Этологичсский фундамент биополитики. Кратко об этологии.

Для целей настоящей книги достаточно упрощенно определить этологию как область биологии, ведающую поведением живых организмов (уточнения будут внесены чуть ниже).

Поведение животных можно объяснить двумя путями. Во-первых, мы можем задать вопрос о том, как это поведение реализуется, т.е. как органы чувств животного, его нервная система или внутренние процессы создают физиологические предпосылки для того или иного поведения. Таким путем мы исследуем проксимативные причины поведения. Для анализа проксимативных причин, или механизма поведения, мы можем измерять уровни гормонов или регистрировать электрические импульсы на нейронах. Но мы можем спросить, зачем изучаемое поведение возникло в ходе эволюции, т.е. какова его адаптивная ценность.

Этот вопрос относится к исследованию ультимативных причин поведения. Исследование ультимативных (эволюционных) причин поведения может быть осуществлено путем, например, оценки его влияния на выживание животного или его плодовитость.

На протяжении XX века существовало также поведенческое исследовательское направление под названием «бихевиоризм».

Характерной для раннего бихевиоризма (например, для работ Дж. Уотсона и Б. Скиннера начиная с 10-20-х годов XX века) была так называемая модель «черного ящика»: живое существо уподоблялось автомату, дававшему на каждый предложенный экспериментатором стимул (С) вполне определенный ответ (О, модель «стимул - ответ», С-О). Под влиянием работ И. Павлова упор делали на рефлекторное, отвечающее внешнему раздражителю, поведение. Такие исследования наталкивались на объективные трудности: далеко не всякое поведение может быть изменено или вызвано заново воздействием извне (путем подкрепления), многие его формы имеют жестко запрограммированную наследственную компоненту.

Именно по контрасту с бихевиоризмом многие этологи определяют свою науку в первую очередь как изучение поведения в естественных условиях (с акцентом на врожденные формы и механизмы поведения), хотя на деле они ныне проводят лабораторные эксперименты, отдают дань влиянию обучения на поведение. Во второй половине XX века бихевиоризм уступает место бихевиорализму, признающему, что, в отличие от робота, организм реагирует на один и тот же стимул по-разному, в зависимости от своего внутреннего состояния (В). Постулируется модель «стимул - внутреннее состояние организма - ответ» (С-В-О). Так, голодная чайка реагирует на предложенную пищу, а сытая - отворачивается от нее. Бихевиорализм фактически приближается по методологии к этологии в ее современных модификациях, которую мы здесь в основном и рассматриваем.

Начиная с первой половины XX века имела распространение (В. А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Коте и др.) зоопсихология (сравнительная психология), изучающая поведение с точки зрения «происхождения и развития психологических процессов у животных, а также предпосылок и предыстории человеческого сознания» [Зорина, Полетаева, 2001. С. 8; Савельев, 1998]. Современная этология вобрала в себя полезные подходы к исследованию обучения, творчества, мышления животных, развитые в русле бихевиоризма, бихевиорализма, зоопсихологии и других смежных исследовательских направлений.

Этологический подход, исходно примененный к позвоночным животным и некоторым беспозвоночным (например, членистоногим, моллюскам, иглокожим), был постепенно распространен по эволюционной лестнице:«вниз», в сторону более примитивных форм живого.

Ныне говорят об этологии простейших и даже бактерий, имея в виду исследование имеющихся у них поведенческих реакций, которые носят как индивидуальный (избегание бактерией вредного химического вещества), так и коллективный, «социальный», характер (например, агрегация бактериальных клеток в ответ на выработку феромона); «вверх», на вид Homo sapiens, что имеет очевидное биополитическое значение. Формируется этология человека как исследование человеческих взаимодействий в повседневной жизни и кросс-культурный анализ поведенческих тенденций, их непосредственных механизмов.

Кросс-культурный (англ. cross- culture) анализ основан на сопоставлении поведения у представителей различных культур человеческого общества с преимущественным вниманием к совпадающим или очень сходным у всех культур элементам и репертуарам поведения (поведенческим универсалиям, [Бутовская, 1999]). Так, И. Айбль-Айбесфельдт [Eibl- Eibesfeldt, 1998] исследовал улыбку как компонент поведения, характерный и для бушмена, и для папуаса, и для европейца (и даже для шимпанзе и мартышки). В такой интерпретации этология человека почти синонимична поведенческой антропологии как науке о взаимодействии биологического и социального в поведении человека.

Этология человека включает, по мысли некоторых ученых, особый, наиболее тесно связанный с биополитикой раздел, специально исследующий поведение индивидов и групп в политических ситуациях - политическую этологию [Caton, 1998]. По мнению В.Р. Дольника (1994, 1996), этология человека предполагает приблизительно следующую логику наблюдателя: «Меня не интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и в ответ на какой стимул». Одной из основных задач этологии человека является выявление генетически детерминированных поведенческих актов.

Поэтому излюбленными объектами этологов человека были маленькие дети, еще не подвергшиеся существенному воздействию социальной среды, в том числе и дети с физическими недостатками (глухонемые, слепые и др.), которые, тем не менее, оказались способными улыбаться, смеяться, топать ногами в гневе и др. Этологи проводят также сравнительные исследования представителей различных культур ради выяснения универсальных видоспецифичных черт поведения II sapiens или же черт, общих для человека и других животных в более или менее широком эволюционном диапазоне (эволюционно-консервативных форм поведения).

Имеются и другие типовые исследовательские задачи этологов человека.

Например, они изучают со своей точки зрения всякого рода официальные мероприятия (политические митинги, судебные заседания и т.д.). Биополитик Г. Шуберт описывает с присушим ему юмором попытку американских ученых исследовать с позиций этологии человека процесс принятия решения судьями Федерального Трибунала Швейцарии. Он указывает, что американцы с видеотехникой были выдворены из зала заседаний примерно через две минуты после начала их наблюдения заходом судебного разбирательства [G. Schubert, 1981].

Поделиться:
Добавить комментарий