Другие работы Каспара Вольфа - общих биологических и физиологических воззрений

Из других работ Вольфа, написанных им за петербургский [1] период его жизни, важное значение для понимания общих биологических и физиологических воззрений нашего автора имеет обширная статья (около шести печатных листов) на тему об особой существенной силе, свойственной как растительному, так и животному веществу (Von der eigen- thiimlichen und wesentlichen Kraft der vegetabilischen, sowohl als auch animalischen Substanz)».1 Эта статья является обоснованием и дальнейшим развитием взглядов Вольфа на vis essentialis, которые он выдвинул для объяснения жизненных- явлений еще в первой своей диссертации 1759 г. 

Объяснять жизнедеятельность организмов особыми принципами, силами и т. д., носившими нематериальный, супернатуралистический характер, было весьма свойственно науке XVIII в. Поэтому Вольфа, с его «существенной силой», обычно и причисляют к этой категории ученых, принимая, что все старые эпигенетики были виталистами. [2] Посмотрим, насколько это верно по отношению к Вольфу.

«Так как никакое другое вещество, кроме вещества растений и животных, не способно питаться, расти и размножаться, то, очевидно, организмам присуща особая сила, на которой и основаны указанные отправления организмов и которую можно назвать им свойственною, существенною силою (eine ihren eigenthiimliche und wesentliche Kraft)». Таково обычное определение Вольфа, которое встречается в iero работах.[3] Однако есть места, где он стремится раскрыть .содержание этого понятия подробнее. Например, он пишет: «Сила, от которой зависит органическая жизнь животных и растений, которая действует в них независимо от организации их частей, должна быть отличной от притягивающей и отталкивающей силы во всех других телах. Она должна ;быть свойственна только организованным телам, которые известны нам в двух видах — в виде растений и в виде животных. Несомненно, что эта сила — тоже род притягивающей и отталкивающей силы, но ее следует определить особым образом. Она должна составить особый род притягивающей и отталкивающей силы» -(в оригинале напечатано жирным шрифтом).[4]

В другом месте автор, отгораживаясь от «анимизма» Сталя (Stahl) и от жизненной силы Альбинуса (Albinus), говорит так: «Это та самая сила, которую, если не ошибаюсь, искал Альбинус[5] и существование которой признавал Сталь,[6]но он,, как мне кажется, неправильно приписывал ее душе. Зта сила представляет собою не что иное, как особый род притягивающей и отталкивающей силы».[7] Таким образом, :ясно сказано, что vis essentialis носит у Вольфа не анимистический характер, но является материальной силой особого .порядка.

Представление о притягивающей и отталкивающей силе Вольф расширяет до всеобъемлющего мирового принципа.

«Все в природе, — говорит он, — можно свести к притяжению .и отталкиванию, и оба эти первоначальные действия зависят от единой силы. Мне кажется, если только я могу высказать свое мнение что во всей природе царит эта одна единственная сила, а именно сила отталкивания и притяжения, которая лишь по разному проявляется в различных субстанциях. Итак, не две силы, тем более не несколько сил, но одна единая сила. И все разнообразие в природе, если только это не механические модификации явлений, зависит от детерминации этой единой силы».

Таким образом, ниоткуда не видно, чтобы «существенная сила» Вольфа носила супернатуральный характер, как, например, anima Сталя или nisus formativus Блюменбаха. Скорее, это материальная сила, но только более высокого .порядка. Таким образом, Вольфа никак нельзя зачислять в категорию виталистов — в его концепциях много материалистического. Если он и нападал (в своей латинской диссертации) на «механическую медицину (medicina mechanica), то при ближайшем рассмотрении оказывается, что его критика направлена не по адресу материализма вообще, но по .адресу разновидности материализма, которая получила у нас название «механицизма». Что касается механической медицины, — писал Вольф еще в 1759 г., — «которая рассматривает тело человека как машину (quae corpus humanum tanquam 'Hiachinam considerat), а жизненные явления объясняет формой и способом сложения частиц (explicat ex figura et modo compositionis partium)..., то ясно, что эта механическая медицина — создана ли она, или ее только надеются создать — есть воображаемая система (systema imagina- torium), т. е. такая, которая не существует в природе вещей».[8]

Таким образом, Вольф не считал, что жизненный процесс: всецело сводится к механике, и отстаивал мысль, что живое вещество имеет свою специфику. Если же мы заглянем в рукописи Вольфа и ознакомимся с его неопубликованной «Теорией души» (Theoria animae), то мнение, что он во многих отношениях был близок к материализму, превратится у нас в полную уверенность.

