Программа благоустройства Аквитанского побережья
Без постоянного наблюдения и ухода за ландскими лесами они, как и провансальские леса, исчезают. О стоимости предупреждения вредных явлений и стоимости реконструкции природной среды.
При современном техническом состоянии очистительные станции не могут делать больше без резкого увеличения капиталовложений. Эти цифры представляют совокупность расходов на строительство и эксплуатацию сооружений для очистки городских и промышленных стоков. Они рассчитаны без налогов ( — 20%), потому что для страны налог — простая передача денежных средств, а не их выплата.Судя по чрезвычайным мерам, применявшимся с 1860 г. Они часто состояли в том, что государство экспроприировало земли, которым угрожала эрозия, а затем проводило в них лесонасаждения и включало их в состав государственных дедов.
При более глубоком анализе следовало бы прибавить к количественному критерию географический. Есть несколько категорий полезности общественного леса в зависимости от его удаленности от больших агломераций. Сохранение привлекательности леса предполагает, что каждый горожанин имеет в своем распоряжении всегда одну и ту же площадь, как общую, так и в лесах каждой из этих категорий.
За последние десять лет частные сады площадью более 1000 м2, «охраняемые» планом застройки Парижа, потеряли около 20 га. Частные сады площадью менее 1000 м2, не охраняемые этим планом и занимающие в общем такую же площадь, уменьшились, по всей вероятности, на столько же. В целом Париж ежегодно теряет в среднем 4 га частных садов. 50 га садов в Париже, 3900 га садов и парков в Парижском районе (без Парижа) и 30 000 га лесов.
Рассредоточение времени начала и окончания работы, уменьшая скопление людей на улицах, снижает загрязнение воздуха, вызываемое в значительной мере автомобилями при их движении и торможении.
Сен Марк
Представительство в бассейновых комитетах состоит из трех равных частей: представителей государства, местных общин и пользователей. В число пользователей входят загрязнители (промышленные предприятия) и незагрязнители, например рыболовы. Но не установлено никакого точного соотношения между загрязнителями и незагрязнителями.
В ФРГ промышленные предприятия для очистки вод польется гарантированными государственными ссудами на 18 лет из годовых и ежегодными государственными субсидиями.
Министерства сельского хозяйства, оснащения, культуры, промышленного развития, внутренних дел, благоустройства территории, здравоохранения, охраны окружающей среды, транспорта.
В 1970 г., шесть лет спустя после вступления в силу специальных мер, введенных для Парижа и направленных против загрязнения воздуха, 15% промышленных отопительных систем, 25% систем на угле и 9% систем домашнего отопления превышали разрешенный максимум загрязнения воздуха дымом. После принятия в 1964 г. закона об охране вод были созданы шесть агентств по охране бассейнов и проблемам, связанным с общественными сооружениями; координацию их деятельности обеспечивает постоянный секретариат по охране вод. Однако не существует никакой аналогичной организации для борьбы против других вредоносных последствий.
При строительстве нью-йоркской сквозной автострады инженеры запроектировали участок, проходящий через «убежище Монте- сумы», национальный резерват водоплавающей дичи. Хранители национальных парков попытались добиться корректировки трассы. Но инженеры заметили, что если огибать убежище, то разрушение уже построенной части дороги обойдется более чем в 5 миллионов долларов, и федеральное правительство дало разрешение на продолжение строительства автострады через убежище. А разве во Франции мало подобных примеров?
Биотоп — это физическая среда со своими самыми характерными особенностями.
Когда пере классифицируют административным решением ту или иную государственную собственность, чтобы перевести ее в частный сектор, где можно совершать продажи, то уподобляются средневековому служке, который «перекрестил» кролика в карпа, желая поесть мясного в постный день.
Можно ли более ловко отменить один из основных принципов нашего публичного права?
«Марина» — ансамбль, состоящий из причала и дач. Минимум 2 — 3 гектара на одно строение. Большие расхождения в ценах на участки образуются и среди застраиваемых земель в зависимости от разрешенной степени плотности застройки.
Эти «подарки» бывают прямо-таки скандальны, когда крупный застройщик, купив по дешевке «незастраиваемый» участок, добивается затем у властей права на застройку с повышенной плотностью. В таком случае сверхприбыль в значительной мере образуется за счет ограбления предыдущего собственника.
Зоны комплексного благоустройства, учрежденные законом от 30 декабря 1967 г. и декретами от 3 декабря 1968 г. и 30 мая 1969 г., представляют собой зоны, в которых по инициативе государства или общественного учреждения осуществляется оборудование и оснащение участка в целях уступки его частным или общественным пользователям. Государство может пренебречь отрицательным мнением муниципалитета. Операция может быть проведена общественным учреждением или частным предпринимателем, с которым заключается соглашение.
В зонах отсроченного благоустройства, созданных законами oil 26 июля 1962 г., 10 июля 1965 г. и 30 декабря 1967 г., общественный покупатель — государство, местная община, общественное учреждение — имеет право первенства на приобретение участков в случае iixj продажи. Он может купить их по цене, которую они имели за год до создания зоны, с единственной поправкой на валютный кур Потолок цен сохраняется в течение восьми лет -— время существования зоны отсроченного благоустройства; а законом 1971 г. срок и* существования продлен до 14 лег.
Например, в Аквитании, на озере Осгор, был устроен плавательный центр, но таким образом, что сохранялась значительная часть берега, имеющая большую ботаническую ценность. При строительстве туристического центра в Мобюиссоне первая линия дюн, непосредственно у озера, была сохранена, а стройка была начата позади; это сохранило перспективу водной глади, уходящей в лес.
