Принципы формирования экологического мировоззрения
Убеждения, основанные на покорении природы, веками были стимулами человеческой деятельности. Необходимость потребления природных ресурсов для выживания человека испокон веков заложена в психологию общественного сознания. В прошлом даже ученые не в полной мере оценивали значимость экологии. Например, совсем недавно, в первой трети XX в., видный русский ученый-селекционер мог говорить, что "нельзя ждать милости от природы, взять их — наша задача". Практически до последних десятилетий ушедшего тысячелетия земляне относились к природе как абстрактной данности, реальном "подарке" планеты. Человек чувствовал себя добытчиком, преобразователем, полновластным хозяином земли.
Для изменения психологии потребовался длительный эмпирический процесс потребления. Понимание последствий необузданного природопользования складывалось постепенно. На основании опыта общество стало осознавать, что производственно-экономическая деятельность вступает в противоречие с природной средой. У людей постепенно появляется ощущение, что он лишь малая частичка окружающего мира, взятого взаймы у природы и потомков, а не полученного в наследство от предков.
Десятки лет потребовалось на становление экологических наук. Начали оценивать не только наличие определенных факторов и их взаимодействие, но возможности экологического потенциала природной среды. Была осознана ее неустойчивость и опасность погубить эту среду при накоплении отрицательных явлений.
Расширение знаний о земле побудило промышленно-развитые страны отдать приоритет экологическим проблемам.
Рационализацию потребления и темпы развития производственно-технических процессов связать с негативным воздействием индустриализации и урбанизации на все природные компоненты геосферы.
В последней трети XX в. Организация Объединенных Наций начала создавать программы устойчивого развития городов и их агломераций. Разрабатываются единые нормы рационального использования природных ресурсов. Координируются исследования по предотвращению глобальных экологических последствий антропогенных воздействий на геосферу.
Постепенно меняется психология понимания экологических проблем жителями планеты, индивидуальное восприятие этих проблем отдельным человеком. Люди начали осознавать, что городская среда начинается с квартиры, благоустройства придомовой территории и плавно перетекает на глобальные территории. Задумались над парадоксом современной урбанизации, который состоит в необходимости приложить значительные усилия, направленные на смягчение последствий градостроительной деятельности.
Отношение к окружающей среде во многом зависит от общей культуры общества. Чем оно более развито, выше образованность населения, тем легче людям воспринимать сложный механизм биоценоза, совокупности взаимосвязанных явлений, имеющих внутреннее диалектическое единство. Понимать сущность сложных экологических систем, в которых поведение естественных и искусственных объектов неадекватно.
Экологическое мировоззрение прежде всего аккумулируется в городах, поскольку их социальный и культурный потенциал более активно формирует общественную личность, чем деревня.
Горожанин в первую очередь чувствует последствия интенсивного давления на природу. Под влиянием этого фактора возрастает экологическая культура. От нее зависит эффективность создаваемых человеком условий взаимодействия природных и антропогенных составляющих среды обитания.
Выдающийся географ Н.Н. Баранский определил города как "командный состав территории каждой страны". Его грамотность напрямую зависит от компетентности специалиста-градостроителя и очень во многом — от экологического мировоззрения. Этот термин, появился в 70-х годах и означает выполнение выдвинутого ООН девиза "Земля только одна". Столбовой путь решения экологической проблемы — такая организация деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие — преобразование окружающей среды в интересах всего общества и каждого человека в отдельности.
Во всем мире стали создавать общественные организации, цель которых — борьба за чистоту окружающей среды, независимое от властей наблюдение за степенью антропогенного давления на природу. Другая цель — привлечение общественности к противодействию экологически несостоятельным решениям власть имущих.
Общественные организации выполняют еще одну функцию — экологического воспитания населения. Они формируют у людей определенные моральные принципы, связывающие человеческое общество и природу. Это способствует развитию природоохранного мышления.
Градостроитель подобен хирургу, производящему операции на лике Земли. Принцип "не навреди" должен стать и главным принципом градостроительства. Необходимо, чтобы его основой было осознание уникальности, хрупкости и незащищенности планеты Земля. От ощущения себя как хозяина следует переходить к пониманию, что человек "ребенок земли".
Никакие директивы и строительные ограничения не научат людей. Они эффективны только в разумной политике формирования правильного экологического мышления. Однако контролирующую роль государства нельзя недооценивать. Необходимы строительные нормы и правила, регламентирующие градостроительную деятельность и методы эксплуатации городских структур. Нужен и институт сертификации специалистов, который позволит исключить экологическую некомпетентность физических и юридических лиц, принимающих участие в градостроительных процессах.
Градостроители постоянно сталкиваются с необходимостью определения объемов потребления в сопоставлении с возможностями природных ресурсов восстанавливаться.
Такой анализ основывается на компромиссе между "покорением" природы и "невмешательством". Другими словами, на стремлении к экологизации планировочных и научно-технических решений. Для этого необходимо преодолевать экологически несостоятельные стереотипы мышления. Действуя локально, мыслить глобально. Технико-экономические обоснования проектов развития градостроительных структур подчинять эволюционным процессам взаимодействия человека и природы. Учитывать единство техногенных действий и природных процессов.
Современный градостроитель — прежде всего специалист, наделенный экологическим мышлением. Чем бы он не занимался — наукой, проектированием, строительством или содержанием городских структур — результаты его деятельности оцениваются в ключе экологической эффективности как стратегических, так и тактических решений. Современные инженеры и менеджеры не могут работать в сфере градостроительства, если не разовьют в себе понимание экологических проблем в динамике развития человечества. Им необходимо оценивать неизбежные негативные последствия урбанизации. Они должны уметь учитывать резервы репродуктивности, минимизировать экологический риск.
В последнее время на это нацеливает градостроительное образование в России. В концепции его перестройки особо выделены дисцип- пины, формирующие экологическое мышление. Все программы специфичного образования строятся с позиций соблюдения вышеизложенных принципов.
Министерство образования РФ установило приоритетность дидак- п пси беспрерывного экологического образования. Оно основано на ичологизации всех изучаемых дисциплин и способствует развитию у "ручающихся междисциплинарного мышления. Специалисты, владеющие таким мышлением, могут использовать законы одних дисциплин и других. Это весьма полезно для оценки последствий антропогенного моздействия на естественные процессы в природе.