Основными причинами развития подтопления в городах Украины являются:
- изменение условий поверхностного стока, в частности создание водохранилищ;
- засыпка естественных дрен — оврагов, балок, стариц;
- недостаточное развитие сети ливневой канализации и плохое ее состояние;
- развитие сетей водоснабжения без соответствующего строительства системы водоотведения;
- утечки из сетей водопровода и канализации и аварии на них;
- барражное воздействие дорожных насыпей, свайных полей, коллекторов большого диаметра и тоннелей метрополитена.
Затопление, т.е. образование свободной поверхности воды над земной поверхностью, является одним из наиболее распространенных природных процессов, связанных с выходом рек из берегов. Оно наносит большой материальный ущерб и сопровождается человеческими жертвами. По данным американских исследователей, наводнение на р. Миссисипи в 1973 г. нанесло ущерб в 1 млрд 200 млн долларов, а осенний паводок в Аризоне в том же году нанес ущерб в 413 млн долларов и сопровождался гибелью 13 человек. Затопление в поймах рек зависит от общего количества и распределения атмосферных осадков, инфильтрационных характеристик и рельефа местности. Затопление может происходить в результате быстрого таяния снега и льда, нагонных явлений в устьях рек, подпора речного стока или прорыва дамб.
Затопление на урбанизированных территориях характеризуется уровнем подъема воды и частотой повторяемости. Эти характеристики находятся в прямой зависимости от площади с водонепроницаемым покрытием (застройка, асфальт и т.п.) и от объема ливневого стока.
Практически все города Украины, расположенные в поймах рек, частично подвергаются затоплению, особенно в годы с высокой водообеспеченностью.
Периодические затопления нагонной природы характерны для Санкт-Петербурга, где под действием морского ветра многоводная Нева начинает двигаться вспять, заливая городские улицы и строения.
Для защиты городов от временного и постоянного затопления применяют искусственное повышение уровня поверхности территорий или дамбы обвалования, повышение дренирующей способности водосборных площадей, регулирование ливневого стока на территории городов.
Эрозия почв на территории городов развивается под воздействием сосредоточенного поверхностного стока, а иногда в результате утечек из водонесущих коммуникаций. Наиболее интенсивно эрозия почв происходит при строительных работах вследствие разрыхления и выемки почв и грунтов. Интенсивность эрозии в период строительства в 10 раз выше, чем на землях сельскохозяйственного использования. Содержание взвешенных частиц в водных потоках на территории строительства повышается в десятки раз.
Речная эрозия является результатом воздействия водного потока на русло и заключается в размыве, транспортировке и аккумуляции наносов. Эрозионная работа реки зависит от расхода и скорости потока, петрографического состава пород, в которых река прокладывает русло. Наибольшая интенсивность эрозии наблюдается при больших расходах реки и малой устойчивости к размыву пород, в которых сформировано русло. В результате эрозии возникает угроза сооружениям, расположенным на подмываемых берегах. Отложение наносов в реке приводит к ее обмелению, затрудняет судоходство, усиливает угрозу подтопления прилегающих территорий. Зарегулирование речного стока в пределах городских территорий позволяет снизить негативное влияние этих процессов.
Карстообразованием называют сложный геологический процесс, основным компонентом которого является выщелачивание растворимых горных пород подземными и поверхностными водами с образованием крупных пустот в породах (воронок, пещер и т.д.), выносом дисперсных частиц из перекрывающих и смежных отложений, а также оседанием и обрушением кровли. Поэтому чаще говорят о комплексе карстово-суффозионных процессов. По форме проявления различают поверхностный (открытый) карст, характерным примером которого служит Крымская Яйла, и подземный (скрытый) карст. Подземный карст образуется в случае, если карстующиеся породы перекрыты толщей нерастворимых, но водопроницаемых пород. Карст может развиваться в карбонатных породах (известняках, доломитах, мело-мергельных толщах), сульфа-толитах (гипсах, ангидритах), галолитах (каменной, калийной солях). На интенсивность формирования карста влияет степень трещиноватости пород, глубина залегания подземных вод, что определяет скорость фильтрации и водообмена, а также гидрохимический состав вод. Естественными факторами, способствующими карстообразованию, являются пересеченный рельеф, наличие мощного подземного стока, высокие скорости фильтрации, присутствие в воде свободной углекислоты, трещиноватость пород. На активизацию карсто-образования могут оказать влияние техногенные факторы, способствующие обводнению покровных отложений, понижению уровня трещинно-карстовых вод, резкому колебанию уровня подземных вод, например, при откачке подземных вод или при сбросе сточных вод и отходов в карстовые пустоты, а также изменение гидрохимического состава подземных вод.
