Кривые убывания городского населения
Чтобы уяснить момент и формы перехода от крупной агломерации к сельской местности, необходимо обратиться к «кривой убывания городского населения». Она показывает численность населения вдоль оси большой магистрали, начиная от города и по всем пересекаемым коммунам, то есть она показывает городскую эволюцию пространства. Она может также выразить ее во времени, если мы рассмотрим эволюцию кривой между какими-либо двумя датами.
«Средний индекс убывания города», вычисленный путем сложения численности населения каждой пересекаемой коммуны и деления суммы на число коммун, будет мерой урбанизации пригородов.
Такие кривые были составлены для Парижа и Бордо на расстоянии в 30 километров, начиная от границы города (а не от его центра) по некоторым важным маршрутам: для Парижа к северу по национальному шоссе № 1, к западу по национальному шоссе № 10, к востоку по национальному шоссе № 4; для Бордо к востоку по национальному шоссе № 89 (Бордо — Ли- бурн) и к северу по департаментскому шоссе № 2 (Бордо — Пойак). Данные о численности населения взяты по переписи 1968 года.
Анализ кривых позволяет сделать следующие выводы.
От Парижа к северу, пройдя две очень урбанизированные коммуны Сент-Уэн и Сен-Дени, мы быстро оказываемся в сельской местности.
Рисунок. 13 |
Кривые убывания городского населения в направлении от Парижа Эволюция городов на расстоянии в 30 км (по данным 1968 г.)
К западу мы достигаем сельской местности, лишь пройдя примерно тридцать километров. До самого Трапа практически идет непрерывный город. После Булонь-сюр-Сен (109 000 жителей) средние города, тысяч по двадцать в каждом: Севр, Шавиль, Вирофле — обеспечивают непрерывную городскую связь с Версалем, продолжением которого является новый город Трап. Тем самым можно лучше понять все опасности, исходящие от этого нового города, который накроет волной бетона все близлежащие деревни и отдалит сельскую среду по меньшей мере еще на десяток километров. К востоку урбанизация достаточно велика от окраин Парижа и до Понто-Комбо; существует опасность ее дальнейшего распространения, если произойдет ныне намечаемая «дикая» урбанизация лесов Грес и Арменвилье.
Напротив, от Бордо, после первой провинциальной коммуны с умеренным уровнем населения (Ле-Буска — 22 000 жителей, Лормон — 10 000 жителей), мы сразу же попадаем в сельскую местность, не пересекая длинных пригородов, характерных для Парижа.
Индекс убывания городского населения, выражающий интенсивность урбанизации пригородов, конкретизирует существенное различие между Парижем и Бордо, а также значительные расхождения между направлениями от Парижа.
30-километровый | Средний индекс убывания |
маршрут | городского населения |
| (по числу жителей) |
От Бордо к северу . | 3 400 |
От Бордо к востоку . | 5 800 |
От Парижа к востоку | 14 100 |
От Парижа к северу . | 17 800 |
От Парижа к западу . | 32 100 |
От Бордо к востоку по национальному шоссе № 89 (Бордо — Либурн)
|
От Бордо к северу по департаментскому шоссе № 2 (Бордо — Пойак)
|
От Парижа к северу (национальное шоссе № Г)
|
От Парижа к востоку (национальное шоссе № 4)
Города | Число жителей |
Шарантон........................ | . . 22 300 |
Сен-Морис....................... | . . 10 477 |
Жуанвиль........................ | . . 17 467 |
Шампиньн....................... | . . 70 419 |
Ла-Ке-ан-Бри.................... | 3 009 |
Понто-Комбо.................... | 9 282 |
Озуар-ла-Ферьер . . . | 4 739 |
Грес................................. | 4 559 |
Турнан ............................ | 3 430 |
Ле-Шапель-Бурбон . . | . . 122 |