздорожание» тела и духа, их совершенство, обеспечиваемое прогрессом жизненной среды и условий жизни, отвечают нуждам, которые становятся более настоятельными и жизненными, чем одно только стремление к высокому уровню жизни. Нематериальные блага создают «качество жизни», популярность которого растет; оно стало даже первейшим требованием объединения рабочих профсоюзов — Французской демократической конфедерации труда.

Давайте же перестанем измерять общественное развитие лишь ростом материальных благ

Процент загрязнения воздуха, площадь зеленых насаждений на одного городского жителя, количество дорожных происшествий, число малолетних преступников или читателей публичных библиотек имеют такое же значение для жизни населения, как и производственные показатели в сельском хозяйстве и промышленности, и они гораздо лучше характеризуют перемены в том или ином обществе.

Отсюда вытекает необходимость признания экономической политики нематериальных благ, которая определяла бы для каждого сектора — природы, безопасности движения, здоровья, культуры, социального продвижения и т. д. — основные рубежи и средства их достижения.


[1] Исследования по предотвращению загрязнения воздуха и снижению шума.

[2] Изучение проблем заболеваемости, безопасности движения предупреждения производственных травм.

Поделиться:
Добавить комментарий