Типы полетов воробьев

Полет и передвижение по твердым субстратам.

У воробьев есть следующие типы полетов, отличающиеся по режиму движений крыльев, траекториям и целям:

  • Машущий режим с умеренно глубокими взмахами крыльев, частота которых относительно невелика. У большинства мелких воробьиных весом около 30 г она составляет 10-11 взмахов в секунду (Norberg, 1991);
  • Трепещущий режим с увеличенной, по сравнению с предыдущим, частотой и уменьшенной амплитудой взмахов;
  • Порхающий режим отличается от двух предыдущих заметно меньшей частотой и большей амплитудой (глубиной) взмахов;
  • Режим инерционного скольжения с неподвижными крыльями — сложенными или приподнятыми над спиной в виде буквы V.

Присутствие разных режимов полета в воздушной локомоции воробьев:

Присутствие разных режимов полета в воздушной локомоции воробьев:

1 — да; 2 — нет.

Полет воробьев включает три активных режима, когда птица может набирать скорость и высоту, и один пассивный режим, когда птица, двигаясь в воздухе но инерции, теряет высоту и снижается.

Повседневный транспортный полет у всех воробьев протекает по характерной дугообразной траектории: в активной фазе птица пользуется машущим режимом, а затем скользит со сложенными или полусложенными крыльями.

Дугообразность транспортного полета особенно бросается в глаза у Passer, Petronia и Pyrgilauda. У Montifringilla с их острыми и длинными крыльями полет выглядит значительно более быстрым, сильным и прямолинейным. По-видимому, это достигается за счет того, что снежные воробьи сильнее разгоняются в активной и меньше снижаются в инерционной фазе полета. Складывается впечатление, что снежные воробьи больше других видов приспособлены к полету на большие расстояния в горном ландшафте при практически постоянном, сильном ветре.

На Рис. охарактеризовано присутствие разных режимов полета в воздушной локомоции воробьев. У Passer полет используется только для транспортных целей и не несет сигнальных функций. Некоторое возрастание частоты взмахов и приближение к трепещущему режиму все же удается наблюдать в некоторых напряженных социальных контекстах, например, при образовании пары или копуляции (нолевой и саксаульный воробьи). У прочих родов воробьев режимы движений крыльев отличаются большим разнообразием и входят в качестве составляющих частей в различные тины воздушных эволюций, выполняющих чисто коммуникативные функции.

Траектории некоторых типов полетов воробьев

Траектории некоторых типов полетов воробьев.

А — неритуализнрованный ориентировочный полет каменного воробья; Б - токовой, рекламирующим полет монгольского земляного воробья; В — транспортный полет монгольского земляного воробья; Г — транспортный полет снежного воробья; Д — токовой рекламирующий полет снежного воробья; Е — трепещущий полет монгольского земляного и каменного воробьев,

1 — машущий режим; 2 — скольжение на поднятых крыльях; 3 - скольжение со сложенными крыльями; 4 — трепещущий режим; 5 — порхающий режим.

Трепещущий режим активно используют каменные и земляные воробьи в виде особого демонстративного полета на расстояние до 20-30 м на высоте 0,5-1,5 м в социально значимых ситуациях (образование пары, рекламирование территории, пограничные конфликты). Аналогичный, но значительно менее выразительный полет, есть и у короткопалых воробьев. Кроме того, трепещущий режим употребляется в рекламирующих (токовых полетах) земляных воробьев, а также в пред-конуляционных воздушных демонстрациях каменных и земляных воробьев (Рис).

Токовой полет монгольского земляного воробья включает три режима.

После старта самец с песней поднимается на 10-20 м и пересекает территорию по прямой или летает над ней кругами диаметром до 50 м в течение 1-2 мин, поразительно напоминая при этом жаворонка и составляя резкий контраст с привычными представлениями о воробьях. Кроме того, почти во всех социальных контекстах для земляных воробьев очень характерны демонстративные взлеты свечой до 1-5 м с употреблением всех трех режимов. По-видимому, это не что иное, как редуцированные формы полного токового полета при условии, что исполнитель предпочитает не терять тесного контакта с социальным партнером или оппонентом. Очень своеобразен повседневный транспортный полет земляных воробьев из-за необычайно крутых и ломанных траекторий взлета и посадки. Эти воробьи приземляются не но отлогой предсказуемой территории, подобно другим птицам, а соскальзывают почти отвесно вниз с элементами скольжения на поднятых крыльях, благодаря чему положение птицы в воздухе меняется самым неожиданным образом и ее в этот момент легко потерять из виду.

Токовой полет снежных воробьев менее выразителен, а его типичные формы континуально связаны с повседневной локомоцией. Главный демонстративный элемент полета — порхающий режим. Глубокие, плавные взмахи крыльев чередуются со скольжением на фиксированных и V-образно приподнятых крыльях. После старта самец на машущем или порхающем режиме, слегка фиксируя глубокие взмахи, круто взлетает на 5-6 м и сразу же соскальзывает полого вниз на поднятых на спиной крыльях. Продолжительно полетов не превышает 20 с. Демонстративный эффект токового полета снежного воробья усиливается яркими белыми пятнами на длинных крыльях и черно-белой окраской рулевых.

Судя но описанию Schaffer (1938), токовые полеты тибетских M.adamsii выглядят похоже, однако из-за более ярко выраженной социальности этого вида, эти полеты часто носят коллективный характер. Кроме того, порхающий режим у M.adamsii выражен в более яркой форме: взмахи крыльев столь глубоки, что в нижней точке они с характерным звуком сталкиваются друг с другом.

Поделиться:
Добавить комментарий