При изготовлении круглых и прямоугольных металлических воздуховодов применяются следующие фасонные части

  • Переходы с одного сечения на другое. Сечения могут отличаться формой, размерами, а также тем и другим. Различают переходы с круглого сечения на круглое, с прямоугольного на прямоугольное и с прямоугольного сечения на круглое. Переходы могут быть прямые, когда центры сечений лежат на одной оси, и косые, когда центры смещены.
  • Отводы и колена. Эти фасонные части служат для осуществления поворотов трассы воздуховодов под тем или иным углом. Отводы отличаются от колен более плавным очертанием. Чем больше радиус закругления отвода, тем меньше его сопротивление. Сопротивления колен значительно больше, чем отводов. Для уменьшения сопротивления колена в нем может быть предусмотрена специальная аэродинамическая решетка в виде направляющих лопаток (рисунок 5.4). Следует заметить, что на отводы под углом 90° с круглым и прямоугольным по перечным сечением имеются нормали.
  • Тройники. Они являются, так же как и отводы, весьма распространенными фасонными частями и устанавливаются в таких местах сети воздуховодов, в которых необходимы ответвления. В тройниках происходит разделение или слияние воздушных потоков. Различают прямые и штанообразные тройники. Геометрически тройники характеризуются углом примыкания ответвления а и отношением площадей поперечных сечений ответвления и проходной части к площади сечения сборной части, т. е В настоящее время на прямые и штанообразные тройники круглого и прямоугольного поперечного сечения имеются нормали. На рисунке 5.5 представлена схема нормализованного прямого тройника для круглых воздуховодов. Угол примыкания ответвления а для этого тройника составляет 30° при диаметре воздуховодов d < 440 мм и 45° при d > 440 мм. Как видно из рисунка 5.5, установка этого нормализованного тройника предусматривается с полуотводом.

Колено с профилированными направляющими лопатками

Рисунок 5.4. Колено с профилированными направляющими лопатками

Кроме рассмотренных фасонных частей, для тех же целей (поворотов трассы воздуховодов и присоединения ответвлений) применяются крестовины и утки.

Следует выделить фасонные части, являющиеся по существу переходами, но называемые диффузорами и конфузорами. В диффузоре происходит расширение движущегося потока воздуха, а в кон- фузоре - сужение. Эти фасонные части обычно устанавливаются перед оборудованием, предназначенным для обработки воздуха (калориферы, масляные фильтры) и имеющим поперечное сечение значительно больших размеров, чем сечение воздуховодов.

Соединение отдельных звеньев и фасонных частей воздуховодов между собой, а также их присоединение к оборудованию осуществляется с помощью фланцев.

Фланцы могут выполняться из полосовой стали (обычно 25x4 мм) или угловой стали (сортаментом от 25x25x3 мм до 50x50x4 мм).

Нормализованный прямой цевых воздуховодов

Рисунок 5.5. Нормализованный прямой тройник круглого сечения

Для воздуховодов диаметров до 375 мм и соответствующих прямоугольных воздуховодов с фальцевыми соединениями могут применяться фланцы из полосовой стали. Звенья фаль- Рисунок. 5.5. Нормализованный прямой цевых воздуховодов с более тройник круглого сечения крупными поперечными сечениями и сварных воздуховодов должны соединяться на фланцах из угловой стали.

В зависимости от свойств движущегося воздуха прокладки между фланцами воздуховодов рекомендуется выполнять из следующих материалов:

для воздуха нормальной влажности при температуре до 70 °С - из пряди смоляного каната или шнурового асбеста; для воздуха с повышенной влажностью - из листовой резины; для воздуха с температурой более 70 °С - из асбестового картона; для воздуха, содержащего пары кислот, - из кислотостойкой резины.

Для изменения количества перемещаемого в сети воздуховодов воздуха и для отключения отдельных ветвей или всей сети воздуховодов применяются различные регулировочные и запорные устройства. К наиболее распространенным из них относятся:

  • а) шибер, позволяющий изменять величину проходного сечения воздуховода путем перемещения заслонки в направлении, поперечном движению воздуха. Во избежание излишних утечек воздуха следует рекомендовать устраивать шибер в конверте (рисунок 5.6). Обычным местом установки шибера является сечение воздуховода в непосредственной близости от выхлопного отверстия вентилятора. С помощью шибера регулируется суммарный расход воздуха, перемещаемого вентилятором;

Шиберы в конвертах

Рисунок 5.6. Шиберы в конвертах:

а - с выдвижной ручкой; 6 - с потайной ручкой: 1 - воздуховод; 2 - конверт; 3 - ручка

