Кривые убывания городского населения
Чтобы уяснить момент и формы перехода от крупной агломерации к сельской местности, необходимо обратиться к «кривой убывания городского населения». Она показывает численность населения вдоль оси большой магистрали, начиная от города и по всем пересекаемым коммунам, то есть она показывает городскую эволюцию пространства. Она может также выразить ее во времени, если мы рассмотрим эволюцию кривой между какими-либо двумя датами.
«Средний индекс убывания города», вычисленный путем сложения численности населения каждой пересекаемой коммуны и деления суммы на число коммун, будет мерой урбанизации пригородов.
Такие кривые были составлены для Парижа и Бордо на расстоянии в 30 километров, начиная от границы города (а не от его центра) по некоторым важным маршрутам: для Парижа к северу по национальному шоссе № 1, к западу по национальному шоссе № 10, к востоку по национальному шоссе № 4; для Бордо к востоку по национальному шоссе № 89 (Бордо — Ли-бурн) и к северу по департаментскому шоссе № 2 (Бордо — Пойак). Данные о численности населения взяты по переписи 1968 года.
Анализ кривых позволяет сделать следующие выводы.
От Парижа к северу, пройдя две очень урбанизированные коммуны Сент-Уэн и Сен-Дени, мы быстро оказываемся в сельской местности.
Рисунок. 13. Кривые убывания городского населения в направлении от Парижа Эволюция городов на расстоянии в 30 км (по данным 1968 г.)
К западу мы достигаем сельской местности, лишь пройдя примерно тридцать километров. До самого Трапа практически идет непрерывный город. После Булонь-сюр-Сен (109 000 жителей) средние города, тысяч по двадцать в каждом: Севр, Шавиль, Вирофле — обеспечивают непрерывную городскую связь с Версалем, продолжением которого является новый город Трап. Тем самым можно лучше понять все опасности, исходящие от этого нового города, который накроет волной бетона все близлежащие деревни и отдалит сельскую среду по меньшей мере еще на десяток километров. К востоку урбанизация достаточно велика от окраин Парижа и до Понто-Комбо; существует опасность ее дальнейшего распространения, если произойдет ныне намечаемая «дикая» урбанизация лесов Грес и Арменвилье.
Напротив, от Бордо, после первой провинциальной коммуны с умеренным уровнем населения (Ле-Буска — 22 000 жителей, Лормон — 10 000 жителей), мы сразу же попадаем в сельскую местность, не пересекая длинных пригородов, характерных для Парижа.
Индекс убывания городского населения, выражающий интенсивность урбанизации пригородов, конкретизирует существенное различие между Парижем и Бордо, а также значительные расхождения между направлениями от Парижа.
30-километровый |
Средний индекс убывания |
маршрут |
городского населения |
|
(по числу жителей) |
От Бордо к северу. |
3 400 |
От Бордо к востоку. |
5 800 |
От Парижа к востоку |
14 100 |
От Парижа к северу. |
17 800 |
От Парижа к западу. |
32 100 |
От Бордо к востоку по национальному шоссе № 89 (Бордо — Либурн)
Города |
Число жителей |
(1968 г.) |
|
Лормон |
10 774 |
Иврак |
1 162 |
Монтюссан |
1 024 |
Бейшак |
731 |
Вайр |
1 845 |
Либурн |
22 123 |
Помроль |
1 116 |
От Бордо к северу по департаментскому шоссе № 2 (Бордо — Пойак).
Города |
Число жителей |
(1968 г.) |
|
Лe-Буска |
22 550 |
Бланкфор |
4 671 |
Парампюйр |
1 670 |
Людон-Медок |
1 504 |
Мако |
2017 |
Лабард |
435 |
Марго |
1 466 |
Суссан |
918 |
Арсен |
242 |
Ламарк |
742 |
Кюссак |
792 |
Бейшевель |
1216 |
От Парижа к северу (национальное шоссе № Г).
Города |
Число жителей (1968 г.) |
Сент-Уэн |
48 886 |
Сен-Дени |
99 268 |
Внльтанез |
7 405 |
Монманьи |
6 584 |
Гроле |
5 442 |
Сен-Брис |
4 804 |
Писко |
497 |
Эзанвиль |
4511 |
Муассель |
980 |
Маффлие |
55 |
От Парижа к востоку (национальное шоссе № 4).
Города |
Число жителей |
Шарантон |
22 300 |
Сен-Морис |
10 477 |
Жуанвиль |
17 467 |
Шампиньн |
70 419 |
Ла-Ке-ан-Бри |
3 009 |
Понто-Комбо |
9 282 |
Озуар-ла-Ферьер |
4 739 |
Грес |
4 559 |
Турнан |
3 430 |
Ле-Шапель-Бурбон |
22 |