Жизнь — это созидание, часть материального мира.
Она имеет свои законы развития и эволюции. Созидание жизни имеет неизмеримо большую глубину её содержания, чем её разрушение. Разрушается частное — организм. Без частного нет общего — жизни. Созидание и разрушение — это единство. Это отношение общего к частному и частного к общему. Жизнь постоянно преобразуется в беспредельности её разнообразия, как и всё в материальном мире. Живая и неживая природа — это единство в их постоянном взаимодействии, неживая природа причина, живая природа есть следствие. Это эволюция материального мира.
Жизнь — это система, разные уровни организменного состояния, эволюции от истоков до современности. Вершину этой эволюции представляет Человек, его общественная жизнь, со всеми её последствиями. Это всё то, что можно выразить словом прекрасно: человек познаёт самого себя, свои ощущения, окружающий его мир и то, что составляет противоположность.
Жизнь — это мыслительная деятельность, она же есть причина и следствие развития, эволюции беспредельного разнообразия содержания самой жизни (схема 4).
Эволюция анимальной жизни до человека.
(Ароморфозы: морфофизиологическая самоорганизация в мире живой природы.)
Всё предшествующее бытие человека на разных этапах (ступенях) его эволюции уходило в прошлое, изменялся образ человеческой жизни. Оставались только следы развития его материальной культуры и останки — свидетельство его физического развития и косвенные доказательства поступательного совершенства мыслительной деятельности. Среди других причин эволюции человеческой жизни становилось могущество человеческого материального мыслительного процесса (биоэлектроника).
Примеры преобразования человеком живой и неживой природы множественны: технические сооружения, создание энергетических мощностей, космических аппаратов (спутников Земли), пребывание человека в космосе, компьютерная и другая электронная техника, современная медицинская практика, биотехнология и ещё многое другое. Всё это следствие высокого уровня развития материального мыслительного процесса.
Жизнь — это знание и незнание, как единое целое.
То и другое не возникает на «пустом месте», «из ничего», как полагают некоторые «мыслители». Это материальная мыслительная основа, которая преобразуется, как изменение качественного состояния в направлении большего совершенства, отражающего реальную действительность. При этом остаётся, и будет всегда оставаться непознанное в беспредельности материального мира. В памяти остаётся архаизм мыслительного прошлого и добавляется ещё «новая» схоластика, самообман в соединении с божеством и мифами. Это всё есть незнание, тоже жизнь.