Кривые убывания городского населения

Чтобы уяснить момент и формы перехода от крупной агломерации к сельской местности, необходимо обратиться к «кривой убывания городского населения». Она показывает численность населения вдоль оси большой магистрали, начиная от города и по всем пересекаемым коммунам, то есть она показывает городскую эволюцию пространства. Она может также выразить ее во времени, если мы рассмотрим эволюцию кривой между какими-либо двумя датами.

«Средний индекс убывания города», вычисленный путем сложения численности населения каждой пересекаемой коммуны и деления суммы на число коммун, будет мерой урбанизации пригородов.

Такие кривые были составлены для Парижа и Бордо на расстоянии в 30 километров, начиная от границы города (а не от его центра) по некоторым важным маршрутам: для Парижа к северу по национальному шоссе № 1, к западу по национальному шоссе № 10, к востоку по национальному шоссе № 4; для Бордо к востоку по национальному шоссе № 89 (Бордо — Ли-бурн) и к северу по департаментскому шоссе № 2 (Бордо — Пойак). Данные о численности населения взяты по переписи 1968 года.

Анализ кривых позволяет сделать следующие выводы.

От Парижа к северу, пройдя две очень урбанизированные коммуны Сент-Уэн и Сен-Дени, мы быстро оказываемся в сельской местности.

Кривые убывания городского населения в направлении от Парижа

Рисунок. 13. Кривые убывания городского населения в направлении от Парижа Эволюция городов на расстоянии в 30 км (по данным 1968 г.)

К западу мы достигаем сельской местности, лишь пройдя примерно тридцать километров. До самого Трапа практически идет непрерывный город. После Булонь-сюр-Сен (109 000 жителей) средние города, тысяч по двадцать в каждом: Севр, Шавиль, Вирофле — обеспечивают непрерывную городскую связь с Версалем, продолжением которого является новый город Трап. Тем самым можно лучше понять все опасности, исходящие от этого нового города, который накроет волной бетона все близлежащие деревни и отдалит сельскую среду по меньшей мере еще на десяток километров. К востоку урбанизация достаточно велика от окраин Парижа и до Понто-Комбо; существует опасность ее дальнейшего распространения, если произойдет ныне намечаемая «дикая» урбанизация лесов Грес и Арменвилье.

Напротив, от Бордо, после первой провинциальной коммуны с умеренным уровнем населения (Ле-Буска — 22 000 жителей, Лормон — 10 000 жителей), мы сразу же попадаем в сельскую местность, не пересекая длинных пригородов, характерных для Парижа.

Индекс убывания городского населения, выражающий интенсивность урбанизации пригородов, конкретизирует существенное различие между Парижем и Бордо, а также значительные расхождения между направлениями от Парижа.

30-километровый

Средний индекс убывания

маршрут

городского населения

 

(по числу жителей)

От Бордо к северу.

3 400

От Бордо к востоку.

5 800

От Парижа к востоку

14 100

От Парижа к северу.

17 800

От Парижа к западу.

32 100

 От Бордо к востоку по национальному шоссе № 89 (Бордо — Либурн)

Города

Число жителей

(1968 г.)

Лормон

10 774

Иврак

1 162

Монтюссан

1 024

Бейшак

731

Вайр

1 845

Либурн

22 123

Помроль

1 116

От Бордо к северу по департаментскому шоссе № 2 (Бордо — Пойак).

Города

Число жителей

(1968 г.)

Лe-Буска

22 550

Бланкфор

4 671

Парампюйр

1 670

Людон-Медок

1 504

Мако

2017

Лабард

435

Марго

1 466

Суссан

918

Арсен

242

Ламарк

742

Кюссак

792

Бейшевель

1216

От Парижа к северу (национальное шоссе № Г).

Города

Число жителей (1968 г.)

Сент-Уэн

48 886

Сен-Дени

99 268

Внльтанез

7 405

Монманьи

6 584

Гроле

5 442

Сен-Брис

4 804

Писко

497

Эзанвиль

4511

Муассель

980

Маффлие

55

От Парижа к востоку (национальное шоссе № 4).

 

Города

Число жителей

Шарантон

22 300

Сен-Морис

10 477

Жуанвиль

17 467

Шампиньн

70 419

Ла-Ке-ан-Бри

3 009

Понто-Комбо

9 282

Озуар-ла-Ферьер

4 739

Грес

4 559

Турнан

3 430

Ле-Шапель-Бурбон

22

Поделиться:
Добавить комментарий