Проблемы ресурсосбережения в городском хозяйстве.

Ресурсосбережение является не только хозяйственно-экономической проблемой, но в значительной степени экологической. Повышенный расход, например, воды в городах истощает запасы этого природного ресурса. Неоправданно большое его потребление увеличивает сбросы отработанных вод, которые необходимо очищать прежде, чем слить в водоемы.

Особо опасно экологически нерациональное энергопотребление. Для выработки электроэнергии, обеспечения горячим водоснабжением и обогрева зданий сжигается огромное количество топлива. Засоряют атмосферу, вместе с осадками попадают в почву, наружные и подземные воды.

Сказанное, в первую очередь, относится к России, где климат более суровый, чем в Европе и США. Кроме того, с первых лет становления РСФСР власть проводила строительную политику, направленную на возведение в городах предельно экономичного жилья для трудящихся и сооружений социально-бытового обслуживания. Здания ограждали стенами, обладающими минимумом теплотехнических свойств. Для удешевления инженерных систем не ставили счетчиков расходов воды и тепла,

Такая строительная политика настолько укоренилась, что была распространена на сборное домостроение второй половины XX в. В зданиях не предусматривали ресурсосберегающие технологии, требующие дополнительных затрат. Применяли устаревшие, как правило, ресурсоёмкие электрические, водяные и тепловые системы. Сборные детали упрощали. В результате потери тепловой энергии через ограждающие конструкции оказались на 20 — 30% выше нормативных, а сами дома — наиболее энерго расточительными в практике российского домостроения. Рассчитывали на неиссякаемые запасы природных ресурсов, которыми богата наша страна.

С другой стороны, государство проводило в жизнь идею централизации производства и, в частности, городского хозяйства.

 Стимулировало строительство тепловых комплексов большой производительности. Мощные теплоэлектростанции снабжают города не только электроэнергией. Целые городские районы получают теплоносители от этих станций. Разводка тепла к каждому дому потребовала устройства разветвленной сети тепловых коммуникаций. В России обедая протяженность таких сетей достигает 125 тыс. км, т. е. втрое больше, чем длина экватора.

Трубопроводы, выполненные из нелегированной стали, оказались недолговечными, поскольку она подвержена интенсивной коррозии. Сроки их службы в 2 — 4 раза ниже нормативных. Влагоемкая теплоизоляция этих труб со временем потеряла большую часть своих свойств. Из-за утечек и потери теплозащиты в трубопроводах теряется примерно 25 — 35% тепла.

В центральных тепловых пунктах (ЦТП) применено устаревшее оборудование.

Кожухотрубные водонагреватели имеют низкий коэффициент полезного действия и подвержены быстрой коррозии. Отсутствуют современные расходомеры автоматического регулирования под заданные режимы эксплуатации.

Жизненный менталитет российских горожан также не способствует ресурсосбережению. Они привыкли сугубо потребительски относится к отоплению помещений, расходам газа, холодной и горячей воды, как к практически бесплатным услугам. Только электроэнергию стремятся беречь, поскольку ее учет доведен до каждой квартиры и величина оплаты зависит от расходов.

Таким образом решение проблемы ресурсосбережения лежит в двух плоскостях:

  1. совершенствования инженерных систем и технологий;
  2. стимуляции сокращения потребления ресурса непосредственно у каждого прибора расходной аппаратуры.

Модернизация инженерных систем - основа энергосбережения. С учетом специфики городского хозяйства России намечена модернизация по определенным направлениям. Они положены в основу преобразования жилищного и коммунального хозяйства страны.