Материалистические мотивы, несомненно, звучат и в «Theo- rie von der Generation» 1864 г. Например, рассуждая о методах научного познания, Вольф зло вышучивает идеалистов,, которые отказываются верить фактам, происходящим перед их собственными глазами. «Я существую, —утверждает такой философ, — но существуешь ли ты, это ты мне должен еще ¦ доказать... Если вы наградите его оплеухой, как Мольер — своего персонажа, — иронизирует Вольф, — то для нашего философа и это не будет еще доказательством вашего существования. Ибо оплеуха есть некоторое явление, происходящее внутри него самого и зависящее от предыдущих изменений, а вы лично тут не при чем... ».[9]

Высмеивая идеалистические домыслы, Вольф предлагает опираться исключительно на свидетельства наших органов чувств: «Я не знаю никаких оснований, — пишет он, — утверждать, что вещь, которую я не могу видеть или слышать,. действительно существует». Was ich nicht sehe, ist nicht da — вот правило которому должен следовать естествоиспытатель.3 Существование каждой вещи дает нам о себе знать - определенными признаками, по которым мы и заключаем, о наличии этой вещи. «Этим способом, — шутливо поясняет Вольф, — я могу, например, очень легко доказать, что в моем кошельке есть золотой или что Дорида находится в данный : момент в моей комнате. Вы легко увидите, что эти определенные вещи связаны с определенными проявлениями, которые, сообразно их природе, не могут остаться скрытыми. Золотой в моем кошельке я могу легко увидеть и ощупать; и если бы Дорида была в моей комнате, то наступили бы другие проявления ее присутствия».[10]

Таким образом, подход к изучению природы у Вольфа бесспорно материалистический. Для него мир есть реальность, познаваемая нашими органами чувств, и за пределами этого реального познания мы ничего не имеем права предполагать.

Кроме работы о существенной силе Вольф опубликовал в течение петербургского периода своей деятельности ряд анатомических статей.

Он писал о строении мышечной, нервной и сосудистой систем у льва.[11] Описал строение желчного пузыря у льва и тигра в сравнении со строением желчного пузыря человека.[12] Опубликовано несколько статей по анатомии сосудистой системы у человека.[13] Очень много времени посвятил Вольф чрезвычайно подробному и тщательному изучению сердечных мышц и напечатал на эту тему десять обширных глав, которые в совокупности составили бы большую книгу.

Это излишнее углубление в мельчайшие детали и нагромождение ненужных подробностей очень характерно для описательных работ Вольфа. По словам Бэра, эта ненужная мелочность описаний с-Годами делалась у Вольфа все замет - нее и очень вредила усвоению его работ. Такое подробное- описание мышечных пучков одного органа едва ли одолел какой-либо анатом.

Вольф был настоящий поэт анатомии. Проводя целые дни в зловонной атмосфере своего первобытно устроенного анатомического театра,[14] он упивался красотой раскрывающихся перед ним картин. «Может показаться сомнительным, — пишет, например, Вольф,[15]— что красота присуща также- нервам и сосудам. Однако есть и в этих частях тела свое изящество, которое недостаточно ясно выступает при обычных неудовлетворительных методах рассечения трупов».3, Вольф поясняет, что главная красота нервов — в их положении среди других органов. При препаровке нервов обычными способами они смещаются, и эта красота исчезает. Но если дать себе нелегкий труд — проследить истинное положение' какого-нибудь нерва со всеми его разветвлениями среди прочих органов, то красота нервной системы ^выступает в полной мере: «Для меня,—пишет Вольф, — высшее изящество (summa elegantia) нервов заключается в тех путях, которые они описывают в своем протяжении, и я настолько уверен в наличии этого изящества, что если на рисунке нервы не вышли красивыми, то я знаю, что они нарисованы неверно, неточно... Далее, в пропорциях нервов по отношению к другим частям тела, в соотношениях между нервными стволами и отходящими от них ветвями, есть также известная красота... Сосуды показывают те же самые отношения, что и нервы».[16]

