Первая монография посвященная русским биологам.
Первый настоящей монографии посвящен русским биологам, которые задолго до появления знаменитого труда Дарвина о происхождении видов развивали в своих работах мысли о изменчивости растений и животных и о историческом развитии живых организмов, следовательно, стояли на эволюционной точке зрения. Их труды постепенно подготовили умы к восприятию теории Дарвина, с начала 60-х годов сделавшейся известной в России, где эта теория была встречена с большим сочувствием как что-то давно знакомое, но основанное на весьма большом количестве фактов, по состоянию науки не известных ранее.Я начал работать над этой темой тридцать лет тому назад, с 1920 г., возвращаясь к ней как только позволяли обстоятельства. В первый раз я сообщил о плане этой работы и ее начальных результатах 15 февраля 1920 г., выступив в научном обществе с докладом «Русские эволюционисты до Дарвина», где рассказал о воззрениях Г. Е. Щуровского, К. Ф. Рулье и А. Н. Бекетова.
В процессе дальнейшей работы постепенно выяснилось, что число русских эволюционистов до-дарвиновского времени гораздо более значительно, и среди них имеется немало таких, деятельность которых совершенно забыта, причем они остались неизвестными в истории русской науки. Годы 1934 — 1938 были периодом моей интенсивной работы в ленинградских архивах, которая продолжалась и в 1945 - 1947 гг.
Уже до начала Великой Отечественной войны план работы и ее объем вполне определились, и тогда же был написан первоначальный вариант первого тома и был собран материал для дальнейших томов.
Следует отметить, что в то время, когда эта работа начиналась, историей естествознания интересовались мало и эта область была почти не разработана, в частности, историей эволюционной идеи в России почти не занимались.
Такое положение резко изменилось, когда изучение истории отечественной науки было поставлено на очередь И. В. Сталиным. 16 ноября 1944 г. президент Академии Наук СССР акад. В. Л. Комаров информировал Президиум АН о своей беседе с И. В. Сталиным по этому поводу: «Война показала, — сказал В. Л. Комаров, — как важно, чтобы в народной памяти сохранились великие образы прошлого, чтобы народ дорожил своими историческими культурными и научными ценностями, чтобы народ знал и любил творчество великих корифеев науки, чтобы молодежь воспринимала науку в историческом аспекте. В этом свете огромную важность приобретает история естествознания, связанная с развитием научного мировоззрения в целом.
«Товарищ Сталин придает серьезнейшее значение истории естествознания и созданию научного центра по истории мирового и отечественного естествознания в системе Академии Наук СССР. В беседе со мной Иосиф Виссарионович выразил удивление по поводу отсутствия такого института в Академии Наук. „Это чрезвычайно важное дело, — сказал товарищ Сталин. — Молодежь в особенности должна знать историю науки"». [1]
Выполняя эти предначертания, Академия Наук организовала в 1944 г. Институт истории естествознания, возглавляемый в настоящее время чл.-корр. АН СССР X. С. Коштоянцем. При Академии Наук работает также ряд комиссий, занимающихся историей знаний. Вместе с тем облегчена возможность публикаций больших работ по истории естественных наук.
Таким образом, на склоне лет я имею радость видеть, что и моя долголетняя работа в этой области, начатая исключительно из чувства любви к родной науке, не оказалась бесполезной.
В основу настоящего тома положена моя публикация 1947 г. под заглавием «Очерки по истории эволюционной идеи в России», дополненная новыми исследованиями и значительно переработанная в соответствии с ценными и правильными критическими замечаниями, сделанными мне рядом товарищей в 1948 — 1950 гг. Первый том охватывает XVIII и начало XIX в. и состоит из семи очерков, посвященных М. В. Ломоносову, П. С. Палласу, К. Ф. Вольфу, А. А. Каверзневу, М. А. Таушеру, Я. К. Кайданову и Л. Я. Боянусу.
Второй том, вышедший из печати в 1951 г., посвящен русским эволюционистам первой половины XIX в. и содержит. сведения о жизни и трудах К. М. Бэра, X. И. Пандера, Э. И. Эйхвальда, Д. И. Соколова, П. Ф. Горянинова, М. А. Максимовича и Г. Е. Щуровского.
Подготовлен к печати также третий том, который и завершает монографию. В него входят очерки, посвященные эволюционным воззрениям русских революционеров-демократов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Много места отведено научной деятельности К. Ф. Рулье и его ближайших учеников, а также ботаникам Л. С. Ценковскому и А. Н. Бекетову.
Считаю долгом благодарить Дирекцию и Ученый совет Института истории естествознания за содействие, оказанное мне при выпуске этой книги.
С признательностью я вспоминаю помощь, оказанную моей работе со стороны Архива АН СССР в лице его директора и научных сотрудников. Благодарю также всех других научных работников, указаниями которых я пользовался при написании этой книги.
