Сервитуты и налоги в общественных интересах
Поскольку коммунализация земельной собственности распространится лишь на незначительную часть национальных земель, необходимо прибегнуть к другим мерам по благоустройству остальной территории, стремясь при этом повсюду сохранить природу и в подавляющем большинстве случаев сделать ее доступной для всех. Такими мерами могут быть сервитута и налоги в общественных интересах, а также договоры с отдельными лицами или коллективами.
В первом случае речь идет об обязательствах, установленных в законодательном порядке, во втором случае — о добровольном согласии. Сервитута и налоги могут быть трех категорий: правила градостроительства; контроль за сведением лесов; контроль в области культуры.
Можно назвать множество правил градостроительства, которые будут так или иначе способствовать сохранению земли: запрещение застройки; ограничения по высоте, плотности, стилю, окраске, материалам; запрещение создавать предприятия, производящие шум или загрязняющие сред расширение возможностей пешеходного движения, запрещение автомобильного движения и т. д.
Декретом 1959 г. предусмотрен контроль за сведением лесов в общинах, где одобрены планы градостроительства: леса площадью свыше 4 га, включенные в планы градостроительства как «лесные пространства, подлежащие сохранению», не могут застраиваться без положительного заключения инженера ведомства вод и лесов.
Установлен гибкий и конкретный контроль в области культуры
Министерство по делам культуры [1] может относить к тому или иному разряду ландшафты, природные резерваты и национальные исторические памятники [2]; это обязывает собственников запрашивать мнение комиссии ландшафтов и согласие Министерства по делам культуры в отношении любых перемен на соответствующих участках. С другой стороны, собственник имеет право на возмещение от государства, если отнесение к тому или иному разряду меняет состояние или характер использования его владения, причиняя ему ущерб. Так, получили разряды тысяча сельских и городских уголков, все большие пруды Жиронды и Ланд, местечко Коломбэ-ле-дез-Эглиз, которое имело немалое значение в трудах и жизни генерала де Голля.
Менее действенным, но более гибким является внесение некоторых пространств в инвентарь ландшафтов; это дает Министерству по делам культуры лишь право консультации по всем проектам, затрагивающим эти ландшафты, но согласия министерства не требуется.
В частности, такой режим защиты установлен для значительных по площади ландшафтов:
- старинных деревень, например для деревни Бо-де-Прованс;
- живописных пейзажей, таких, как долина Шеврез в Парижском районе;
- берегов прудов Жиронды и Ланд; острова Ре; гор Эре в Бретани.
Вокруг некоторых уголков природы, получивших разряд или внесенных в инвентарь, а также вокруг исторических памятников могут создаваться зоны. защиты, которые обеспечивают сохранение подступов или пространственных перспектив, без которых сам защищаемый уголок или памятник потерял бы свою прелесть.
В специальном документе определяются предельные высота и плотность застройки на тех или иных направлениях, запрещается застройка по другим направлениям, определяются окраска, материалы, с тем чтобы сохранить общий вид местности и установить нормы ее дальнейшей эволюции. В частности, именно так охраняются подступы к дороге Сезанна в Провансе, южный склон горы Сент-Виктуар, увековеченной в картинах Сезанна, окрестности деревни Перуж, открытая панорама террас Тур-Мань в Ниме.
К этому следует добавить автоматическую защиту поверхности в радиусе 500 м вокруг исторических памятников и даже в еще большем радиусе для особо важных памятников, таких, как Версальский дворец. В целях сохранения всего этого ансамбля, и в частности открытой перспективы террасы дворца по оси Большого канала, в обязательном порядке требуется согласие Министерства по делам культуры на любую трансформацию в радиусе 5 км, считая центром королевскую комнату дворца, и в прямоугольнике длиной 6 км и шириной 5 км, заключенном между оконечностью Большого канала и деревней Вильпре.
Наконец, еще во времена Наполеона III в лесах были созданы «художественные резерваты», в том числе в лесу Фонтенбло, где охраняются некоторые живописные места, деревья поддерживаются до их максимального развития, сверх обычного срока эксплуатации, и возобновляются выборочно, а не путем полной вырубки, как это делается по коммерческим методам.
Этот набор защитительных правил
Этот набор защитительных правил, как будто бы весьма мощный, на деле оказывается гораздо слабее. В период ультралиберализма, когда прибыль является высшей целью национального развития, вряд ли можно на долговременной основе заставить собственников и застройщиков, особенно если они могущественны, защищать всеобщие интересы в тех случаях, когда эти всеобщие интересы противоречат их желаниям и их интересам.
Контроль в области культуры в его наиболее эффективной форме — присвоение разряда — в сильной степени ограничен скорее по соображениям политического порядка, чем из-за нехватки кредитов для выплаты возмещений собственникам. Контроль и сервитута ставят также проблему финансовой справедливости — необходимость выравнивания между собственниками, несущими расходы ради общего интереса (в частности, особо тяжелые расходы, связанные с запрещением застройки), и собственниками, свободными от таких расходов.
Имеются и другие, притом весьма многочисленные, препятствия: в большинстве общин отсутствие одобренных планов градостроительства парализует выполнение обязательств по охране природы, особенно лесных пространств; серьезная нехватка персонала для обеспечения защиты ландшафтов и соответствующих кредитов мешает контролю в области культуры множество исключений из планов градостроительства разрушает защитительные укрепления.
Но несмотря на все эти недостатки, ограничения в приоритетах все же дали определенные положительные результаты. А насколько они были бы значительнее, если бы были заполнены все пробелы «в социальном праве пространства»! В частности, столь ценный культурный контроль в форме присвоения разряда ландшафтам и зонам защиты должен быть существенно расширен, особенно в значительно урбанизированных [3] и туристических районах; его следует распространить на все берега озер, на самые живописные горы, долины, городские парки и придорожные панорамы.
Следует также усилить действенность этого контроля, приняв решение о том, что разрешение на застройку может быть выдано лишь при двойном согласии комиссии ландшафтов и Министерства природы, а при отсутствии такого согласия застройка возможна только по специально принятому закону. Разрешение на застройку участков, внесенных в инвентарь, в случае отрицательного мнения комиссии ландшафтов или Министерства природы должно выдаваться по решению премьер-министра.
Контроль за лесами должен касаться всех частных лесов площадью свыше одного гектара в Парижском районе, сильно урбанизированных департаментах и на морских побережьях: в этих местах, даже если не имеется одобренного плана градостроительства, для застройки нужно обязательно получать совместное согласие комиссии природы и ведомства вод и лесов. В случае разногласий решение будет принимать премьер-министр.
Гораздо более динамичная политика в использовании сервитутов градостроительства может существенно улучшить защиту зеленых зон в городах: минимум почвы над подземными сооружениями, необходимый для больших деревьев; в случае же уничтожения деревьев — обязательство произвести посадки в эквиваленте по «зеленому объему», а не по числу деревьев, что предполагает посадку взрослых или почти взрослых деревьев; выплата повышенной залоговой суммы застройщиком, предназначенной для покрытия убытков в случае, если деревья, подлежащие сохранению, будут уничтожены.
[1] В 1971 г. эти полномочия были переданы Министерству охраны природы и окружающей среды.
[2] Законы от 2 мая 1930 г. и 28 декабря 1967 г.; в силу закона от 1 июля 1957 г. могут быть установлены специальные ограничения в целях сохранения природных резерватов.
[3] В одном из наиболее крупных департаментов Парижского района комиссия ландшафтов имеет бюджет па командировки и исполнение текущих дел всего лишь в 50 франков в год.