Следует прекратить разбазаривание естественного пространства, принадлежащего обществу.

Больше нельзя передавать индивидуальным пользователям самые ценные уголки природы, такие, как морские побережья или зеленые зоны городов и пригородов, как нельзя передавать никому картины из Луврского музея. Если же — в весьма ограниченной степени — какое-либо отчуждение общественного достояния оказывается необходимым, то такую операцию надо сопровождать «эквивалентным восстановлением» и цена уступки должна быть определена именно на этой основе. В таком случае произойдет перемещение, но не ампутация общественного достояния.

Эквивалентность должна предполагать равенство услуг населению с уступленного участка и участка, предлагаемого взамен.

Это определяется сравнением расположения, размеров, биологических, эстетических и научных богатств. Таковым будет первейшее и фундаментальное правило уступок участков со стороны государства — путем ли продажи или обмена и какому угодно пользователю.

Если на побережье Аквитании отчуждается участок национального леса для строительства туристического центра, то выручку от продажи следует использовать для покупки участка, имеющего равную ценность для туризма, в том же районе, а не, скажем, в ландском лесу вдали от всех дорог. Такой же процедуры следует придерживаться при обмене общественных участков. Нельзя допускать таких обменов с каким-нибудь частным спортивным клубом, как это бывало несколько лет назад, когда 40 гектаров Версальского леса были обменены на более значительную площадь, но находящуюся далеко от крупных агломераций населения. Конечно, с точки зрения коммерческой цены леса это было прибыльным делом, но в действительности — весьма убыточным, если вспомнить, что государственное достояние имеет своей первостепенной задачей оказание услуг обществу.

Оба участка абсолютно не равноценны как парки отдыха, и эта разница особенно подчеркивается сравнением соответствующих цен, если брать за основу цену участка под застройку. Если сравнивать лишь доходы от реализации древесины, то один гектар леса в Парижском районе дает на 20% меньше, чем в Центре Франции, но если взять за критерий социальную роль, то парижский лес имеет гораздо более высокую ценность. Таким же образом при равных площадях лес Лазурного берега приносит дохода в одиннадцать раз меньше, чем лес Франш-Контэ.

Необходимо также покончить со старым принципом бесплатной передачи государственного достояния тому или иному государственному учреждению.

Когда, например, Министерство народного образования или Министерство оснащения используют национальное зеленое пространство, чтобы построить школу или провести дорогу, то они не платят ничего. Напротив, необходимость не уменьшать общественное природное достояние, а также необходимость заставлять администрацию проводить глобальные экономические расчеты [1] должны привести к такому положению, когда каждая общественная служба будет оплачивать стоимость ликвидированного или «стерилизованного» пространства. Надо учитывать не только разрушенное пространство, но и пространство, ставшее непригодным для использования; необходимо возмещать ущерб не только за деревья, выкорчеванные при прокладке дороги, но и за целые зоны, которым нанесен вред шумом и выхлопными газами автомобилей.

  • Второе новое правило, которым нужно руководствоваться при использовании государственного достояния, - это обязанность любой администрации предлагать в приоритетном порядке Министерству природы и окружающей среды тот или иной участок, нужный для досуга или для экологического обеспечения, и только после этого уступать его кому-либо другому. В частности, это относится к Министерству вооруженных сил, владеющему богатыми областями, частичная уступка которых могла бы стать важным инструментом политики природы; мы имеем в виду прежде всего побережья, а в городах и пригородах — форты, стрельбища, местности, отведенные для маневров, старые казармы [2].
  • Третье новое правило состоит в том, чтобы уступки государственного достояния, совершаемые в целях развития туризма, предусматривали, по крайней мере наполовину, общественный туризм; тем самым общее благо будет доступно и самым бедным, а не только самым богатым.
  • Четвертое правило: все эти операции требуют согласия Министерства охраны окружающей среды и комиссии природы — национальной, региональной или департаментской в зависимости от масштаба операции; в случае их отрицательного заключения могут проводиться референдумы.
  • Наконец, эти уступки должны — и это будет пятым правилом — находиться в соответствии с уже определенными целями благоустройства территории (смотрите гл. 9), и в частности не противоречить необходимости сохранять обширные зоны в первозданном состоянии.

Уступая или отдавая в долгосрочную аренду свое достояние, государство должно проявлять большую осторожность, чтобы в местах, которые должны быть открыты для всех, не возникали сначала временные сооружения, которые затем становятся постоянными путем возобновления аренды и в конце концов олицетворяют собой «приватизацию» земли. Уступки государственного достояния следует подчинить совершенно определенным правилам, в частности приобретаемые государством новые природные зоны должны передаваться общественным организациям. Те же самые принципы надо применять и к местным сообществам, давая им возможность в целях содействия их оснащению не использовать для новых закупок участков полную выручку от тех или иных уступок земель, а сохранять четверть выручки для своих собственных инвестиций.

Эти основы действий предполагают глубокую структурную реформу.

До сих пор государство может свободно и без каких-либо обязательств относительно компенсации или восстановления продавать и уступать свои морские владения; оно может уступать и продавать свои лесные владения при условии, если площадь лесного массива не превышает 150 гектаров, лес нерентабелен, находится в стороне от какого-либо другого лесного массива и не является необходимым для сдерживания водных потоков при паводках и т. п.[3] Для местных общин те же самые операции подлежат государственной опеке, но фактически государство контролирует лишь цены, а не использование выручки для приобретения каких-либо других участков.

На предлагаемом новом пути пока реально имеются лишь две вехи.
  • Первая — это статья 15 закона от 24 декабря 1969 года, которая обязывает администрацию оплачивать лесные пространства, нужные ей для работ по осушению. Но этот весьма новаторский закон остается неэффективным из-за отсутствия нормативных актов его применения.
  • Вторая — это статья 5 декрета от 20 октября 1967 года, которая наделила межминистерскую комиссию по вопросам благоустройства побережья Аквитании правом «давать заключение по любому проекту отчуждения, уступки или предоставления в долгосрочную аренду лесных или других участков, принадлежащих государству, общественным учреждениям или местным общинам, по любому проекту проведения дорог или судоходных каналов, по любому проекту сведения лесов, принадлежащих государству, местным общинам или частным лицам».

Таким образом, впервые в одном из районов Франции установлен общий контроль за использованием естественного пространства независимо от форм использования и категории собственников. 


[1] Если государственный лес будет оплачиваться ведомством путей сообщения, то оно будет менять ту или иную трассу, чтобы не слишком разрезать лес; если лес не будет оплачиваться, трасса не будет меняться.

[2] На приобретение островка Лангустье в Средиземном море, к западу от Поркероля, нашлось 600 претендентов, но государство отменило его продажу.

[3] Для лесов, не отвечающих этим условиям, необходимо след вать закону.

Поделиться:
Добавить комментарий