Мало любить природу, надо понимать людей.

Ресурсы для преодоления кризиса. Необходимы различные ресурсы: научные концепции, поддающиеся проверке; действенные этические нормы для объединения людей; реальный исторический опыт совместных действий в критических ситуациях; природные экосистемы, выполняющие стабилизирующую роль и дающие дополнительное время для исполнения решений.

Первый шаг. В одиночку - человеку, региону, стране, континенту - пройти через кризис не удастся, необходимы совместные усилия.

  • Первый шаг - это выстраивание образа общего будущего.
  • Второй - достижение общественного согласия.
  • Третий - объединение действенных усилий.

Созидательная мощь «образа желаемого будущего» известна нам по победе в Великой Отечественной войне (национальная независимость) и строительству социализма («лучшее будущее для наших детей»), И достижения и ошибки составляют уникальный исторический опыт - ресурс для преодоления кризиса объединившимся народом.

Образ будущего и общественная воля.

Когда людей объединяют общие интересы, они сами вкладывают личные ресурсы в достижение цели. Основу культурной преемственности и планирования будущего в человеческом обществе составляет свойственная всему живому воля к продолжению жизни. Обеспокоенность состоянием среды обитания - угроза «будущему», важный, но неустойчивый ресурс для общественных действий. Если он не использован конструктивно, то наступает привыкание, апатия, усталость и кризис собирает обильный урожай жертв.

Необходимо восстановить союз науки, власти, общественных интересов на основе духовности и общего понимания проблемы, собрать носителей общественной воли, направить нарастающее беспокойство в продуктивное русло. Значение ценностей нынешних поколений, смысл их жизни - в обеспечении возможности продолжения жизни человека в биосфере. Политикам необходимо стать госу-дарственными деятелями и подчинить собственные тактические задачи стратегическим целям и обеспечению отдаленных интересов своих народов. Организаторам науки и ученым - преодолеть традиционные рамки узко профессиональных интересов и содействовать росту понимания между властью, народом и капиталом для сопряжения жизни людей с изменяющейся биосферой. Системе образования - научить людей учитывать вероятность проявления тех или иных событий в природе и обществе, мыслить системно и действовать сообща. Объединение всегда начинается с личного шага в общем направлении, с изменения образа жизни, присоединения к вековым ценностям, подписания так называемого «Общественного договора».

Представление людей о том мире, в котором они живут, всегда включало окружающую их природную среду как великую, мощную повелительницу событий и их собственной судьбы. Во всех религиозных учениях, последовательной череде научных картин мира отдавалось должное великой арене жизни, которая в последнюю четверть прошлого века получила общераспространенное имя - биосфера.

В развитии представлений людей о собственной среде жизни огромную роль сыграли писатели, философы, мыслители, которые «переводили» сложный, часто неясный язык ученых, натуралистов в общепонятные, и потому имеющие шанс на распространение, целостные представления. В мировой культуре имена Генри Дэвида Торо, Льва Толстого, В.И. Вернадского, Альберта Швейцера, Олдо Леопольда, Н.Н Моисеева и других занимают видное место.

Однако даже целостное и ясно выраженное представление ученых, мыслителей о природе и месте человека в ней оказывали воздействие на жизнь общества значительно медленнее, чем процесс изменения и разрушения человеком своей среды жизни.

Исследование истории природоохранного движения в мире, Европе и России показывает, что до последнего времени существовало принципиальное различие между в целом позитивными и мало оспариваемыми гуманистическими представлениями и реальной хозяйственной практикой использования ресурсов природы, их полного исчерпания в ряде случаев, что порождало ложные представления о несостоятельности этих теоретических представлений.

Несмотря на «торжество практики», идея сохранения природы, представление о ее вневременной ценности не только не ослабели, но, наоборот, приобрели большую четкость, целостность, доказательность. На рубеже тысячелетий они приобрели неоспоримость и заняли прочное место в принципах деятельности международных, региональных и национальных организаций, правительств.

Признанию важности состояния природных экосистем не только для отдаленного будущего человечества, но и для судьбы ныне живущих людей, способствовал ряд факторов:

  1. увеличение скорости изменения среды жизни до заметной уже при жизни одного поколения;
  2. «переход экологии от описательной фазы своего развития к конструктивной, способной дать основу для позитивного преобразования природной среды,
  3. реставрации экосистем; «космическая деятельность человека, сделавшая очевидным факт «одиночества Земли» среди неодушевленной Вселенной;
  4. «накопление, поддержание и возрастание доли образованных граждан во многих странах мира, разделяющих сходные ценности и, по существу, участвующих в общемировом социокультурном процессе;
  5. «развитие коммуникаций, приобретение английским языком статуса международного, удобная и все более доступная форма хранения знаний, возможности получения копий и т.д.;
  6. «создание ООН широкой сети элементов «мирового правительства», медленное, часто драматическое и непоследовательное развитие переговорного процесса, миротворческих усилий, гуманитарной помощи, формулирование и принятие документов, относящихся исключительно к правилам жизни людского рода, таких, как Декларация прав человека, Декларация прав ребенка,

Конвенция о сохранении биоразнообразия и др., создание предпосылок для самоорганизации популяции землян в биосфере; «невозможная ранее практическая деятельность по природосбережению, позволившая в конечном счете начать (подчас противоречиво) выстраивать разномасштабные шкалы в жизни людей: от ценностей единичного, отдельного вида, неповторимости личности через признание уникальности и самоценности малых народов, этнических групп к принятию правил «общежития на Земле» нынешними и последующими поколениями людей.

СМИ и средства коммуникации показали свою способность объединять людей, порождая у них обще представленя, предпочтеня, ценности. Именно система коммуникации сделала возможным процесс, получивший название "глобализации", как координация, объединение культурной, торговой, политической деятельности людей не только как взаимозависимой, но и намеренно взаимосвязанной. Оценки выгод и потерь, которые несет глобализация, достаточно противоречивы, поскольку современный мир отличается напряженностью, критическим дисбалансом бедности и богатства, контрастом образа жизни, ценностей, характерными для национальных культур. Именно этот дисбалланс препятствует сохранению природной среды и глобально и регионально.

Обратимся к фактам, в частности к официальному документу ООН, в котором Генеральный секретарь ООН Кофи Аннен сообщил (1998) о фактах современной действительности, требующих осознания.

Поделиться:
Добавить комментарий