Философия и жизнь. Всё дальше в глубины вечности уходят эпохи земной человеческой жизни.
Но, человек остался и будет оставаться в состоянии поиска истины о «смысле жизни», кто он есть, что есть вокруг и за пределами его обиталища - Земли.
Эти вопросы и множество других, с которыми «соприкасается» каждый человек, как целое, имеют глубокое всеобъемлющее содержание. На них можно дать один короткий ответ - всё есть материя, есть только материя, не материального нет ничего во всей Вселенной.
Мыслительная деятельность материальна, как и всякий другой процесс в мире живой природы - это состояние живой материи.
Материальный мир и мыслительная деятельность это единство. Земная жизнь - это следствие эволюции материального мира в направлении от простого к относительно сложному, как причина и следствие - закон материального мира. Неживая природа - причина, живая природа есть следствие. Живая природа - причина, мыслительная деятельность есть следствие, (схема. 1).
Движение материального мира в беспредельности.
Историю человеческой жизни создавал и создаёт сам человек своим трудом и мыслительной деятельностью, которая становится приоритетной причиной в эволюции и жизни общества, и ни кто другой «свыше»! Массы людей из одного поколения в другое веками пребывают в состоянии незнания действительного. Познавать природу - это означает взаимодействовать с реальной действительностью, с факторами внешней и внутренней среды посредством мыслительного процесса и органов восприятия, как единого целого. Всеобщее взаимодействие - закон материального мира. Не взаимодействующего нет во всей Вселенной.
Природа — это неповторимое изменение состояние материи. Всё есть материя.
Есть только материя, безначальная, не- исчезающая, преобразующаяся в бесконечном разнообразии её состояний, движения, изменения, развития, эволюции, и ничего «сверх» того! Это истина, Такую мы её познаём. Жить - значит познавать природу, обогащать память знаниями положительного качества, развивать мыслительную деятельность в направлении высокого уровня совершенства, способную выражать собой реальную действительность такой, какая она есть, законы материального мира. Это есть практика жизни. Она же философия. Мыслительная деятельность индивидуальна, потому, что она принадлежит организму, а из индивидуальности возникает общность понятия. В этом состоит сущность диалектики, как единство противоположностей.
В переводе с греческого, философия означает любовь к мудрости (philos - любовь, sophia - мудрость). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля обстоятельно раскрывается содержание того, что означает в русской словесности понятие «мудрость», всевозможная изменчивость содержания этого понятия. Оно изменяется от положительного до отрицательного значения, например, «лжемудрость». В «Словаре» указывается: мудрость - это «единение истины и добра, высшая правда, состояние высшего нравственного и умственного совершенства» (цитата по изданию 2005 года). Это определение достаточно полно соответствует современному содержанию (значению) понятия философия.
Философия - это наука об общих законах материального, она составляет основу всех отраслей знания, это состояние совершенства в развитии мыслительного процесса в направлении относительно более высокого уровня знания материальной действительности.
Материалистическая философия неотделима от жизни, как теория и практика.
В человеческой мыслительной деятельности всегда есть два качественно различных состояния - знания и незнания, которые составляют одно целое. Это есть мыслительный процесс, два его направления: логизм и алогизм. Первый из этих состояний (направлений) в той или иной степени отражает реальную действительность, законы материального мира.
Это положительное содержание мыслительного процесса. Оно выражает собой движение материального мира от простого к сложному, его развитие, эволюцию. Второе направление (состояние), отрицательная мыслительная деятельность составляет противоположность первой: не отражает законов материального мира (по И. Канту «остаточное» мышление), не имеет качественного содержания - эволюции от простого к сложному. «Пусто место не бывает», справедливо поясняет русская поговорка. Остаётся несовершенство знания, точнее, алогизм — незнание истины. В материальном мире всё имеет свою противоположность. Мыслительный процесс не является исключением.
Понятия: «нематериальность», «невещественность», «сверх-чувственностъ», «духовность», «духовное начало», «душа нетленная», «мировой разум», «абсолютная идея», «божество», «нечистая сила», «злой дух», «царство небесное», «сотворение мира», «таинство», «чудотворство», множество мифических понятий и всё то, что объединяется понятием оккультизм — всё это есть следствие незнания реальной действительности, остаётся схоластика, мистика, фантастика, фанатизм, догматизм, доходящие до абсурда (нелепости), представляет собой фикцию (самообман).
