Время для адаптации индивида и общества.
Лишь в немногих проектах время рассматривается как невозобновимый ресурс. Даже в проектах ГЭФ сохранения разнообразия не удается найти обоснования временных рамок, в пределах которых выполнение проекта имеет смысл. Сравнение временных горизонтов планирования в разных сферах человеческой практики дает картину социального «короткомыслия» и длительности последствий в отношении экосистем. Возникает необходимость выбора общей с экосистемами временной шкалы, на которой смогут найти свое место социальные события и их последствия. Сопряжение планов человека со временем жизни экосистем — необходимое условие снижения риска и установления обратной связи в системе управления.
Рисунок. Сопоставление временных горизонтов планирования, сроков жизни капиталовложений, длительности воздействия на озоновый слой ХФУ и развития событий события мира
Образование, ориентированное на осознаваемые в семье интересы, включает освоение экологической шкалы времени, позволяющей одновременно рассматривать биосферные процессы и социальные события, а также учитывать их взаимосвязь.
Примером может служить ожидание появления ребенка не по календарному году, а по лунному (известные 9 месяцев), а также обучение рассматривать свою жизнь в ряду поколений: дед-отец-внук. Такой ряд поколений составляет стержень существования культуры («завтра обязательно наступит»), определяет устойчивость жизненного уклада, объединяя личные и общественные интересы. Экологическое образование должно содействовать сопряжению традиционных житейских планов с процессами в природной среде. Например, вместо научных, но абстрактно воспринимаемых прогнозов типа: к 2005 г. стоимость энергоресурсов увеличится на 20%; к 2010 г. плодородие земель снизится на 10-15%, а к 2025 г. - на 50% и, соответственно, повысится цена на биологически полноценные продукты питания; в 2010 г. уровень заболевания туберкулезом достигнет уровня 1910 г. а уровень заболевания СПИДом утроится — можно предложить следующий способ размышления и рассмотрения проблемы (рисунок).
Рисунок. Возможный сценарии преломление глобального и регионального экологического кризиса в жизни трех поколений семьи Сидоровых (события условные).
В семье Сидоровых живет три поколения. Представим глобальные и региональные проблемы в масштабе жизненных ситуаций, возникающих перед различными поколениями этой семьи, чтобы сделать понятным необходимость принятия мер по сохранению окружающей среды сегодня (дед) для обеспечения благополучия завтра (сын, внук).
Сопоставление состояния биосферы, ухудшения жизненных показателей среды, социальных услуг и здоровья династии Сидоровых позволяет предметно представить череду проблем и условия жизни их потомков, если не будут своевременно приняты меры на семейном, государственном и международном уровнях.
В этой шкале возможно планировать обычные, житейские события, выстраивать жизненный уклад последовательно, а не рывками и т.д. Призывы, приказы, команды: «Краны — закрыть!», «Не сорить!» - неэффективны. Экологическое образование необходимо людям для того, чтобы самим оценить обоснованность ответов на неизбежные реплики и вопросы: откуда известно, что именно так будет;... а может, погодить... ученые тоже ошибаются, авось все обойдется; почему мы должны быть первыми и т.д. и т.п. Образованные люди сами примут решение о распределении уменьшающихся общественных ресурсов и необходимых мерах сохранения жизненной среды. Экологическое образование прямо отвечает демократическим задачам делегирования ответственности за принятие решения самим гражданам и обеспечение необходимого потенциала для выполнения этой функции.
Появился опыт структурного осмысления реакции общества на состояние экосистем и здоровье людей, понимание системности поведения социальных структур, что показано на рисунке. В понятии эффективности управления временной фактор становится ключевым.
Рисунок. Взаимодействие общественных сил и институтов в решении проблем здоровья человека и ООС.