Перепостановка проблемы биоразнообразия от исследований - к охране.

Подготовительная фаза проекта ГЭФ позволила выявить, инвентаризировать и в значительной мере обобщить состояние живых ресурсов. Стала очевидной необходимость продолжения поиска расширенной модели проблемы как основы для управления биоразнообразием в долгосрочных интересах человека.

Справедливая критика системы управления в отношении природных ресурсов делает неизбежным поиск ответа на вопрос: чем можно управлять в этой системе, а чем - нет.

Задача управления окружающей средой даже в публикациях, посвященных только этой проблеме, остается настолько общей, что не позволяет надеяться на успешное завершение управленческих усилий. Дня этих публикаций характерен декларативный стиль и неопределенность содержания: «проект закладывает самые передовые схемы управления экологическими преобразованиями». Обсуждение работы Комитетов по стратегическому управлению окружающей средой сохраняет ту же неопределенность и отсутствие доказательств, что усиливается двусмысленностью высказываемых положений: «никто (в Польше) давно не задает вопроса, полезен или вреден Всемирный Банк для национального развития - жизнь сама дала на него ясный ответ». Таким образом, на момент нашего исследования не было научно обоснованной управленческой схемы, ориентируясь на которую возможно было бы строить исследование и формулировать выводы «под управленческий ключ». Самостоятельное значение имеет доклад группы «Б 12» как весьма широкое и детальное обсуждение организационного обеспечения проекта этой группы. Справедливость требует указать на то, что и в других странах однозначно оцениваемой модели управления использованием природных ресурсов и биоразнообразием нет.

А есть направления, среди которых бегло упомянем следующие стратегии:

  1. использование ресурсов других стран и сбережение своих;
  2. размещение грязных производств в экономически и политически слабых странах;
  3. сокращение интервала времени контролируемых последствий и вероятности наступления ответственности;
  4. распространение метода оценки риска, т.е. вероятностного подхода к поведению экосистем и технических систем;
  5. появление форм «экологического страхования», в том числе как международной практики; распространение этических принципов, объединяющих как материалистическую, так и религиозную картины мира;
  6. стремительное распространение государственной политики в области экологического образования;
  7. распространение негосударственных (неформальных, частных, международных и др.) форм объединений, принимающих участие в формировании практических мер сохранения природы;
  8. тенденция роста платы за природные ресурсы;
  9. интерес к междисциплинарным исследованиям проблемы;
  10. приобретение многими национальными природными объектами (Байкал, амурский тигр, бореальные леса и др.) признаков общечеловеческой ценности, т.е. интернационализация ценности природной среды;
  11. постепенное возрастание зависимости госсектора от общественной среды.

Однако эти «направления» не являются системными, а потому малоэффективны. Об этом свидетельствует удручающий итог деятельности человека на планете за последние 30 лет. Таким образом, нынешнее состояние проблемы сохранения биоразнообразия можно охарактеризовать словом «накануне», поскольку академический подход к решению проблемы недостаточно продуктивен, экономические механизмы экологической направленности находятся в состоянии становления, картина мира и этические нормы общества отражают антропоцентрическую модель, в которой Человек - хозяин природы, его эгоизм не ограничен ничем.

Неизбежная перепостановка проблемы сохранения биоразнообразия вызвана поиском новой парадигмы, в рамках которой возможны логичная, доказательная постановка проблемы и, благодаря этому, предложение ее решения.

Сказанное объясняет причины, по которым авторы проекта многократно выходят за его границы как в постановке, так и в анализе проблемы с целью более широкого охвата проблемного поля и его большей структуризации.

В исследовании была принята модель разнообразия, обеспечивающего устойчивость развития природных и социальных систем, как их универсального свойства.

При разработке исследовательской модели проекта исходным постулатом было утверждение о принципиальном различии естественнонаучного (объективистского) подхода к изучению проблем биоразнообразия и социологического подхода. Эти различия сводятся к следующему:

Естественнонаучный подход предполагает измерения, при которых роль человека минимальна, в то время как при социологическом подходе человек является не только предметом наблюдения, но и измерителем социального явления. Законы естественнонаучного подхода универсальны и независимы от места и времени их получения, в то время как социологические законы таковы, каковы социокультурные особенности социумов и людей, их составляющих.

При естественнонаучном подходе объектом изучения (и, естественно, измерения) являются только объективные (материальные) системы, а в социологии объектами могут быть и субъективные идеальные системы (верования, идеалы, надежды, образы будущего и прошлого, ожидания, страхи, установки и т.д.).

Условное соотношение проблемных полей: охраны живой природы, науки, этики, информации, законодательства и практических действий

Условное соотношение проблемных полей: охраны живой природы, науки, этики, информации, законодательства и практических действий.

Поделиться:
Добавить комментарий