Херсон и Мариуполь - экологическая обстановка
Херсон — морской и речной порт, расположенный на правом берегу Днепра, в 25 км от впадения его в Днепровский лиман Черного моря.
Херсон так же, как и Николаев, является крупным центром судостроительной промышленности, специализированный на выпуске и ремонте крупногабаритных судов: океанских танкеров, сухогрузов, контейнеровозов, лихтеровозов, а также железобетонных плавучих доков, предназначенных для ремонта судов. Имеется комплекс предприятий по выпуску сельскохозяйственной техники.
Судостроительные и судоремонтные предприятия расположены в Кошевой протоке, гидравлически связанной с Днепром. Вода протоки покрыта толстым слоем нефтяной пленки. В протоку производится сброс городских сточных вод, имеется 8 выпусков производственных сточных вод.
Вода в нижнем течении Днепра загрязнена практически по всем контролируемым показателям, причем по многим ПДК превышаются в несколько раз.
В целом же Херсон, за исключением его припортовой части, может быть отнесен к городам с относительно благополучной экологической обстановкой. Город хорошо озеленен, имеется два дендропарка, ботанический сад, парк — памятник садово-паркового искусства. Площадь зеленых насаждений составляет около 40% от общей площади города.
К нерешенным сугубо городским экологическим проблемам Херсона следует отнести отсутствие системы сбора, организованного отвода и очистки поверхностного стока, что для города, расположенного на крутом правобережном склоне Днепра, является весьма актуальным.
Мариуполь — порт на Азовском море, крупный центр черной металлургии и тяжелого машиностроения.
Один из самых сложных в экологическом отношении городов Украины как в части загрязнения атмосферного воздуха и морской среды, так и в обеспечении более чем полумиллионного населения питьевой водой.
Мариуполь расположен на западном побережье Таганрогского залива, при слиянии рек Кальчик и Кальмиус. На сравнительно небольшой территории расположены два крупнейших металлургических гиганта, завод тяжелого машиностроения, прокатно-штамповочный, коксохимический и графитовый заводы, предприятия машиностроительного профиля. Пылегазовые выбросы этих предприятий формируют над городом тяжелую темно-фиолетовую дымку, содержащую вредные примеси в концентрациях, во много раз превышающие предельно допустимые.
Город расположен на возвышенной слабоволнистой равнине, обрывающейся к морю крутым уступом. Рельеф местности и наличие постоянных ветров (зимой — бора, летом — бриз) обеспечивает хорошую проветриваемость территории города и рассеивание пылегазовых выбросов. В то же время при ветре усиливается пыление многочисленных отвалов промышленных отходов, песчаных и эродированных участков почвенного покрова.
Море в районе Мариуполя темно-бурого цвета, особенно в центральной части набережной, где впадает р. Кальмиус, сток которой, как и сток ее правобережного притока р. Кальчик, на 70 - 80% сформирован из шахтных и сточных вод. В Таганрогский залив попадают городские сточные воды Мариуполя и его крупнейших промышленных предприятий, имеющих самостоятельные выпуски. На качество морской воды в Таганрогском заливе неблагоприятно сказывается прибрежное морское течение, формирующееся под влиянием стока р. Дон. Течение относит загрязненные воды Дона и сточные воды Таганрога на запад, в сторону Мариуполя. Прозрачность морской воды в районе Мариуполя снижается до 0,5 м, в то время как в открытой части Азовского моря прозрачность воды составляет 8 м. Азовское море является внутренним морем.
Процессы водообмена, а следовательно, и процессы самоочищения идут в нем весьма замедленно. Период водообмена Азовского моря составляет 60 - 80 лет.
Сток р. Кальмиус и сбросы сточных вод предприятий Мариуполя приводят к снижению содержания кислорода в придонном слое моря практически до нуля, особенно в летнее время. Это вызывает периодические заморы рыбы. Заморы усиливаются в послепаводковый период, когда с повышением скорости и интенсивности прибрежного морского течения со дна мелководья поднимается накопленный за многие годы большой слой донных отложений техногенного происхождения. В акватории Таганрогского залива ржавеют многочисленные остовы брошенных морских судов.
Территория города, особенно его прибрежная часть, захламлена остатками металлических конструкций и свалками производственных отходов, пересечена многочисленными железнодорожными подъездными путями.
Много делается в Мариуполе для утилизации промышленных отходов. На базе переработки доменных шлаков создано производство строительных материалов и изделий. Однако объем накопления промышленных отходов продолжает расти и достиг уже 2,5 млрд т.
Несмотря на довольно тяжелую экологическую обстановку Мариуполь продолжает оставаться климатическим и бальнеологическим курортом. Функционируют три курортно-оздоровительных учреждения и туристская база.