Переходя к внутренностям, Вольф пишет: «Несомненно,, что и внутренности имеют свою действительную, а не воображаемую красоту (поп imaginariam pulchritudmem). Я видел, у некоторых монстров внутренности такой удивительной, прелести и изящества, что не могу сомневаться, что природа,,, создавая эти тела, поставила в число конечных целей и красоту внутренного строения. Но даже в самых обыкновенных- внутренних органах нашего тела царствует замечательная, красота (insignis pulchritudo regnat), которую легче заметить,, чем описать словами».


[1]  Статья эта написана на немецком языке, но она осталась мало из­вестной, так как затеряна в академическом сборнике под заглавием. «Zwo Abhandlungen iiber die Nutritionskraft» (St.-Petersb., 1789). Авторами: сборника показаны Блюменбах и Борн, приславшие свои статьи на кон­курс, объявленный Академией Наук на вышеназванную тему. Конкурс был задуман Вольфом, и его работа, комментирующая статьи обоих не­мецких авторов, скромно помещена в конце, а на обложке книги ее за­главие даже не упомянуто, несмотря на то, что она составляет полэзину' всей книги. Такова была скромность Вольфа.

[2] Так делает, например, Шаксель (Grundziige Theorienbildung in der Biologie, Jena, 1922). Он противопоставляет сторонникон преформа­ции, которые были в XVIII в., якобы, механистами, — эпигенетикам, ко­торые были, якобы, виталистами. Цитирую по очень хорошей и с боль­шим пониманием написанной книжке: П. А. Новиков. Теория эпиге- незиса в биологии. М., 1927.

[3] Von der eigenthflmlichen und wesentlichen Kraft, страница 39.

[4] Там же, страница 42.

[5] Вольф имеет здесь в виду известного в свое время лейденского .медика первой половины XVIII в. Бернгарда-Зигфрида Альбинуса (Albinus, 1697 — 1770). Свои физиологические воззрения Альбинус изло­жил в многотомном труде «Academicarum annotationum libri VIII» (Лей­ден, 1754 — 1768).

[6] Речь идет об Эрнсте Стале (Stahl, 1660 — 1734), берлинском медике, .пользовавшемся большой славой в качестве основателя теории «ани­мизма» (anima — душа как высший принцип, управляющий жизнью).

[7]  В своих рукописных трудах (Objecta meditationum) Вольф в очень резких выражениях просит не смешивать его «существенную силу» с nisus formativus Блюменбаха.

[8] Theoria generationis..., 1759, § 255, страница 123.

[9] Theorie von der Generation, 1764, Th. I, страница 67 — 68.

[10] Там же, страница 70. Это место особенно шокировало противников Вольфа (ср. реплику Гёце, цит. соч., страница 195).

[11] De leone observationes anatomicae. Nov! Comm., Acad. Sci. Petropol., t. XV, страница 517 — 552; De corde leonis. Novi Comm., t. XVI, страница 471 — 510.

[12] De structure vesiculae felleae leonis. Novi Comm., t., XIX, страница 379 — 393; Descriptio vesiculae felleae tigridis, eiusque cum leonina et humana comparatio. Acta, ч. I, 1778; De vesicula felleae humanae. Acta, ч. I, 1779.

[13] Descriptio aortae supra modum extensae. Nova Acta, t. V.

[14] Заметим, что в ту пору не применяли при трупорассечениях тех. консервирующих и дезодорирующих средств, которые применяются в на­стоящее время, и поэтому работа прозектора была очень тяжела и требо­вала особой привычки.

[15]  De inconstantia fabricae corporis humani, etc. . Acta, 1778,. страница 231, 232.

[16]  мы подобную картину? Это прелестнейшая картина, какую вы можете себе представить», — восклицал он, указывая на какой-нибудь препарат.. Смотрите статью С. Метальникова в сб. «Памяти П. Ф. Лесгафта» (СПб., 1912', . страница 49).

Поделиться:
Добавить комментарий