Новая форма промышленного развития
Природа побеждается только подчинением ей.
ФРЭНСИС БЭКОН
До сих пор развитие промышленности было направлено против природы. Решительно порвав с этой традицией, необходимо теперь добиться того, чтобы оно осуществлялось вместе с развитием природы.
Надо отказаться от невежественной амбиции тех, кто считал возможным с помощью техники уничтожать природу, превзойти ее силу и могущество, построить с помощью промышленности мир человека, независимый от мира природы и превосходящий его.
Пора вспомнить изречение, которое на заре гуманизма сформулировал Фрэнсис Бэкон. Человек сможет продолжать развитие промышленности в XX в., только если будет сообразовываться с основными законами экологии. Он сможет преуспеть в своей политике борьбы с вредными последствиями, только если приспособится к динамике каждого из элементов природной среды, к их взаимодействию, частным особенностям, последствиям цепных воздействий.
Промышленная деятельность должна отныне осуществляться в «биоэкономической» перспективе. Производитель не должен более считать себя лишь преобразователем мертвого сырья, которое можно безнаказанно перерабатывать по своему усмотрению, он обязан понимать также, что является потребителем живых природных сил — кислорода, воды, — хрупких, редких, незаменимых.
Промышленное производство — идет ли речь о его техническом оснащении или технологическом процессе, о проектах размещения предприятий или программах исследований — должно неизбежно сопровождаться постоянным изучением тех биологических последствий, к которым оно приводит.
В рамках этой биоэкономики с равной силой проявляется техническая ответственность каждого производителя по отношению ко всей цепи тех, кто пользуется этим же элементом природы, а эта цепь не знает границ, когда речь идет о международном пространстве, например о Рейне или океане, и не ограничена во времени, поскольку разрушение такого биологического капитала, как подземные водоносные слои, касается будущих поколений.
Отсюда неизбежная солидарная материальная ответственность за весьма отдаленные иногда, но опасные последствия. Тот, кто пользуется рекой, заставляет переносить последствия своих действий всех, кто живет ниже по течению. Промышленник, сбрасывающий отходы в море, может вследствие концентрации их вдоль всей экологической цепочки отравить последовательно планктон, рыбу и ее потребителей, как это и было в Японии (смотрите гл. 6, с. 192). Завод, отходы которого отравляют лес, на долгие годы обедняет растительный капитал страны.
Эта ответственность предполагает экономическую солидарность в использовании природной среды, то есть отказ от традиционного эгоизма и новую организацию промышленной деятельности.
Загрязнение
Жить в мире с природой вместо того, чтобы воевать с ней, — это не только моральная обязанность промышленности, но и долг ее участия в борьбе за сохранение жизни на Земле. Это еще и настоятельная экономическая необходимость. В ближайшие годы именно загрязнение — а вовсе не борьба с ним — будет тормозить развитие промышленности.
Враждебное отношение общественного мнения к строительству аэродромов или заводов уже сейчас грозит индустриальной деятельности географической блокадой.
Из-за усиливающегося..шума аэродромы становятся нежелательными. Парижский аэропорт констатировал в 1970 г., что «развитие аэропортов и аэродромов в Парижском районе неминуемо сталкивается с серьезными трудностями из-за враждебного отношения, которое встречает каждое сообщение о любом проекте строительства новой взлетно-посадочной площадки. Это положение является особенно тревожным, учитывая быстра растущий объем воздушных перевозок, в том числе авиапрогулок и авиапутешествий». Вынужденные из-за шума размещаться все дальше и дальше от городов, аэропорты сталкиваются с быстрым ростом затрат. Для аэропорта с пропускной способностью 10 миллионов пассажиров в год удаление на 10 километров от центра города равносильно дополнительному ежегодному расходу в 50 миллионов франков.
В 1971 г. в Фессенеме (Эльзас) состоялась демон страциярв которой участвовала тысяча человек, выра зивших протест против строительства ядерной электростанции.
Встревоженное опасностью загрязнения, общественное мнение Вильфранш-сюр-Сон мобилизуется против проекта нефтеперерабатывающего завода в Божоле: [ под петицией собрано 25 000 подписей. В феврале 1971 г. со всей Франции собрались на демонстрацию около десяти тысяч человек парламентариев, представителей местных выборных органов, виноградарей и друзей природы, и один из них, директор Лионского противоракового центра профессор Даржан, заявил: «Дело народного образования обязывает нас внушать учащимся любовь к природе. Это предостережение против загрязнения природной среды является частью моей программы, а сегодняшняя демонстрация относится к практическим шагам». Отвергнутый в Божоле, не допущенный в Дурб, этот завод стал «блуждающим».
В Японии из Токио изгоняются заводы, служащие источниками наибольших загрязнений.
Однако промышленности требуется все больше площади для ее новостроек: «Электрисите де Франс», например, должна ежегодно находить новое место для строительства крупной теплоцентрали. Быстрое расширение промышленности возможно лишь в том случае, если оно не вызовет противодействия населения.
Эта оппозиция является не анахроничным протестом против прогресса вроде «луддизма»[1] или восстания лионских ткачей против жаккардовского способа тканья, а ясным осознанием того, какой должна быть экономика. Технический прогресс не должен быть регрессом благосостояния. Развитие не должно быть направлено против человека.
Эти народные демонстрации являются выражением тревоги, вызванной увеличением вредных последствий промышленного производства. Когда будет подведен биологический, а не только экономический баланс страны, станет очевиден тяжелый психофизический пассив индустрии.
Из-за недостаточно энергичной политической борьбы с загрязнением окружающей среды первостепенное значение, придаваемое в VI плане развитию промышленности, повлечет за собой увеличение источников вредности и вызовет еще более широкую оппозицию и еще больше столкновений.
[1] Движение среди английских рабочих текстильной промышленности в начале XIX в., сопровождавшееся разрушением машин, которые были якобы причиной безработицы.