Использование игровой потребности у собаки при формировании навыка выборки.

Пищевая потребность — удобное средство управления поведением собаки. Однако сторонники игровой потреб­ности считают, что использование пищевой потребности для формирования выборки создает не очень удобную за­висимость эффективности работы от состояния голодной собаки. Кроме того, состояние голода, иногда продолжи­тельно поддерживаемого в интересах дрессировки, может негативно сказаться на здоровье собаки, а кроме того, во время занятий собаки часто отвлекаются на фоновые за­пахи пищевых продуктов.

Данные недостатки исключают­ся при использовании игровой потребности, более того, игра как подкрепление эмоционально более положительна, чем удовлетворение пищевой потребности. Однако и игровая потребность имеет свои ограничения. Не все взрос­лые собаки любят играть так активно, как это требуется для создания необходимого уровня мотивации. У молодой собаки или щенка вызвать сильную игровую потребность несложно, для этого нужно просто долго, часто и радост­но играть с собакой.

Итак, прежде чем приступать к формированию навыков выборки, вы должны быть уверены, что у собаки доста­точно выражена для этого игровая потребность, которую она, независимо от отвлекающих раздражителей внешней среды, готова удовлетворять при помощи игровых пред­метов.

Дрессировка собаки начинается в исходном положении.

Покажите собаке один из игровых предметов, слегка воз­будите ее и отбросьте игрушку так, чтобы она была неви­дима со стартовой позиции. Для этого воспользуйтесь склад­ками местности, поляной с хорошим травостоем или неглу­боким снежным покровом. Посылайте собаку на поиск командой «Ищи!» и направляющим жестом. После посыла собаки двигайтесь вместе с ней. Не наводите ее на предмет, но, если нужно, помогайте ей, показывая правильное направ­ление. При обнаружении игрушки можно активно поиграть с собакой найденным предметом, но лучше, дав ей схватить его, тут же предложить веселую игру другим игровым пред­метом.

На следующем занятии перед броском предмета закрой­те глаза собаки ладонью левой руки или после броска сде­лайте полный оборот вокруг вместе с собакой (два поворо­та кругом), после чего пошлите ее на поиск.

Дрессировка собаки достигнет нового уровня когда собака с готовностью будет бросаться на поиск игрушки и находить ее с помощью обоняния, переходите к следующему этапу. Чем-нибудь отвлеките собаку и поло­жите игрушку так, чтобы она ее не видела. Отойдите шагов на 10, подзовите собаку и с подъемом в голосе, используя направляющий жест, активно пошлите ее на поиск.

Вначале многие собаки теряются, поэтому начинайте движение по на­правлению к предмету вместе с собакой, привлекая ее вни­мание к грунту направляющими жестами. Со временем она начнет вам доверять и будет уверена, что там, куда вы ее посылаете даже гостиница для собак, обязательно есть игрушка.

При использовании игровой потребности собака может хватать предметы без достаточного анализа их запаха, так как само взятие предмета в пасть уже служит положительным под­креплением.

Чтобы избежать этого, отработайте сигнализа­цию принятия собакой какой-либо позы. Начинайте именно на этом этапе. Теперь не давайте ей хватать в пасть обнару­женный предмет, а заставляйте ее принять заданную позу и после небольшой паузы подкрепите это поведение игрой с другим предметом. Перестаньте прятать игрушку, начинай­те использовать предметы похожие на те, которые собаке при­дется выбирать в будущем, но пока с вашим запахом.

Если вы готовите собаку к выборке по вашему собственному запа­ху, то когда она освоит этот этап, начинайте выкладывать по­сторонние (дифференцировочные, вспомогательные, индиф­ферентные) предметы и действуйте так, как было описано выше (в соответствующем разделе). Единственная разница заключается в том, что вы подкрепляете правильные действия собаки не пищей, а игрой. Если собаку готовят к выборке по запаху посторонних людей, необходимо обучить ее обнюхи­вать стартовый предмет либо с запаховой отдушкой, либо с постепенным замещением запаховых следов владельца на запаховые вещества посторонних лиц.

Прежде чем приступить непосредственно к формированию навыков охраны предмета и защиты дрессировщика, необхо­димо выработать у собаки стойкое инструментальное агрессивно-оборонительное поведение, контролируемое дрес­сировщиком, обучить ее приемам борьбы с человеком, нау­чить ее правильно реагировать на выстрел, замах и удар.

Поделиться:
Добавить комментарий