Яков Кузьмич Кайданов — русский эволюционист
К числу русских эволюционистов первой четверти XIX в. надо отнести врача Якова Кузьмича Кайданова, деятельность которого в этом направлении осталась неотмеченной в истории эволюционной идеи. Петербург 20 — 30-х годов хорошо знал доктора медицины Кайданова, профессора Медико-хирургической академии, имевшего в столичных кругах большую практику и славу искусного терапевта.
Этот популярный врач был также натуралистом-философом, автором замечательной диссертации на латинском языке, где он проводил новые взгляды на происхождение человеческого рода и на отношение его к миру животных и растений. Взгляды эти в России того времени были необычны и противоречили традиционным воззрениям. Поэтому почти никто из тогдашних врачей и биологов не отозвался на мысли Кайданова. Под влиянием этого всеобщего равнодушия и даже осуждения «пылких умствований» автор забросил свои идеи и занялся практической медицинской и служебной деятельностью. По этой дороге он ушел далеко, но после его смерти имя его было основательно забыто.
Гораздо более известно имя его старшего брата — историка Ивана Кузьмича Кайданова, профессора Александровского лицея, где учился Пушкин. Иван Кайданов написал ряд учебников истории для высшей и средней школы, которые выходили многими изданиями и в 30-х годах пользовались большой популярностью. Целые поколения учились, «по Кайданову». Его учебник всемирной истории (СПб., 1821) выдержал 16 изданий.
Яков Кузьмич Кайданов, напротив, написал очень мало мы знаем лишь одну оригинальную его работу — философский трактат на латинском языке, где он выступает защитником идеи исторического развития органического Мира. Однако и книга и личность ее автора заслуживают того, чтобы извлечь их из забвения.
Яков Кузьмич Кайданов родился в 1779 г. в местечке Лохвицы Лубенского повета (в теперешней Полтавской области), в бедной семье дьячка. Благодаря отличным способностям он блестяще окончил духовную семинарию и попал в Киевскую духовную академию, однако, кончать академию не стал и, дойдя до философского класса» перешел в 1799 г. в Петербургскую медико-хирургическую академию которое и, окончил в 1803 г., 24 лет от роду, со званием лекаря.
В училище Кайданов работал очень усердно, [1] овладел иностранными языками и, еще будучи студентом, перевел на русский язык справочное руководство Консбруха для молодых врачей.
Перевод был издан на средства Академии, и это обстоятельство сразу выделило Кайданова из круга сверстников. Однако, получив диплом лекаря и не имея личных средств к существованию, он должен был уехать на службу в провинцию и поступил врачом в артиллерийскую часть, стоявшую в Либаве. Впрочем, хорошая репутация, завоеванная им еще в бытность студентом, скоро помогла ему вернуться в Петербург. В том же году он устроился младшим лекарем в Петербургском военном госпитале.
Как раз в это время военное ведомство было озабочено организацией ветеринарной службы и созданием в Медико-хирургической академии центра для подготовки врачей-ветеринаров. С этой целью было решено послать за границу несколько способных молодых врачей для специализации в этой области, и в числе прочих выбор пал на Кайданова. [3] Таким образом, вместо Либавы он очутился в Вене, где и пробыл около четырех лет с 1803 по 1807 г. Он не только занимался там ветеринарными науками, но с огромным интересом примкнул к изучению тех философских и общебиологических проблем, которые интересовали тогдашнюю университетскую молодежь.
Начало XIX века было в науке эпохой знаменательного брожения. Замечательная речь Кильмейера, которую он произнес 11 февраля 1793 г. в Штуттгартской академии, поставила в порядок дня ряд новых и смелых проблем о жизни и законах органической природы. Эта речь направила умы естествоиспытателей и врачей на новые пути и оплодотворила даже философов. Дело в том, что XVIII век накопил огромный арсенал фактов описательного естествознания. К концу века возникло неудержимое стремление осмыслить эти факты, обобщить их, найти связывающие их закономерности, хотя бы ценой гипотетических построений. Вопросы о сущности и происхождении жизни, о формах, в которых она осуществляется на нашей планете, о связи живой и неживой природы, о соотношении отдельных групп живых существ между собой, о силах, действующих в живых телах, и т. д. — вот темы, усиленно занимавшие тогда умы естествоиспытателей и врачей. Надо заметить, что в ту пору связь между естествознанием и медициной была весьма тесной, биология еще не обособилась от медицины, тем более, что большинство ученых биологов того времени были по своей специальности либо врачами, либо учениками врачей.
Шеллинг дал этой тяге к обобщениям философское выражение, создав в период между 1798 и 1803 гг. свою идеалистическую философию природы. Она пыталась как-то объединить новейшие открытия естественных наук в широком философском аспекте. Вот почему выступления Шеллинга с его первыми публичными курсами натурфилософии, которые он читал в Иене, и его первые печатные работы на эти темы [4] произвели такое большое впечатление на широкие общественные круги.
К сожалению, крайне скудные биографические данные о Кайданове не сохранили никаких указаний относительно его научных занятий за границей, но можно с большим основанием предположить, что, находясь там четыре года, в самый кипучий период развития натурфилософии, когда она была в германских университетах, что называется, злобой дня, он не сидел безвыездно в Вене, но побывал и в других университетских городах, чтобы прослушать курсы выдающихся профессоров. В ту эпоху это было общепринято.
В бытность Кайданова за границей появился на сцене: талантливый ученик Шеллинга и воплотитель его идей в области биологических наук — Лоренц Окен.
