Структура и эволюция акустических репертуаров воробьев

Вокализация воробьев строится из отдельных звуковых импульсов (йот). Они излучаются поодиночке или группируются в серии (секвенции), образуя более сложные акустические конструкции — песни и позывы. Остановимся вначале на характеристике наиболее часто употребляемых йот и приемах их группирования.

Воробьи широко используют узкополосные йоты с характерной /V образной модуляцией и резкой сменой знака изменения частоты. Они присутствуют в репертуаре всех изученных нами видов, а также у воробьев p. Gymnorhis (Abs, 1966). Конкретные характеристики нот — продолжительность, частотный диапазон, амплитудная модуляция, относительное значение в репертуаре варьируют у разных видов.

Другой тип узкополосных сигналов отличается большей длительностью и более узким частотным диапазоном.

Что же касается модуляции основной частоты, то она отличается разнообразием и в разных сигналах меняется от монотонного нарастания (или уменьшения) до чрезвычайно сложной, пилообразной формы. Обычно этот тип сигнала характеризуется относительно более широкой полосой заполнения, однако этот признак в целом отличается высокой изменчивостью.

Узкополосные ноты с параболической модуляцией и плавной сменой знака изменения частоты составляют характерный элемент репертуара воробьев, но встречаются не у всех видов. Заметно варьирует характер энергетического заполнения такого рода сигналов. Здесь имеется множество переходных вариантов, так что даже в пределах одной фонограммы в ряду сигналов можно видеть постепенный переход шумовых сигналов в гармонические или в узкополосные.

У воробьев выделяются два основных режима излучения нот.

В одних случаях ноты следуют друг за другом поодиночке с относительно постоянными интервалами, продолжительность которых значительно превышает длительность самих нот. Этот режим характерен для воспроизводства самых простых (односложных) вариантов рекламных песен, низко пороговых позывов и т.д. В других случаях йоты отчетливо группируются в многосложные конструкции — фразы, длительность которых бывает обычно сопоставима или же намного уступает продолжительности разделяющих их пауз.

Это наиболее характерный тип организации акустических рядов воробьев, который широко употребляется и в песнях, и в позывах. Большинство сигналов, воспринимаемых человеком, как отдельная песня или отдельный позыв, представляют собой именно фразы, которые в свою очередь образуют гомотипические или гете-ротипические секвенции более высокого уровня. Обращает на себя внимание ярко выраженная склонность многих видов воробьев к попарному группированию нот в песнях и в позывах.

Ключевую роль в коммуникативной системе всех воробьев, так же как и у большинства других певчих птиц, играет рекламная песня, исполняемая самцами и направленная на привлечение самок.

Это типичный широковещательный сигнал, исполняемый с большой громкостью и имеющий преимущественно эндогенную природу. Рекламные песни обычно состоят из четко обозначенных фраз, разделенных регулярными интервалами, причем частота следования фраз маркирует уровень возбуждения исполнителя. Количество пот во фразах при рекламном пении заметно варьирует и на примере нескольких видов здесь легко построить ряды параллельной изменчивости от односложных йот до многочленных конструкций.

Вместе с тем этот признак обладает и вполне отчетливой видовой спецификой: у пустынных воробьев преобладают односложные песни, для саксаульных типичны двусложные конструкции или употребление сложной М-образиой модуляции, песенные фразы рыжих воробьев включают до 8 пот и так же, как и у саксаульных воробьев, отдельные йоты могут иногда сливаться друг с другом, образуя единый импульс с 3-4 пиками. Максимальное число нот (до 20) характерно для рекламных песен монгольских земляных воробьев.

Брачные песни воробьев

Брачные песни воробьев.

А - Passer ammodendri; Б — P.montanus; В — P.indicus; Д — P.hispaniolensis; Е — P. rutilans.

Рекламная песня воробьев — их характерное чириканье, представляет собой длинную серию фраз, следующих друг за другом с регулярными интервалами.

Но воробьи способны петь и в иной манере, которая характеризуется сокращением пауз между фразами и нотами и утратой их регулярности, отчего песня приобретает своеобразное торопливое, слитное и как-бы сбивчивое звучание, лишаясь четкой ритмической организации. Такая свободная манера пения употребляется при пении вне посредников и, в особенности, при коллективном пении в клубах.

Во-вторых, слитная, непрерывная манера излучения пот и фраз употребляется в своеобразных брачных песнях самцов, озвучивающих церемонии ухаживания, коллективных демонстраций, и представляющих собой, в отличие от двух предыдущих типов пения, строго адресованный акустический сигнал (Рисунок).

Поделиться:
Добавить комментарий