  • б) дроссельный клапан, в котором, в отличие от шибера, изменение сечения происходит благодаря вращению заслонки вокруг оси (рисунок 5.7). Естественно, что форма и размеры заслонки должны соответствовать проходному сечению воздуховода в месте установки дроссель-клапана. Обычно ось, вокруг которой вращается заслонка, соединяется с рукояткой, выведенной наружу. По положению рукоятки можно судить о степени открытия заслонки. Для фиксирования заслонки в нужном положении на секторе предусмотрены специальные гнезда, в них может входить шпилька, имеющаяся на рукоятке. Дроссельные клапаны, как правило, устанавливаются на ответвлениях сети воздуховодов и служат для регулирования количества перемещаемого воздуха. Эти регулировочные устройства не отличаются высокой герметичностью, что от них и не требуется;

Таблица размеров

Дроссель клапана ДУ

д,

д2

Д

Н

н,

Вес, кг

200

224

240

294

174

130

4,6

300

324

340

394

184

140

6,25

400

424

440

494

214

140

9,1

500

540

564

627

280

210

22,6

600

640

664

727

310

240

25,44

800

840

864

927

370

380

41,25

Дроссельный клапан

Рисунок 5.7. Дроссельный клапан:

1 - корпус; 2 - фланцы; 3- полотно клапана; 4 - ось; 5 - ручка; 6 - фиксирующий сектор; 7 - воздуховод возвращаемого воздуха.

Эти регулировочные устройства не отличаются высокой герметичностью, что от них и не требуется;

  • в) дроссельный клапан с электрическим и пневматическим приводом. Этот тип регулировочного устройства отличается от предыдущего тем, что заслонка в движение приводится не вручную, а с помощью исполнительного механизма. Это позволяет осуществлять дистанционное управление дроссельными клапанами, которые нередко называются также воздушными заслонками.

Заслонками этого типа оборудуются автоматизированные системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Известно несколько разновидностей воздушных заслонок с электрическим и пневматическим приводом;

  • г) герметический клапан. Представляет собой более сложное устройство (рисунок 5.8).

Герметический клапан с электроприводом

Рисунок. 5.8 Герметический клапан с электроприводом:

1 - корпус; 2 - фланец; 3 - ось; 4 - тарель; 5 - электропривод

Таблица размеров

Тип клапана

Ду кла­пана

а

В

Г

Ж

3

Вес, кг

с эл. привод.

с руч. привод.

0117.200 КБ

200

270

250

118

494

168

51,35

12,4

0117.300 М3

300

385

360

1945

530

228

63,6

22,0

0118.400 КБ

400

508

480

210

586

288

75,5

35,8

0118.500 КБ

500

615

580

240

630

358

94,0

53,6

0118.600 КБ

600

780

680

250

685

408

108,5

~68

0118.800 КБ

800

965

920

294

855

533

168,0

-

Он предназначен для полного отключения всей сети воздуховодов или отдельных ответвлений. Герметичность достигается плотным прижатием подвижной части клапана, называемой тарелью, к выступающим бортикам. Для увеличения плотности применяется резиновое уплотнение. Герметические клапаны выпускаются с ручным и электрическим приводом. В клапанах с электрическим приводом для перемещения тарели используется электродвигатель. Клапан с электроприводом допускает дистанционное управление и применяется в автоматизированных системах вентиляции и кондиционирования воздуха;

  • д) обратные клапаны. Предназначаются для автоматического закрытия воздуховода в целях обеспечения движения воздуха только в каком-либо одном направлении и предотвращения движения в противоположном направлении (рисунок 5.9). Рабочая часть клапана состоит из двух створок, которые вращаются вокруг оси, проходящей через центр поперечного сечения воздуховода. При движении воздуха в нужном направлении створки под действием динамического давления воздушного потока находятся в открытом положении. Если поток воздуха отсутствует, створки под действием груза и пружины расходятся в стороны и закрывают сечение воздуховода.
Обратные клапаны чаще всего устанавливаются для отключения вентиляционных камер от взрывоопасных помещений в случае остановки вентилятора;

Автоматический обратный клапан

Рисунок 5.9. Автоматический обратный клапан:

1 - корпус; 2 - створки; 3 - пружина; 4 - рычаг с грузом

  • е) много створчатые клапаны (рисунок 5.10). Представляют собой несколько совместно работающих дроссельных клапанов и применяются для тех же целей, что и последние. Устанавливаются в воздуховодах большого сечения. Очень часто являются составной частью центрального кондиционера, в котором служат для регулирования процесса смешения наружного и рециркуляционного воздуха, и позволяют выравнивать скорости воздушного потока, поступающего для обработки на те или иные элементы кондиционера.
Поделиться:
Добавить комментарий