Вот что констатировало Министерство внутренних дел в ответ на письменный запрос («Journal Officiel», 1 septembre 1970): «То обстоятельство, что средиземноморский лес почти не имеет коммерческой стоимости, не побуждает его собственников поддерживать лес в должном порядке» (деликатный эвфемизм). «Подлесок представляет собой непроходимый колючий кустарник больше метра в высоту, который сплошь заполняет целые гектары и при хорошем воздушном токе чрезвычайно быстро загорается на обширных и недоступных площадях. В таких условиях собственники лесов не идут на расходы, связанные с очисткой и поддержанием их участков».
Некоторое имущество, не имеющее особого интереса, может сохраняться для последующей продажи и не является неотчуждаемым.
В бывшем департаменте Сена и Уаза разряды определены только для 1% территории.
государства более скромна. Значительная часть расходов на оснащение и функционирование регионального парка оплачивается местными организациями, которые, кстати сказать, охотно проявляют солидарность, поскольку расположенные в парке сельские и, как правило, бедные общины пользуются существенной финансовой поддержкой со стороны департаментов, больших городов и местных профессиональных организаций.
Связанный с этим определенный экономический подъем имеет то своеобразие, что он направлен на организацию «приема» горожан природой в таких формах, чтобы это влекло за собой возвышение человека: понимание культурных богатств района, интерес к истории и географии местностей раскрытие секретов и самых замечательных сторон пейзажей на пешеходных, конных или лодочных маршрутах, участие молодежи в работах по благоустройству.
Парки должны быть большой народной школой, а не «лавкой» по продаже стандартной культуры. Они должны помогать посетителям открывать оригинальную культуру, а жителям — выражать свою культуру и приобщать к ней туристов.
Природные парки — это ценная, но также и хрупкая вещь.
По мере того как либеральная анархия разрушает живописные ландшафты, на те ландшафты, которые сохраняются, совершаются различного рода посягательства. Их собственники сожалеют об утерянной возможности получать сверхприбыли, которые давала бы им застройка; общины сожалеют, что сохранение природной среды мешает созданию больших туристских центров и получению соответствующих экономических выгод.
Не прошло и шести лет после создания национального парка Вануаз, как некоторые местные депутаты начали выступать за его расчленение и строительство большого лыжноспортивного комплекса. А что же будет через двадцать лет, особенно в региональных парках, где право контроля государства в отличие от национальных парков не выше, чем в любых других районах Франции 9
Весьма велики искушение финансовеге загрязнения, когда парк превращается либо в «клуб» для привилегированных лиц, либо в «луна-парк» с продавцами сосисок.
При открытии национального парка в Пиренеях министр сельского хозяйства, который был тогда и опекуном парков, заявил, что он намерен «заинтересовать комбинированной деятельностью в области досуга и туризма банки и основные финансовые учреждения. Природа будет спасена лишь в том случае, если она будет рентабельна». Но именно во имя «рентабельности» — этого стыдливого выражения понятия «прибыль» — постоянно разрушали природу.
После Вануаз национальному парку в Пиренеях тоже угрожают лыжные станции в долине Маркадо. Л для регионального парка Веркор уже подготавливается проект туристского центра по американскому образцу на 9000 гектаров леса Лант, принадлежащего государству: 7000 мест, дансинги, кегельбаны и специальная территория со львами.
Сама по себе структура природных парков еще не обеспечивает сохранения природы. Нужно прежде всего, чтобы государство или учреждение, управляющее парком, установило общие правила прохода или проезда, приобрело на основе неотчуждаемости важнейшие участки охраняемой территории, а по другим участкам заключило соглашения с собственниками, необходимые для сохранения и открытия для публики их владений.
Экономическая компенсация за все эти ограничения должна быть существенной. Она не должна состоять лишь в приобретении туристического оборудования, рассчитанного к тому же лишь на молодежь определенных социальных слоев; она должна дать оборудование, которым пользовались бы круглый год жители местности, и внести заметное оживление в их жизнь: водоснабжение, электрификация, модернизация жилья, спортивное оборудование, оснащение предметами культуры. Нужно модернизировать сельскую жизнь, а не только развивать туризм. Нужно также создать команды «возрождения — защиты». Лишь при таком условии парки не превратятся в «зоопарки крестьян». Наконец, нужно оборудовать зоны одиночества, уединения, с более трудным доступом, если не хотят, подобно США, превратить национальные парки в «национальные паркинги».
Даже когда ныне проектируемые региональные природные парки станут действительностью, то открытыми будут лишь 7% французской территории.
Расширение региональных природных парков за пределы нынешних наметок представляется затруднительным: их притягательная сила может быть утрачена, а политика оснащения и оживления может оказаться слишком дорогостоящей. Но нельзя вместе с тем основную часть сельского пространства предоставлять анархическому развитию.
В таком случае целесообразно организовать «секторы сельского туристического развития», которые не будут превращены в региональные природные парки, поскольку эти территории довольно густо населены или же не имеют особых культурных и экологических богатств, но все-таки заслуживают внимания благодаря своему пейзажу, климату, характеру и должны быть открыты для туризма при сохранении всего их своеобразия. Именно таково будет предназначение живописных сельских зон.
Межобщинный синдикат, распределяющий местные усилия, составит вместе с государством программу развития и защиты и будет в приоритетном порядке получать помощь от Агентства сельского пространства.