Логизм и алогизм
Логизм - это качественная основа материального мыслительного процесса, приближающая к познанию истины. Это знания в их общем значении, как система понятий, отражающих реальную действительность, материальный мир в его непрерывности движения, изменения, развития, эволюции. Логизм есть положительный результат познавательного процесса законов материального мира.
Алогизм - это состояние материального мыслительного процесса, оно есть противоположность логизму, неотражающее реальную действительность, удаляющее человека от познания истины. В материальном мире всё имеет свою противоположность, мыслительная деятельность не является исключением.
Логизм и алогизм - это единство противоположностей, качественно различные состояния материального мыслительного процесса, знания и незнания.
При взаимодействии положительного качества мыслительного процесса с реальной действительностью расширяется круг знания, незнание уступает место знанию законов материального мира («с кем поведёшься, от того и наберёшься» - гласит русская пословица). Это путь к совершенству знания, изменения качества мыслительного процесса в направлении относительно более сложных понятий. То, что было незнанием (это не пустое место) становится знанием.
Пример алогизма
Пример: вместо понятия «бог отец, бог сын, бог дух святой» (незнание) становится положительное знание, понятия реальной действительности. Всё познаётся в сравнении. Оно отражает действительность, изменение, движение, эволюцию материального мира. Так происходит поступательное совершенство познания истины через «борьбу» (взаимодействие) противоположностей, начиная с детского возраста, в течение всей жизни человека («век живи, век учись»), в поколениях, в эволюции человеческого общества - состояния проб и ошибок, знания и незнания. Есть такие «мыслители», которые пишут трактаты, в которых пытаются утверждать, что «понятия незнание не существует», есть только знание. Это яркий пример алогизма.
Знание и незнание - это качественно разные состояния материального мыслительного процесса. В этом состоит единство противоположностей. Пишут и произносят с высоких трибун, в религиозных проповедях такие выражения: «истина всегда конкретна», «истина в последней инстанции», «наступил момент истины», «истинный бог» и другое нечто подобное, как «само собой разумеющееся».
Всё это риторика, упражнение в «красноречии». Соотношение понятий конкретного, то есть частного и абстрактного (общего) представляет собой диалектическое единство противоположностей. Нельзя понять глубины конкретного (частного) без абстракции, то есть общего. В биологии есть понятия вид, род, семейство и ещё большой ряд других. Это соподчинённые категории (субординация), отражающие систему родства, генетическую связь в эволюции представителей живой природы.
Пример: каждый вид представляет собой «конкретный» объект, часть определённого рода - это «абстракция», вышестоящий таксон по отношению к видам данного рода. Каждый «конкретный» род есть часть семейства и так далее по восходящим систематическим категориям - порядок (в ботанике), подкласс, класс и выше.
Виды - это «абстрактные» таксоны последовательно в отношении нисходящего ряда всех внутривидовых систематических подразделений. Конкретное и абстрактное — это единство. Всё относительно.