Сети воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования воздуха - воздуховоды

Воздуховодами называются специальные каналы, служащие для перемещения воздуха в системах вентиляции и кондиционирования. С помощью воздуховодов наружный (атмосферный) воздух в приточных системах вентиляции подводится к различным аппаратам для обработки, а затем распределяется по помещениям сооружения. В вытяжных системах, наоборот, воздух из помещений при помощи воздуховодов направляется к вытяжной шахте и выбрасывается наружу.

Движение воздуха в воздуховодах происходит благодаря работе вентилятора, который создает в одной части сети воздуховодов давление выше атмосферного, а в другой - ниже атмосферного. Поэтому сеть воздуховодов делится на две части: нагнетательную и всасывающую. В приточных системах вентиляции более разветвленной является нагнетательная часть, а в вытяжных системах - обычно всасывающая. Кроме того, как мы видели (гл. 3), в системах кондиционирования предусмотрены воздуховоды, используемые для рециркуляции части воздуха.

Классифицировать воздуховоды можно по ряду признаков.

По материалу, из которого они изготовлены, воздуховоды делятся на две большие группы: металлические и неметаллические.

К металлическим воздуховодам относятся наиболее распространенные стальные воздуховоды из малоуглеродистой черной и оцинкованной листовой стали. Малоуглеродистые стали марок Ст. 1, Ст. 2 и Ст. 3, содержащие незначительный процент углерода (до 0,2%), являются мягкими, обладают достаточной прочностью и необходимой пластичностью и вязкостью. Применяются два типа тонколистовой стали: кровельная и оцинкованная в виде листов 710x1420 мм и 1000x2000 мм с толщиной листа 0,5-2,0 мм и имеющая толщину листа 0,8-4,0 мм, ширину 600-1400 мм и длину 1200- 1400 мм.

Соединение отдельных стальных листов для получения деталей воздуховодов производится с помощью фальцев (рисунок 5.1) или сварки. Сварные соединения применяются при толщине листовой стали не менее 0,8 мм, при этом дуговая сварка допускается, если толщина сварных листов не менее 1,5 мм. Для сварки более тонких листов используются газовые сварные соединения.

В настоящее время разработаны металлические воздуховоды весьма совершенного типа - так называемые спирально-навивные воздуховоды. Эти воздуховоды, в отличие от воздуховодов с фланцевыми соединениями, обладают большими плотностью и жесткостью.

В зависимости от свойств транспортируемого в воздуховодах воздуха применяются обычные или защитные покраски и покрытия внутренней поверхности стальных воздуховодов. При наличии в перемещаемом воздухе особо агрессивных примесей используются воздуховоды из нержавеющей стали и алюминия.

Типы фальцевых соединений

Рисунок. 5.1. Типы фальцевых соединений:

а - одинарный стоячий; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий; г - двойной лежачий; д - полуторный комбинированный; е - одинарный угловой; ж - комбинированный угловой

Приставные шлакогипсовые воздуховоды

Рисунок. 5.2. Приставные шлакогипсовые воздуховоды:

а - у деревянных конструкций; б - у каменных конструкций; в - двойной чердачный короб: 1 - деревянная стенка; 2 - штукатурка; 3 - пачечная сталь; 4 - кирпичная стена; 5 - плита; б - воздушная прослойка; 7 - настил

Из числа неметаллических воздуховодов наибольшее распространение получили воздуховоды, изготовленные из винипласта, асбестоцементные воздуховоды и воздуховоды из других строительных материалов. Воздуховоды последней разновидности могут быть выполнены в виде самостоятельных конструкций. Примером их являются приведенные на рисунке 5.2 приставные шлакогипсовые воздуховоды. Кроме того, к этой же разновидности воздуховодов относятся различные каналы, представляющие собой часть строительных ограждений. На рисунке 5.3 показаны воздуховоды в подземном сооружении, составляющие часть выработки (ее под сводное пространство).

В последнее время были предложены воздуховоды из нового конструкционного материала - металлопласта, получаемого нанесением различных пластмассовых пленок на металлические листы.

Эти воздуховоды являются весьма перспективными, так как позволяют заменить дорогостоящую и дефицитную нержавеющую сталь. Выбор того или иного материала для изготовления воздуховодов должен производиться в зависимости от свойств перемещаемой среды на основании рекомендаций, содержащихся в СНиП 41-01-2003.

Воздуховоды могут отличаться не только по материалу, но и по форме поперечного сечения. Если воздуховоды представляют собой самостоятельную конструкцию, они чаше всего изготовляются круглыми или прямоугольными. Круглые воздуховоды требуют меньше материала, они более жесткие и допускают большую степень индустриализации при изготовлении. Поэтому во всех случаях следует стремиться применять круглые воздуховоды.

Вентиляционные каналы в подземных сооружениях

Рисунок. 5.3. Вентиляционные каналы в подземных сооружениях:

1 - служебное помещение; 2 - часть выработки для инженерных коммуникаций; 3 - воздуховод

В сооружениях производственного назначения, как правило, используются воздуховоды круглого поперечного сечения.

Но круглые воздуховоды могут применяться не всегда. Причиной тому, во-первых, являются архитектурно-эстетические соображения. Прямоугольная форма воздуховодов в большей степени, чем круглая, позволяет размещать их в помещениях, не нарушая архитектурного облика последних. Второе обстоятельство, которое заставляет переходить на прямоугольные воздуховоды, ограниченная высота помещений. Так, если высота помещения составляет 2,4 м, то обычно нельзя применять круглые воздуховоды с диаметром поперечного сечения более 0,5 м, так как это затруднит проход людей. В этом случае необходимо переходить на прямоугольные воздуховоды, равновеликие по площади поперечного сечения круглым.

На самые распространенные металлические воздуховоды из тонкой листовой стали разработаны нормы, предусматривающие такие размеры сечений круглых и прямоугольных воздуховодов, которые обеспечивают минимальные количества отходов при раскрое стандартного листа. Строительными нормами ВСН 353-86 предусмотрены 22 диаметра от 100 до 2000 мм для воздуховодов круглого сечения и 33 размера от 100x150 до 1600x2000 мм воздуховодов прямоугольного сечения.

Для выполнения разветвленной сети воздуховодов той или иной конфигурации необходимы прямые звенья и фасонные части.

Поделиться:
Добавить комментарий