Под эволюцией мы разумеем ряд последовательных причинно связанных изменений, которым подвергаются во времени те или иные природные тела или явления. Такой эволюции — быстрой или медленной, непрерывной или прерывистой — подвержены все тела природы, как живой, так и неживой. В природе ничто не стоит на месте, но вечно изменяется, как бы движется в том или ином направлении. Эволюция представляет собою процесс космический, т. е. протекает во всей вселенной, начиная с небесных тел и кончая живыми организмами. В органическом мире процесс эволюции иногда называют процессом превращения или трансформизма. [2]
Научная дисциплина, которая ставит задачей изучить и объяснить этот вечный, постоянно идущий в природе процесс изменений, называется теорией развития, или эволюционной теорией. В области биологии эволюционная теория стремится, таким образом, объяснить с исторической точки зрения закономерности происхождения и развития животных
и растений. Она имеет в настоящее время важнейшее значение, охватывая и пронизывая все биологические дисциплины. «Эволюционный метод, — говорит И. В. Сталин, ссылаясь на Ламарка и Дарвина, — поставил на ноги биологическую науку». [3]
Эволюционная идея сама по себе не представляет чего- либо совершенно нового. Первые ее проблески мы находим еще у философов античной древности, например у материалистов милетской школы и в особенности у эфесского философа VI в. до н. э. Гераклита, автора знаменитого изречения все течет. О его учении В. И. Ленин сказал: «Очень хорошее изложение начал диалектического материализма».[4]
Сходные с греческими философами мысли высказывал римский поэт и ученый I в. до н. э. Тит Лукреций — представитель античного атеизма и материализма. В своей знаменитой поэме «De rerum natura» (О природе вещей) он учил, что все вещи в мире преходящи и что природа постоянно изменяется и обновляется.
В течение многих последующих веков, протекших со. времени античной древности, эволюционная идея в том или ином виде не раз высказывалась учеными разных стран. Многие из этих высказываний лишь отчасти опирались на факты и носили иногда умозрительный характер, так как доказательного материала собрано не было. Такие мнения отдельных ученых мало влияли на общий ход развития науки, где с давних пор прочно укоренился метафизический взгляд на природу как на нечто неизменное, созданное в готовом виде путем творческого акта, т. е. сверхъестественным, чудесным образом.
Однако такое положение к концу XVIII в. и особенно в начале XIX в. подверглось значительному изменению.
Как известно, XVIII в. и начало XIX в. были периодом оживленного развития промышленного капитализма. На службу производству пришла новая могучая сила — пар.. Паровая машина, изобретенная в России в 1763 г. Иваном Ползуновым, а позже, на Западе — Уайтом, получила широкое применение. Рост техники совершенно изменил характер прежнего ручного производства, которое стало вытесняться машинным. В связи с новым этапом развития промышленности небывало возрос спрос на ископаемое топливо и на металлы, в особенности на железо. Разведка и добыча полезных ископаемых вызвала большой интерес к геологии, которая выросла в особую науку и, расширив рамки первоначальных заданий, стала заниматься: вопросами строения и развития нашей планеты. Исторический подход к вопросу об образовании лика земли, способствовал развитию идеи эволюции. Эта точка зрения была перенесена и на живую природу, так как развитие: геологии тесно связано с развитием палеонтологии. Были найдены формы животных и растений, совершенно не сходных с ныне живущими. Число таких форм, вначале очень ограниченное, стало быстро возрастать. Эти находки внушали убеждение, что органическая природа подвержена крупным переменам и что мир древних животных и растений так или иначе связан с современным.
Развитие сельского хозяйства с практической селекцией, наблюдения над домашними животными, первые опыты акклиматизации в свою очередь поставили вопрос об изменяемости живых организмов.
Все это в совокупности способствовало тому, что в умах; более выдающихся людей стала утверждаться идея, что. наша планета с ее обитателями является не продуктом творческого акта, но результатом длительного, исторического естественно протекающего процесса.
Развитию таких воззрений в большой мере способствовала также усиленная экспедиционная деятельность, имевшая место в эту эпоху в связи с поисками новых источников сырья и новых торговых путей. Эта работа шла во всесветном масштабе. В России она получила особенно широкий размах в XVIII в. Достаточно назвать великую северную экспедицию Беринга, исследование Камчатки Степаном Крашенинниковым (1737 — 1741), географические открытия на Дальнем Востоке Георга Стеллера (1741 — 1744), путешествие по Сибири Гмелина-старшего (1733 — 1743), грандиозную пятилетнюю экспедицию акад. Палласа от Петербурга до Забайкалья (1768 — 1773), путешествия акад. Ивана Лепехина в Поволжье и на север России (1768 — 1772), путешествие по южной России и Кавказу Гмелина-младшего (1768 — 1774), которое стоило ему жизни, семилетнюю экспедицию в южную Россию и на Кавказ акад. Гюльден-штедта (1768 — 1775), экспедицию на юго-восток России и в Сибирь Георги (1770 — 1774), путешествие на юг; России акад. Василия Зуева (1781 — 1782), поездки акад. Николая Озерецковского по озерам северной и средней России, и т. д.
[1] Акад. В. Л. Комаров. Волнующая беседа. Вестн. АН СССР, 1945, № 1 — 2, страница 8 — 9. Смотрите также: Материалы к истории Академии Наук СССР за советские годы. Под ред. акад. С. И. Вавилова. Изд. АН СССР, 1950, страница 291.
[2] Под трансформизмом иные разумеют нечто отличное от биологической эволюции, для чего, однако, нет оснований. Вот классическое определение этого термина, данное в 1901 г. известным зоологом-дарвинистом В. М. Шимкевичем: «Трансформизм, или учение о происхождении организмов, друг от друга путем видоизменений, есть частное применение К органическому миру идеи эволюции или постепенного развития всего существующего».
[3] И. В. Сталин. Анархизм или социализм Госполнтнздат, 1949, страница 9.
[4] В. И. Ленин. Философские тетради. 1947, страница 291.