Логизм и алогизм

Логизм - это качественная основа материального мысли­тельного процесса, приближающая к познанию истины. Это знания в их общем значении, как система понятий, отража­ющих реальную действительность, материальный мир в его непрерывности движения, изменения, развития, эволюции. Логизм есть положительный результат познавательного про­цесса законов материального мира.

Алогизм - это состояние материального мыслительно­го процесса, оно есть противоположность логизму, неотра­жающее реальную действительность, удаляющее человека от познания истины. В материальном мире всё имеет свою противоположность, мыслительная деятельность не является исключением.

Логизм и алогизм - это единство противопо­ложностей, качественно различные состояния материального мыслительного процесса, знания и незнания.

При взаимодействии положительного качества мыслитель­ного процесса с реальной действительностью расширяется круг знания, незнание уступает место знанию законов материально­го мира («с кем поведёшься, от того и наберёшься» - гласит русская пословица). Это путь к совершенству знания, измене­ния качества мыслительного процесса в направлении относи­тельно более сложных понятий. То, что было незнанием (это не пустое место) становится знанием.

Пример алогизма

Пример: вместо поня­тия «бог отец, бог сын, бог дух святой» (незнание) становится положительное знание, понятия реальной действительности. Всё познаётся в сравнении. Оно отражает действительность, изменение, движение, эволюцию материального мира. Так происходит поступательное совершенство познания истины через «борьбу» (взаимодействие) противоположностей, начи­ная с детского возраста, в течение всей жизни человека («век живи, век учись»), в поколениях, в эволюции человеческого общества - состояния проб и ошибок, знания и незнания. Есть такие «мыслители», которые пишут трактаты, в которых пы­таются утверждать, что «понятия незнание не существует», есть только знание. Это яркий пример алогизма.

Знание и не­знание - это качественно разные состояния материального мыслительного процесса. В этом состоит единство противо­положностей. Пишут и произносят с высоких трибун, в религиозных проповедях такие выражения: «истина всегда конкретна», «истина в последней инстанции», «наступил момент истины», «истинный бог» и другое нечто подобное, как «само собой разумеющееся».

Всё это риторика, упражнение в «красноре­чии». Соотношение понятий конкретного, то есть частного и абстрактного (общего) представляет собой диалектическое единство противоположностей. Нельзя понять глубины кон­кретного (частного) без абстракции, то есть общего. В биологии есть понятия вид, род, семейство и ещё боль­шой ряд других. Это соподчинённые категории (суборди­нация), отражающие систему родства, генетическую связь в эволюции представителей живой природы.

Пример: каждый вид представляет собой «конкретный» объект, часть опреде­лённого рода - это «абстракция», вышестоящий таксон по от­ношению к видам данного рода. Каждый «конкретный» род есть часть семейства и так далее по восходящим системати­ческим категориям - порядок (в ботанике), подкласс, класс и выше.

Виды - это «абстрактные» таксоны последовательно в отношении нисходящего ряда всех внутривидовых системати­ческих подразделений. Конкретное и абстрактное — это един­ство. Всё относительно.

Поделиться:
Добавить комментарий