Управление природоохранной деятельностью и мониторинг среды обитания

В управлении природоохранной деятельностью страны участвуют официальные и общественные организации, законодательные и исполнительные власти. На рис. 5.1 показаны исполнительные структуры, ответственные за экологическую безопасность.

На официальном уровне координация мероприятий по охране среды поручена двум министерствам: природных ресурсов и охраны окружающей среды. В их функции входят разрешительно-ограничительная деятельность, контроль состояния компонентов геосферы и выполнения экологических требований.

Министерство здравоохранения опосредованно участвует в системе управления. Его роль заключается в соблюдении надлежащего санитарного состояния геосферы на территориях, в том числе обеспечении условий, предотвращающих риск возникновения различного рода инфекций.

Службы, аналогичные министерствам, входят в структуры территориальных исполнительных властей. Это службы федерального и местного подчинения.

Отраслевые министерства через свои подразделения на местах управляют экологией на подведомственных заводах, фабриках и других предприятиях.

На уровне производственных объектов контроль экологического состояния среды возложен на дирекции предприятий. В их составе имеются отделы производственной и экологической безопасности. Они отвечают за эффективность работы очистных сооружений и установок и, в конечном счете, — за активность технологических выбросов и степень загрязнения окружающей среды.

Общественные организации активно включаются в борьбу за охрану окружающей среды. Все больше людей стали интересоваться экологией, состоянием воздуха, воды и почв на окружающей их территории.

Схема организации управления природоохранной деятельностью

Рис. 5.1. Схема организации управления природоохранной деятельностью

(МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям; МПР - Министерство природных ресурсов; ГКООС - Госкомитет охраны окружающей среды; ПР - природные ресурсы)

В странах с устоявшейся демократией "участие пользователей" позволяет обществу влиять на управленческие решения. Политики и чиновники вынуждены считаться с мнением населения. Они пытаются законодательно регулировать острые экологические конфликты, возникающие в обществе.

Территориальные власти находят новые формы участия жителей.

Градостроительное планирование постепенно становится все более демократичным. Однако это не значит, что общественные организации играют главенствующую роль в формировании экологической политики.

Власти западных стран находят возможность учитывать возросший интерес общества к борьбе против засорения воды и воздуха, применения ядохимикатов в городском и сельском хозяйстве. Признают право общего пользования богатствами природных ресурсов, кроме полезных ископаемых.

Россия пока не достигла такого уровня демократии. В стране только рождаются общественные организации охраны природы. Они малочисленны, но стремятся принимать посильное участие в управлении природопользованием. Работает российское отделение "Гринпис". Созданы общественная организация "Кедр" и некоторые другие, менее известные.

Поделиться:
Добавить комментарий