Экологическое влияние улиц.
В зоне транспортных путей создается свой микроклимат. Он распространяется далеко за обочины дорог, и в дорожной зоне его можно сравнить с природными экстремальными условиями мест обитания, а именно: более сильное облучение и переизлучение, более высокие температуры и испарение с поверхности. Частички пыли становятся центрами конденсации туманов и осадков. В р-не дамб и прилегающих к ним траншей может собираться холодный воздух {озера колодного воздуха).
При строительстве транспортных трасс растения и животные уничтожаются. Стеногопные виды граничащих природных и близких к ним биотопов, как правило, навсегда эмигрируют {регрессом ареала). Во время эксплуатации дорог первоначальный спектр придорожной фауны и флоры видоизменяется.
С приходом эврибионтов он может качественно и количественно расшириться. Жертвами дорожного движения становятся многие животные. Наибольшие потери понесли такие живущие рядом с человеком зврибионты, как черный дрозд, дикие кролики и ежи.
Ежи используют дороги как источник добычи (дождевые черви, насекомые) и инстинктивно сворачиваются в клубок при появлении опасности, что приводит к трагедии.
Экологическое влияние улиц
В опасности находятся популяции земноводных, если их тропы к местам икрометания в водоемах пересекаются с транспортными путями.
Потери площади.
Около 5% территории ФРГ занято под транспортные пути. Средняя плотность составляет 2 км/км'.
В лесистом Среднем Шварцвальде около 60% не пересеченвыхдорогамиучастков имеет площадь менее 10 км2, а там, где Дунай петляет, — меньше 5 км2. Ежедневный прирост используемой площади земли оценивается в ФРГ в 165 га. Из них 18,5% отводится под транспортную сеть.
Потребность в площадях под автобаны
(в га/км дороги)
ровный, 4-рядный 4,6
ровный, 6-рядный 7,7
холмистый, 4-рядный 6,6
холмистый, 6-рядный 11,1
Вспомогательные мероприятия 3,7 Мероприятия по обустройству 2,4 Дополнительные нагрузки: использование площадей при строительстве: (трасса, параллельные ей подъезды, площади под складирование, добыча песка и щебня). Мероприятия по дальнейшему обустройству. постройка дамб, полос отчуждения, мостов, развязок и пр.
Эффект разделения, образование островков.
Для мелких организмов типа насекомых и мелких млекопитающих дороги представляют собой непреодолимое препятствие (эффект барьера). Они разделяют биотопы и
Влияние транспорта 157 участки (эффект разделения). Основные причины: отсутствие растительного покрова и постоянное нарушение покоя при неравномерном и шумном проезде машин. Разделяющее воздействие можно подтвердить экспериментально с помощью марки- ровки и последующею отлова объектов исследования.
Диаграмму перемещения объектов получают, соединяя линией место выпускания и место ловли объекта. Дороги приводят к появлению четко очерченных остаточных биотопов с отсутствием пущих природным экосистемам переходов (экотонов).
Синэкол. последствия Ограниченный энергет. баланс и ограниченный спектр ресурсов островных биотопов приводят к сужению видового спектра и к преимущественным нагрузкам на верхних ступенях пирамиды питания.
С уменьшением площади островков уменьшается и иммиграция индивидуумов, приводя к генет. обеднению популяции вплоть до ее полнота вымирания. Островные биотопы как временные убежища и переходные мостики могут кратковременно демонстрировать спектр случайно структурированных видов, сформированный убегающими из неблагоприятной среды и переселяющимися рефугиальными видами. При потере экологической стабильности происходит быстрая смена видов с вытеснением стенобионтов и редких видов и появлением легко мигрирующих повсеместных видов.
Первыми мигрируют малочисленные крупные виды, требующие для своего существования больших неразделенных территорий. "Срезание вершины пирамиды питания" понижает экологическое давление на жизненное сообщество, множественность видов в котором подменяется меньшим числом быстроразмножающихся видов.
Соль для посыпания дорог Это в основном поваренная соль. Она влияет на вод. баланс растений, которые не могут не воспринимать Na * и СГ (например липа). Влияние соли на состояние устьиц и межклеточную диффузию приводит к снижению транспирации. Обезвоживание из-за соли (физиол. сухость) не доказано. Действие соли для посыпания дорог можно сравнить с действием яда.
При обмене ионов вымываются ионы Са2+, Мд2+ и К+. Их недостаток вызывает уменьшение роста продуцирующих частей растения. Ионы Nа+ имеют высокие значения гидратации и при набухании почвы закупоривают пустоты в ней. Почва уплотняется и заклинивается, вследствие чего жизненные условия эдафона и корней ухудшаются. Ионы СГ — яд для клеток. Они повреждают биохимически активные части (некрозы листьев; побурение иголок хвои, выросших за последний год; задержка появления почек весной).