Полевой, домовый, индийский, испанский воробьи.

Акустические репертуары более социальных видов устроены сложнее, чем у трех предыдущих, гнездящихся преимущественно одиночными нарами. Объем акустической продукции в колониях социальных видов очень высок и в этом отношении они заметно отличаются от более молчаливых саксаульных, рыжих и в особенности пустынных воробьев. В колониях существуют постоянный акустический фон, который обладает хорошо выраженной видовой спецификой. Изменчивость всех типов сигналов чрезвычайно велика, а границы между отдельными структурными классами выражены нечетко, благодаря обилию переходных вариантов.

В кратком конспекте вокализации испанских, индийских и домовых воробьев Панов (1989) рассмотрел некоторые, наиболее часто встречающиеся акустические сигналы этих видов.

Акустический репертуар домового воробья

Акустический репертуар домового воробья.

А - тревожный крик; Б — отрывнстос трещание; В — позыв беспокойства; Г, Е - призывные крики; Ж - трешанне; И — рекламные песни.

Акустический репертуар индийского воробья

Акустический репертуар индийского воробья.

А — тревожный крик; Б — трель при залезанпп в гнездо; В — позыв беспокойства; Г — призывным крик; Д - крики у гнезда; Е — трещание; Ж — рекламные песни.

Акустический репертуар испанского воробья

Акустический репертуар испанского воробья.

А — тревожный крик; Б — трель при залезании в гнездо; В - позыв беспокойства; Г — трещание; Д - рекламные песни.

Наши данные позволяют нарисовать более полную и детализированную картину.

В отличие от предыдущих видов, испанские, индийские, домовые и полевые воробьи широко используют ноты с относительно плавной модуляцией и гармониками длительностью 40-150 мс. Энергетическое заполнение этих сигналов подвержено высокой видовой и ситуационной изменчивости. С известной долей условности здесь можно, на наш взгляд, выделить два основных класса в зависимости от характера заполнения центральных частей сигналов и его периферии: у "контурных" сигналов вся энергия сосредоточена вдоль огибащей, у "шумовых" — равномерно заполнен весь контур, у "гармонических" — распределена, но многим частотным составляющим (гармоникам).

"Контурные" сигналы у всех видов свидетельствуют о нарастании социальной ден-ривации особи и часто издаются спонтанно. Это громкие и звонкие крики, звучащие как "цви" или "цви-ви" (Рисунок Е; Рисунок, Г). В противоположность этому, шумовые и гармонические сигналы с параболической огибающей всегда свидетельствуют о появлении внешнего источника тревоги вблизи особи: при приближении хищника, вторжении конкурента на гнездовую территорию или нарушении индивидуальной дистанции на ночевке, и звучат намного тише и глуше: "джи" или "джи-жи".

От испанских, индийских и домовых воробьев часто можно услышать довольно плотные секвенции отдельных нот или фраз, следующих друг за другом с интервалами 50-100 мс. На слух они воспринимается, как звонкое и громкое "ти-ти-ти-ти...." продолжительностью до 2-2,5 с. Это один из фоновых позывов испанских воробьев, связанный с гнездостроительным поведением самцов, которые неизменно издают его при подл ere к гнезду с гнездовым материалом вне зависимости от прочих обстоятельств (величины колонии, присутствия самки, стадии постройки и пр.). Это один из немногих позывов воробьев, ситуационная специфика которого обозначена очень четко. Гомологичные позывы индийских воробьев лежат в более узком частотном диапазоне и хорошо отличаются по структуре от сигналов испанских воробьев, хотя на человеческий слух звучат очень похоже. Индийские воробьи издают трели примерно в той же ситуации, т. е. непосредственно перед проникновением в гнездо, однако у этого вида позыв не имеет столь четкой связи с приносом гнездового материала и излучается значительно реже, так же как и у домовых воробьев.

Еще один специфический тин позывов присущ репертуарам испанских, индийских и домовых воробьев — это очень своеобразные, трудно передаваемые словами звонкие, протяжные посвисты с чуть хрипловатой интонацией ("цииии"). Это типичные трели, и у каждого из трех видов они заметно отличаются (Рисунок. А). У индийских воробьев эти сигналы в той или иной степени связаны с беспокойством — внезапным появлением хищной птицы, приближением человека, социальными конфликтами. Во всех этих ситуациях свисты употребляются одновременно с шумовыми и гармоническими сигналами, а также с трещанием. У испанских и домовых воробьев протяжные посвисты представляют собой значительно более высоконороговые позывы, но в целом приурочены к тем же ситуациям и по своим функциям также должны быть отнесены к сигналам тревоги.

Репертуар позывов домовых воробьев наиболее сложен среди всех изученных нами представителей рода.

Два класса позывов домовых воробьев не имеют очевидных гомологов в репертуаре наиболее близких к ним индийских воробьев. Во-первых, это громкий, мелодичный свист, и, по звучанию, и, по структуре напоминающий основной видовой позыв рыжих воробьев. Этот позыв домовых воробьев состоит из 2-3 импульсов длительностью от 20 до 100 мс в диапазоне от 2 до 5 кГц, имеет общую длительность 200-300 мс и звучит как звонкое, громкое "цитью" или "уитыо" (Рисунок, Е). По характеру употребления эти сигналы не отличаются от вышеописанных сигналов с периферическим заполнением и, вероятно, дублируют их функции, выступая в роли широковещательного, призывного сигнала. Другой своеобразный позыв домовых воробьев слышится как короткий, отрывистый треск и представляет собой сигнал шумовой природы продолжительностью 50-130 мс в диапазоне от 2 до 5 кГц. Эти позывы придают характерное звучание фоновой вокализации домовых воробьев в колонии, являясь чем-то вроде ритмических акцентов, разбивающих поток сигналов на отдельные блоки.

Основные варианты рекламных и брачных песен полевых, испанских, индийских и домовых воробьев приведены на Рисунке, а их частотно-временные характеристики — в таблице 14. Хотя многие варианты песен встречаются в репертуаре всех перечисленных видов, видовая специфика нения выражена вполне отчетливо. Наибольшим сходством обладают песни индийских и домовых воробьев.

Хотя на слух песни этих двух близкородственных видов практически неразличимы, вокализация относительно более мелких индийских воробьев лежит в более высоком частотном диапазоне, чем у более крупных домовых. Характерной особенностью многих вариантов песен испанских воробьев является присутствие особых концентраций энергии в диапазоне 6-8 кГц, отчего их песни приобретают очень характерное, высокое ("заливистое" или "истеричное") звучание. В колонии, даже среди голосов десятков индийских воробьев, пение единственного самца испанского воробья, ноющего в своей характерной манере, выделяется вполне отчетливо. Песни полевых воробьев, напротив, звучат грубее, чем у других видов, благодаря краткости, заметной редукции высоких частот и относительно более узкому частотному диапазону.

Поделиться:
Добавить комментарий