  1. Первое направление - создание энергосберегающих зданий, повышение теплотехнических свойств ограждающих конструкций. В новом строительстве предусмотрено внедрение ограждений с повышенными изоляционными свойствами, тепло эффективных оконных и наружных дверных блоков. При реконструкции и капитальном ремонте необходимо нанесение на стены слоев из современных теплоизоляционных материалов. Для повышения теплоизоляционных свойств оконных и дверных блоков возможна их замена на новые. Альтернатива этому — нанесение на стекла специальных, отражающих тепло, покрытий с уплотнением притворов оконных и дверных створок.
  2. Второе направление - пересмотр концепции теплоснабжения городов. Вместо повсеместной централизации, когда одной ТЭЦ обслуживаются целые районы, применять и альтернативные источники. Там, где это экономически оправданно, использовать автономные котельные на один два дома, работающие на электроэнергии или газе. Шире внедрять солнечные и другие теплоустановки: преобразователи энергии ветра и морских прибоев. Это позволит сократить потери тепла в трубопроводах большой протяженности.
  3. Третье направление - ориентация на применение трубопроводов из стойких к коррозии материалов при прокладке и перекладке водо-проводящих сетей; приоритетность внедрения полимерных материалов и теплоизоляции из невлагоемких высокоэффективных утеплителей.
  4. Четвертое направление - внедрение полностью автоматизированных устройств, что может решить проблему повышения эффективности работы инженерных инфраструктур путем регулирования и оптимизации работы агрегатов. Необходимо комплексно механизировать нею цепь оборудования, взаимосвязав их мощность в соответствии с предназначением.
  5. Пятое направление - изменение технологии теплообменных процессов. Следует направить деятельность коммунальных служб на совершенствование систем. Из технологической цепи исключать ненадежные устройства вращательного действия. Заменять бойлеры на установки новых поколений, например, на трансзвуковые струйно-форсуночные аппараты, не содержащие трущихся деталей.
  6. Шестое направление - решить проблему контроля за техническим состоянием оборудования и трубопроводов. Использовать новые технологии подготовки воды и очистки от отложений на внутренних поверхностях теплообменников и котлов. Применять новые методы прочистки подземных сетей тепло- и водоснабжения, в том числе бесфаншейным способом.
  7. Седьмое направление — ориентировать жильцов и работников коммунальных служб на новые способы пользования водопроводящими системами зданий. Следует считать приоритетным применение более надежной расходно-запорной арматуры, новых принципов работы и современных санитарно-технических устройств.

Стимулирование ресурсосбережения возможно при условии модернизации инженерных систем в оптимально действующем правовом и инвестиционном поле. Требуется и экономико-правовое обеспечение потребления ресурсов и услуг каждым пользователем.

Модернизация инженерных систем заключается, прежде всего, в обеспечении жилья и общественных учреждений индивидуальными приборами учета расходов. Такими расходомерами должны быть оборудованы не только домовые электрохозяйства, но и системы отопления, газоснабжения, водопроводы холодной и горячей воды.

Оплата за фактические расходы, а не усредненные и обезличенные, явится стимулом экономии. Каждый жилец, получая ежемесячную информацию, поймет зависимость бюджета семьи от расхода ресурсов. Потребитель будет бережно относиться к этим ресурсам, начнет регулировать потребление. Однако для достижения эффекта приборы учета необходимо установить в квартирах или, в крайнем случае, в каждой секции.

Счетчиками расхода холодной воды измеряют ее количество, проходящее через подводящую систему. Эти приборы наиболее просты, хотя погрешность измерений находится в пределах 2%. Проверять их нужно раз в два года.

Более сложны теплосчётчики, поскольку ими фиксируют не только расходы жидкости. Учитывают температуру теплоносителя. На отоплении отражают потребление тепловой энергии, разность давления и температур в прямом и обратном трубопроводах. На этих системах устанавливают контроллеры подачи тепла в теплообменники. Ими вручную или автоматически регулируют расходы в зависимости от необходимой температуры воздуха в помещении.

Приборам учета необходима память, в которой хранятся среднечасовые параметры работы за 30 суток и суточные данные за год. Погрешность от счетов по расходу жидкости не должна превышать 2%, по количеству тепловой энергии — 4%, а межповерочный интервал — 2 года.

Экономическое и правовое стимулирование — одно из условий эффективного управления процессами ресурсосбережения.

Здесь только отмечается, что несовершенство правовых актов приводит к отсутствию в муниципалитетах городов финансовых возможностей ремонта и замены устаревшего оборудования. Поэтому в стране ежегодно перекладывают в 10 раз меньше систем, чем требуется из условий естественного износа. Примерно в такой же пропорции реконструируют ЦТП. Все это отрицательно влияет на природную среду обитания. Однако ее действенная охрана возможна только при условии модернизации коммунального хозяйства городов.

Проблемы охраны окружающей среды и ресурсосбережения тесно увязаны между собой. Повышенные расходы воды в городском хозяйстве влекут за собой нарушение экологического баланса в гидросфере. Увеличиваются и объемы жидких отходов канализации, попадающих не только в водоемы, но отрицательно действующие на литосферу.

Обработка горячей воды, как и выработка электроэнергии, требует возведения ТЭЦ.

Они же засоряют атмосферу газообразными веществами и сажей. Таким образом, ресурсосберегающие мероприятия двойственны. Их осуществление дает социальный эффект удешевления услуг городского хозяйства, уменьшает трудоемкость работ. С другой стороны, эти мероприятия носят природоохранный характер, так как с их помощью можно достичь уменьшения экологического риска эксплуатации городских территориальных образований.

Поделиться:
Добавить комментарий