На территориях городских агломераций развитию карста способствует формирование значительных по размерам депрессионных воронок в районах водозаборов (Краматорск, Луганск, Ровно и др.), а также в районах разработок полезных ископаемых (Залещики, Стебник, Хотин), где наблюдаются оседания и провалы поверхности. Антропогенная активизация сульфатного карста создает угрозу застройке юго-западной части Львова, составляющей до 30% территории города.
В Одессе над подземными пустотами — катакомбами, образовавшимися в результате разработок известняка-ракушечника, наблюдаются оседание поверхности земли, провалы, деформация фундаментов.
В зоне добычи полезных ископаемых, где наблюдается нарушение земной поверхности над горными выработками, расположены города Белозерск, Горловка, Донецк, Макеевка и др.
Крупная катастрофа, связанная с процессами карстообразования и подработки, произошла в августе 1964 г. в Трансваале (Южная Африка). Там вблизи золотодобывающего предприятия образовался провал, куда обрушились здания, 29 человек погибло. Причиной его было нарушение устойчивости кровли карстующихся пород при понижении уровня фунтовых вод на 300 м.
Просадки поверхности характерны для зон залегания лессовых пород. На современном этапе развития городов Украины резко увеличилась площадь застройки на лессовых основаниях. Способность эти* отложений к проседанию при замачивании обусловливает специфику строительства на этих участках. В Днепропетровской и Запорожской областях почти 80% хозяйственных объектов построено на просадочных лессовых грунтах, из них более чем в 10 тысячах обнаружены существенные деформации.
Просадки лессовых толщ от собственного веса при замачивании достигают в Днепропетровске 0,3 — 0,6 м, Никополе — 1,0 — 1,4 м, Запорожье — 1,4 — 2,2 м.
Для городов, расположенных на берегах морей, водохранилищ, озер, серьезную проблему» представляет переработка берегов и разрушение сооружений в прибрежной полосе. Обрушение берегов происходит в результате волнового воздействия. Ветровые волны появляются вследствие сил трения между воздушным потоком и поверхностью воды. По Ф. Шепарду, высота Н, м, и длина L, м, морской волны зависят от скорости ветра W, м/с, его продолжительности D, с, и длины разгона F, м, т.е. размеров водоема: Н, L =/(W, D, F). Сила удара волны достигает, по подсчетам В. Зенковича, 0,06 — 0,07 МПа для внутренних морей и 0,30 — 0,60 МПа для океанов.
Приливные волны имеют небольшую энергию размыва, но высота прилива достигает в некоторых местах 10 м и более и может представлять значительную угрозу для сооружений.
Процессы на границе суши и моря подразделяют на две группы: абразионные и аккумулятивные.
Абразия — процесс разрушения горных пород волнами и течениями в береговой зоне моря, озера или водохранилища. В результате выноса абразионного материала образуются высокие и крутые абразионные берега (рисунок 2.8).
Рисунок. 2.8. Влияние крутизны берега и условий залегания слагающих его пород на скорость абразии:
а) накат волны на пологий берег (Н — высота волны); б) крутой берег с горизонтальным залеганием пластов; в) то же, падение пластов в сторону моря; г) то же, падение пластов в сторону берега 1 — глинистые породы; 2 — песчаники; 3 — известняки.
Интенсивность абразии обусловлена контуром береговой линии, петрографическим составом пород, слагающих берег, условием их залегания, разрушительной силой волны, углом наклона шельфа. В некоторых местах серьезную роль в абразионных процессах играет антропогенный фактор.
Берега, сложенные известняками, конгломератами, являются относительно устойчивыми к абразии, особенно при падении пластов в сторону моря.
Береговые глинистые отложения не только размываются, но и сползают вниз при переувлажнении. Сочетание абразии и оползнеобразования характерно для района Одессы. Абразионные формы рельефа развиваются также на незакрепленных участках побережья Днепровского каскада водохранилищ.
На пологих берегах по мере приближения к надводной части берега волна деформируется, распластывается, в результате чего теряет энергию, а сила удара уменьшается. Откат волны происходит медленно, масса воды тормозит следующую волну. В этих условиях аккумуляция наносов преобладает над абразионными процессами. При направлении движения волн или течения перпендикулярно к линии берега образуются береговые валы. При движении волн под углом к берегу образуются бары, подводные валы, косы и пересыпи, отделяющие от моря лагуны или лиманы. Перемещение наносов вдоль берега может идти со скоростью 100 — 700 м/сут. Строительство в полосе пляжа или срезка части его при строительных работах может привести к нарушению динамического равновесия "море — берег", увеличению размыва берега в одних местах и накоплению наносов в других.