Стоимость индивидуальной потребности в природе
Определить экономическую стоимость индивидуальной потребности в природе, оставаясь на этой гуманистической точке зрения, хотя и очень трудно, но совершенно необходимо для разумной политики.
Эта стоимость определяется путем сравнения степени важности — объективной и субъективной — удовлетворения этой потребности с другими коллективными потребностями, удовлетворяемыми с помощью общественных средств. Этот же анализ позволит установить степень неудобства, испытываемого от различных вредных явлений.
Разумеется, речь пойдет не столько о том, чтобы определить денежную стоимость этой потребности в природе, сколько о том, чтобы включить ее в общую совокупность общественных средств, отчисление которых из государственного бюджета осуществляется в соответствии с правительственной оценкой общественных потребностей, причем не рентабельность должна быть главным фактором при их распределении.
Мы используем три группы критериев: две довольно объективного характера — посещаемость и «шкала неудовлетворенности» — и третья, более субъективная, опрос общественного мнения.
Можно было бы, таким образом, сравнить посещаемость лесов, спортивных площадок и музеев и оценить, сколько в каждом из этих случаев приходится на одного посетителя бюджетных ассигнований и эксплуатационных расходов.
Можно также построить для каждого из элементов природной среды «шкалу неудовлетворенности», которая показала бы, исходя из биологических критериев для воздуха и воды или из психосоциологических — для зеленых зон, оптимальные нормы и возрастающую серьезность их нехватки. Определить на этой шкале уровень неудовлетворенности для каждого из элементов — значит показать тем самым относительную серьезность их нехватки
Равным образом можно выделить наименее удовлетворяемые потребности по отношению к шкале неудовлетворенности других общественных потребностей, например потребности в жилье или в спорте.
Так, нехватка общественных парков в два раза меньше, чем спортплощадок, и в 18 раз меньше, чем детских садов.
Если взять за оптимальную норму содержание окиси углерода в воздухе, не превышающее 5 см3/м3, то отклонение от нормы на 5 для загрязнения воздуха в Париже будет намного меньше, чем отклонение от нормы для детских садов (70) и спортплощадок (10), но больше, чем для общественных парков (4).
Шкала неудовлетворенности для зеленых зон и спортплощадок Парижа 1
|
Норма (м[1]) на жителя |
Необходимая площадь (га) |
Существующая площадь (га) |
Отклонение от нормы (нехзатка |
Детские сады |
1 |
280 |
4 |
70 |
Общественные парки и сады |
4,5 |
1260 |
300 |
4 |
Спортплощадки |
4 |
1120 |
118 |
10 |
1 Норма установлена ПАДОГ в 1С6Э г.
Более субъективное впечатление складывается при изучении общественного мнения. Эти исследования, проводимые в течение нескольких лет Французским институтом общественного мнения, также открывают путь к установлению шкалы ценности для коллективных потребностей.
Шкала неудовлетворенности по окиси углерода (СО)
Среднее содержание со (cmvm') |
Уровень загрязненности |
Средний годовой уровень в Париже |
0-5 |
Незначительный |
|
5-10 |
Слабый |
|
10-20 |
Умеренный |
|
20-30 |
Значительный |
|
30 — 40 |
Серьезный |
25 |
40-50 |
Достаточно высокий |
|
50-60 |
Высокий |
|
60 |
Очень серьезный |
|
Жители, которым в 1963 г. было предложено выделить три наибольших бедствия в Парижском районе, на первое место поставили загрязненность атмосферы (43%), которую они считают более тягостной для жизни, чем трудности, создаваемые автомобильным движением (41%); затем шум (34%) наравне с нехваткой и неудобством общественного транспорта и перед ветхостью и нехваткой жилья (21%) и, наконец, чрезмерное скопление людей (16%), более тяжелое, чем дороговизна жизни (10%).
В крупных провинциальных городах жители больше ценят окрестности и общественные сады, чем оживленные торговые улицы и старые кварталы, большее значение придают тишине, чем зрелищам или ночной жизни города.
Но вредные явления здесь выражены менее остро, чем в Париже. Среди проблем, отнесенных к самым серьезным, шум и загрязненность воздуха идут после уличного движения, жилищной проблемы, проблем стоянки для автомобилей и безработицы.
Исследование, проведенное в 1970 г., дало следующую иерархию проблем окружающей среды. Вредные явления биологического характера ощущаются гораздо сильнее, чем вред, наносимый эстетике и науке. Причем женщины более чувствительны к ним, чем мужчины. Так, от шума в Париже страдают 30% мужчин и 39% женщин, а от загрязнения воздуха — 33% мужчин и 49% женщин.
Проблемы, отнесенные к самым тревожным (исследование среди групп населения в возрасте от 15 лет и старше) [2] % участвовавших в опросе
- Чрезмерное употребление химических веществ в сельском хозяйстве или в производстве пищевых продуктов - 58
- Загрязнение рек - 56
- Загрязнение воздуха - 54
- Загрязнение морей - 41
- Скопление отбросов - 30
- Шум - 38
- Сокращение зеленых насаждений в городах - 34
- Исчезновение некоторых видов животных - 22
- Деградация сельского пейзажа - 17
- Застройка сельской местности и морских побережий дачами - 11
Сокращение или исчезновение ценности природы для посещения или ценности расцвета будет измеряться «стоимостью неудовлетворенности».
Считая, например, что прогулка в лес длится в среднем от двух до трех часов и что для 80% гуляющих это единственный выход в день, можно определить стоимость этого развлечения, по меньшей мере как равную стоимости такого зрелища, как кино, театральный спектакль или концерт, то есть около 15 франков. Ежегодно каждый гектар Булонского леса доставляет, таким образом, людям психофизическое удовлетворение более чем на 90 000 франков, из расчета 6000 посещений по 15 франков каждое. Уничтожение этой зеленой зоны, если бы ее покрыли бетоном, повлекло бы за собой потерю капитала, которую можно оценить в сумму по крайней мере векового дохода.
В этих условиях стоимость неудовлетворенности, связанной с уничтожением гектара Булонского леса, можно оценить суммарно в 100 000 франков X 100 лет == 10 миллионов франков, причем сюда не входят издержки, связанные с разрушением парка, то есть совокупность тех социально-экономических расходов, которые вызваны деградацией естественной среды. Если бы эта действительная цена учитывалась при проектировании дорог, а не считалась равной нулю, то удалось бы избежать многих бедствий.
[1] «Le Monde», 30 avril 1966; 30 juin 1966; «Le Figaro», 9 octobre 1970.