Окен слушал Шеллинга в Вюрцбурге и тогда же выступил со своими первыми работами. [5] Среди последователей Шеллинга Окен; был, несомненно, самым образованным и одаренным. Несмотря на свои странные натурфилософские фантазии, которые во многом ему повредили, он был выдающимся натуралистом и сделал несколько важных открытий. Ему, как известно, принадлежит позвоночная теория черепа, которую он развил независимо от Гёте и которая, несмотря на ошибки и увлечения, заключала в основе плодотворную мысль о гомо динамии позвоночника и скелета головы и была подтверждена последующим развитием науки. Опять-таки трудно себе предоставить, чтобы. Кайданов с его философскими интересами мог обойти работы Окена. Что же касается Кильмейера, то Кайданов сам указывал, что он не только был знаком с речью Кильмейера, но считал ее замечательным произведением, поворотным пунктом в науке.
Почти одновременно с Кайдановым в Германию был послан другой молодой врач — Даниил Велланский, вернувшийся оттуда ярым шеллингианцем и впоследствии получивший широкую известность как «первый русский натурфило соф». Велланский слушал лекции Шеллинга и лично познакомился с Океном.
Все это делает вероятным предположение, что и Кайданов, учась за границей, ознакомился.с тем умственным движением, которое развивалось тогда в университетах. Однако, в отличие от Велланского, который не только сделался на всю жизнь восторженным поклонником Шеллинга и Окена, но и усвоил себе как раз те элементы натурфилософии, которые составляют ее отрицательную сторону, Кайданов довольно трезво и критически отнесся к натурфилософским увлечениям и с большой прозорливостью сумел найти среди натурфилософских нелепостей своего рода жемчужное зерно.
В 1807 г. Кайданов вернулся, на родину и вскоре был назначен в Медико-хирургическую академию адъюнктом патологии и терапии по ветеринарии. С 1809 г. Кайданов — ординарный профессор ветеринарных наук. Историк кафедры эпизоотологии проф. В. Е. Воронцов, характеризуя его профессорскую деятельность, пишет, что Кайданов «отличался талантливым изложением преподаваемых им предметов и любовью к своим слушателям». [6] Проф. Д. Косоротов характеризует его как «человека редких дарований, обладавшего ясным умом». [7]
12 августа 1812 г. Кайданов защищал диссертацию на ученую степень доктора медицины.
Диссертация носила заглавие «Tetractys vitae» и была написана на латинском языке. Получив искомую степень, автор в следующем году напечатал диссертацию и, таким образом, сделал проводимые в ней взгляды достоянием читателей. Мы вернемся к содержанию этой работы в дальнейшем, здесь же отметим только, что это было сочинение не из области ветеринарии, как можно было ожидать, и даже не из области медицины, — это был трактат на общебиологическую тему, посвященный вопросу о том, в каких формах протекает жизнь природы.
Чтобы рассеять недоумение читателя, как такая работа могла быть представлена на степень доктора медицины, необходимо пояснить, что в ту эпоху но своеобразным условиям академической деятельности диссертанты могли выбирать любую тему специального или общего содержания, лишь бы она относилась к области медицинских или естественных наук. Подобным же образом Даниил Велланский получил в 1807 г. степень доктора медицины за диссертацию: «Dissertatio physico-medica de reformatione theorlae medicae et physlcae auspicio philosophiae naturalis ineunte (Физико-медицинская диссертация о реформе медицинской и физической теории на началах натуральной философии)». О врачебных вопросах в этой работе говорится очень мало, вся она посвящена изложению шеллинговой натурфилософии, на принципах которой Велланский предлагал реформировать медицину.
Заметим, кстати, что под физикой в описываемую эпоху разумели отнюдь не то, что в настоящее время. В XVIII и в начале XIX в. физика определялась как философское познание природы в целом. Физиология понималась как учение о живой природе, следовательно — как часть физики, и занималась тем, чем в настоящее время занимается общая биология.
[1] Медико-хирургическое училище было вскоре преобразовано в Медико-хирургическую академию.
[2] Консбрух. Клиническая карманная книга для молодых врачей. СПб., 1803. Автор книги Георг-Вильгельм Консбрух, известный в свое время немецкий врач, составитель многочисленных медицинских пособий типа справочников, имевших большое распространение. Кайданов перевел его сочинение: «Taschenbuch fur angehende Aerzte» (Лейпциг, 1794), вышедшее многими изданиями. Русский перевод сделан, вероятно, с третьего издания 1801 г. Эта книга была переведена также и на шведский язык (Стокгольм, 1813).
[3] Лекарь Кайданов и студент Яновский были направлены в Вену, студенты Горнбург, Петров Артемий и Мюльгаузен Богдан вместе с адъюнкт-проф. И. Д. Книгиным были посланы в Берлин. Книгин был впоследствии профессором анатомии и физиологии в Харьковском университете.
[4] Ideenrzu:einer Phi'losophie der. Natur, 1797; Von , der Weltseele, 1798; Erster Entwurf eines Systems der Naturphilosophie, 1799, и др.
[5] Lorenz О ken. Abriss des Systems der Biologie, 1805; Die Zeugung, 1805. Основная и наиболее известная работа Окена, где он объединил, сказанное им раньше, — «Lehrbuch des Systems der Naturphilosophie» — вышла в свет в 1809 — 1811 гг.
Энгельс положительно относился к деятельности Окена как эволюциониста. Он считал его предшественником Ламарка и Дарвина и называет «первым принявшим в Германии теорию развития» (Фр. Энгельс.. Диалектика природы. ОГИЗ, 1948, страница 13, 163).
[6] В. Е. Воронцов, ук. соч., страница 60.
[7] История Военио-медишшской академии..., стр 274