Природный каркас городов.

Природный каркас городов планировочно строят, учитывая его величину, профиль градообразующей базы и характерные особенности биосферы. Подходы к построению такого каркаса весьма индивидуальны. Однако определенные рекомендации градостроителей и экологов учитывают обязательно.

  1. Во-первых, объединяют крупные зеленые массивы города с элементами экологического каркаса окружающей территории. Эти элементы расценивают как логическое продолжение природного каркаса города.
  2. Во-вторых, увязывают элементы городского каркаса в единую систему. Зеленые насаждения включают в «сетку» экологических связей, на пересечении которых стараются формировать зеленые массивы.
  3. В-третьих, обеспечивают проникновение относительно автономных частей каркаса во все планировочные структуры города — жилые районы и микрорайоны, промышленные и коммунально-складские зоны.

Эти части каркаса формируют одновременно с развитием архитектурно-планировочной структуры города, возведением новых городских массивов.

Из изложенного выше следует, что создание устойчиво развивающихся городов, населенных пунктов и их агломерагщй основывается на разработке экологических каркасов. Они применимы для планировочных образований различной величины. Системы более низкого уровня не могут быть созданы без учета эколого-планировочных решений высшего уровня.

В концепции устойчивого развития городов, провозглашенной ООН, понятие городской среды обитания не ограничивается экологическими аспектами взаимодействия человека и природы. Город рассматривают как целостный антропо-природный комплекс, где обществом должны быть обеспечены и сохранены для потомков оптимальные условия существования. Не в ущерб экологической составляющей усилена привлекательность городской среды за счет упорядочения хозяйственно-экономической деятельности и расширения различного вида услуг.

Приток населения в города связан с их притягательностью, которая заключается в том, что крупные населенные пункты являются центрами трудовой деятельности.

Полифункциональные города обеспечивают многообразие средств существования и предоставляют возможность выбора рабочих мест. Одновременно открывается широкий спектр культурных и социальных услуг. Объединение разнообразных мест приложения труда и удовлетворение социально-бытовых потребностей очень важны для человека XXI века. Среду обитания, в полной мере обладающую такими свойствами, признают оптимальной, но только при условии обеспечения защиты от отрицательного воздействия, вызываемого концентрацией людей на небольших площадях.

Однако по заключению ООН большинство современных городов обладают отрицательными свойствами, основными из которых являются:

  • интенсивное загрязнение окружающей среды продуктами хозяйственной деятельности, сконцентрированной в одном месте;
  • нарушение баланса в использовании трудовых ресурсов коренного населения, изменения свойств занимаемой аборигенами «экологической ниши»;
  • недостаточный уровень жилищных, лечебных и санитарно-гигиенических услуг, вызванный перенаселенностью и скученностью;
  • расширение городских территорий, что влечет за собой удаление друг от друга пунктов притяжения населения и связанное с этим ухудшение транспортного обслуживания, если не решены проблемы интенсификации и организации движения;
  • недостаточное водо и энергоснабжение, водоотведение и утилизация твердых отходов.

В связи с изложенным можно определить узловые проблемы устойчивого развития городов. Одна из них — это долгосрочное планирование экономической и производственно-хозяйственной деятельности.

Существует потребность в развитии градообразующей базы с созданием разнообразных мест приложения труда.

Это важно для жителей, поскольку открываются широкие возможности выбора рабочих мест. При определении состава производств следует учитывать сложившиеся у населения стереотипы. Задействовать в производстве и хозяйстве людские ресурсы в соответствии с их демографо-трудовыми особенностями и квалификацией.

Другая проблема формирования градостроительной базы связана с экологической безопасностью среды обитания. Необходимо внедрение во все производства ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. Нужно совершенствовать и строить сооружения очистки и утилизации твердых и жидких отходов.

Еще она проблема — это рациональное развитие инженерных инфраструктур жизнеобеспечения города. Цель их развития заключается в удовлетворении потребностей населения в таких ресурсах, как чистая вода, электричество и другая энергия, системы слабых токов и т.д.

К системам инженерной инфраструктуры относится и транспортная. Необходимо постоянное улучшение транспортного обслуживания горожан путем реконструкции существующей улично-дорожной сети, совершенствования организации городского движения и связей с внешним транспортом.

Социальную политику рекомендуют ориентировать на увеличение палитры культурно-бытовых услуг. Рационально всеми средствами расширять систему объектов культуры, отдыха и торговли. В связи с возникшей потребностью в религиозно-культовых сооружениях восстанавливать их и строить новые.

В городах весьма остра проблема сохранения ландшафтов.

В целях предотвращения их деградации следует щадяще использовать земельные ресурсы. Оптимально сочетать освоение новых территорий с уплотнением существующей застройки. Учитывать, что расширение городов, помимо прочих следствий, влечет за собой проблему транспортных перевозок на большие расстояния.

Устойчивая и экологически оптимальная городская среда обитания может быть создана только при рациональном сочетании хозяйственной деятельности с природоохранными мероприятиями. Поэтому по рекомендациям ООН стратегию и тактику содержания и развития городов необходимо строить на принципах комплексного подхода к объемно-планировочной организации территорий. Такая организация является предметом градостроительного планирования. Следовательно, в соответствии с концепцией ООН градостроительство неразрывно связано с организацией оптимальной среды обитания, экологически достаточно чистой и обязательно устойчивой во времени.

Поделиться:
Добавить комментарий