Исчезнувшие на Земле далёкие от нас поколения, но уже человеческой жизни не знали религии.
В этой исторической связи религия - это след мыслительной деятельности той эпохи, когда были ещё только зачатки логического мышления в процессе примитивной трудовой деятельности. Религия - это реликт древнейших эпох человеческой жизни. Всё недоступное для понимания сохранялось в памяти, как что-то над человеческое, у кого можно просить покровительства, защиту и другую «благость». Мольбы, поклоны и другие ритуалы сохранились и в современную эпоху. Для большой части населения они представляют не что иное как привычку. Это есть выражение архаизма. Догматическое мышление - всё есть творение «всевышнего», всё неизменно, вера в «творца» вечна, это означает теизм.
Но, эволюция материального мыслительного процесса, как причина и следствие, продолжалась в направлении большего совершенства качественного содержания, возникало понятие самоорганизации материального мира, атеизма. Путь развития мыслительного процесса от инстинкта до логического содержания интеллекта пролегал через бесчисленный ряд поколений всей истории человеческой жизни в продолжение многих эпох. Первоначально человек не знал, кто он есть, самосознание «пришло» позже. Сменялись эпохи земной жизни, но каждая эпоха оставляла след своей предыстории, как единое целое в эволюции материального мира.
Всё дальше в глубь веков уходили истоки человеческой жизни и её мыслительной деятельности. Но глубинную генетическую связь и обусловленность между человеком и животным миром, как единым целым, по многим направлениям можно изучать и сегодня и в будущем. Такова преемственность в эволюции материального мира. Современная наука с большой полнотой располагает достоверными данными, притом во многих деталях, об истории человеческой жизни, от её истоков до современности. В этом состоит могущество положительного мыслительного процесса.
В последовательном, связанном между собой движении эпох, человек уходил от своей первобытности, становился другим.
Стадная жизнь предков человека (приматов) уходила в прошлое, изменялась его мыслительная деятельность. Возникал и становился более организованным новый образ общественной человеческой жизни. В связи с изменением природных условий и ряда других причин, как следствие, возникла необходимость трудовой деятельности человека и дальнейшее её совершенство. Это обстоятельство было причиной возникновения и развития членораздельной речи. Только человек обладает этим качеством, которое необходимо для общения в условиях новых складывающихся отношений между членами развивающегося общества. Всё это было причиной дальнейшего совершенства мыслительного процесса - эволюции от простого к сложному, от инстинкта к абстрактному мышлению. Развитие абстрактного мыслительного процесса, то есть способности обобщения понятий, который был в зачаточном состоянии ещё у гоминид, основательно выделило человека из мира животного существования.
Тысячелетия миграции в разных географических широтах, в связи с движением материков, которые сами по себе смещались, в группах людского населения привели к расовой морфо-физиологической дифференциации, оставили значительные наследственные различия: этнические, языковые и другие особенности в составе одного вида и одного рода человекообразных предков (гоминид). Это была эволюция от дендропитеков, питекантропов, синантропов, австралопитеков, неандертальцев, кроманьонцев и ещё ряда других типов человеческой жизни. Природные условия и трудовая деятельность изменили человека физически, мыслительно, социально, поведенчески и ещё во многом другом - приблизили его к состоянию современности, к приобретению элементов нравственности, понятию гуманизма. Человек стал разумным - Homo sapiens.
Нравственность - это высший этап эволюции человеческой мыслительной деятельности, качественное состояние положительного мыслительного процесса, свойственного только человеку в отличие от всех других существ высшего порядка земной жизни. Оно возникает, вырабатывается (формируется) вместе с развитием знания, на основе активного взаимодействия с природой, в процессе трудовой деятельности, совершенства общественной жизни, как причина и следствие.
Высокая нравственность человека, личности проявляет себя как достойное поведение в обществе, оказывает положительное воздействие на развитие мыслительной деятельности окружающих лиц, что особенно важно в отношении молодого поколения, помогает познать правду жизни, полезность использования окружающую живую и неживую природу в их многообразной взаимосвязи. Высокая нравственность человека - это основной путь к совершенству жизни общества, достижению свободы личности, познанию истины, кто он есть — Человек. Основа образовательного процесса - это воспитание высокой нравственности.
Понятие любовь - это особая тема столь же значительна в жизни человека, семьи, общества, как и понятие инстинкта в его эволюционном содержании.